Список использованных источников




Анализ литературы

Творческая активность человека несёт в себе не только его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Термин «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Творчество - это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира. Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации. Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству [2].

Проблема креативности имеет свою историю. Долгое время эта психологическая характеристика вызывала споры о ее значимости. В настоящее время существует несколько подходов к определению креативности. Креативным может быть человек, который приходит к открытию новых перспектив, находит новые решения проблемы. Креативность индивидуальна. Креативный человек должен обладать способностью к творчеству и отличаться высоким уровнем толерантности. В креативе сильна потребность развития, самоактуализации и самореализации. Креативная личность в особой помощи не нуждается, ей необходим лишь стимул для дальнейшего движения вперед, для самореализации своего творческого потенциала. Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора [3]. Креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир по-особенному. Успех творчества не возможен без креативности, которую относят к общим способностям и связывают с творческими возможностями. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки [7].

Довольно долго творческие достижения человека объясняли высоким уровнем общих и специальных способностей, фактически не выделяли творческие способности как особый вид, отождествляли их с интеллектом. Толчком для их выделения как особого вида послужили сведения про отсутствие связи между выполнением тестов интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было также отмечено, что творческие возможности человека не совпадают со способностями к обучению. Тенденция к выделению креативности как специфического вида способностей возникла в 50-е гг. XX в. и связана прежде всего с именами известных американских психологов Л.Терстоуна и Дж. Гилфорда. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи, напрямую связывать с творческими достижениями [1].

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16 гипотетических интеллектуальных параметров, характеризующих креативность: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира); способность к разработке гипотезы; иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Дж. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентное мышление, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на известное или подходящее решение проблемы) [1].

Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами и патологией мозга и нервной системы. Так, Л. Кронбах причину креативности видит в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении владеть качественным «просеиванием» идей. Г.Домино показал, что креативные дети имели матерей с патологическими личностными особенностями. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высоко креативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам [5].

Ф. Бэррон и Р. Кеттелл определили, что среди креативных реже встречаются психозы, чем у населения в среднем, но чаще замечаются эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к самоубийству. Ф. Бэррон объяснил это большей чувствительностью к окружающей среде. Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей [5].

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом – минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем – на продуктивном (поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:

1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности; 2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству [5].

Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности [10].

Креативность, как и интеллект, определяется факторами среды. В первую очередь на эту способность влияет общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низко интеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. К развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, такие как конфликтыне семейные отношения: необходимость общаться с родителями, находящимися в конфликте, требует в большей степени проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагополучных семьях бывают дети с высоким уровнем развития, в таких случаях очень важен генотип ребенка [5].

Большинство психологов отмечают, что креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч.Спирмен считал, что это – «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У.Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». По мнению Е. Торренса, креативность – это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Согласно Е. Торренсу, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. Важная роль в исследовании креативности принадлежит американскому психологу А.Г. Маслоу, задавшему прагматический критерий успешности для оценки степени самоактуализации как внешнего проявления креативных процессов [1].

Большинство психологов, изучающих феномен креативности, рассматривают ее, как проявившееся при благоприятных социальных условиях свойство личности, присущее каждому человеку, и требующее всестороннего развития и раскрытия. В психологии креативности принято считать, что высокое проявление творческих способностей обычно сочетается с определенными личностными свойствами. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала. В экспериментальном исследовании Е.Л.Солдатовой был проведен корреляционный анализ связи креативности с некоторыми свойствами личности. Наиболее связанной с креативностью является толерантность. Существенные связи с креативностью обнаружены среди факторов, диагностирующих межперсональные качества личности, самоуверенность в общении и взаимодействии. Данные качества характеризуют подростков с точки зрения их способности к самостоятельным мыслям и поступкам, стремления к достижению определенного статуса, наличия честолюбия, воли и активности, проявления настойчивости, инициативности, склонности к лидерству, обладания развитыми вербальными способностями. Иначе говоря, чем более развиты вышеперечисленные качества, тем более креативным должен быть подросток [12].

Б.Ф.Ломов выделяет роль общения в развитии творческой личности. Для формирования креативности необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации. Одним из факторов, определяющих развитие творческой активности личности, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, затрудняет проявление творческих возможностей личности. Большинство авторов убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. А.Роу, исследуя биографии великих творцов, нашла единственное общее в их биографиях – приобщение к радости творческого открытия в подростковом возрасте. Поэтому развитие творческих способностей начинается с формирования потребности в познании [8].

Творческость – это реализация человеком своей индивидуальности. Но для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая. Все, что делает или не делает человек, в большой степени обусловлено его концепцией самого себя. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей. Успехи в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Подростковый возраст является возрастом открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним – интерес к своему внутреннему миру и средствам его выражения [10].

В современной отечественной психологии активно развивается понимание личности как субъекта организации пространства своего бытия и идея об активности личности в процессе преобразования бытийных пространств (Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн). В связи с рассмотрением личности как активного, сознательного субъекта, стремящегося к полноценному бытию, творчество рассматривается как оптимальный вариант реализации личностью своего внутреннего содержания. Таким образом, в психологической науке и практике преодолена «недосягаемость» творчества и креативности, но до сих пор не прекращается дискуссия о содержательном наполнении данных феноменов [15].

Выделение специфических видов креативности представляется как решение проблемы противоречивости представлений о взаимосвязях с ней различных психических особенностей, возникающих при изучении креативности в общем виде. Возможность спецификации креативности связана также с развитием психологии бытия в реальных сферах человеческой жизни (в частности, профессиональной). В связи с изменчивостью и многообразием социального мира конкретные профессии, в которых социономическое пространство есть место личностной реализации, предъявляют к личности особые требования. Для того чтобы не встраиваться, а овладевать и переструктурировать это пространство, личности необходимо проявлять творческий потенциал, и в этом смысле быть профессионалом. Конкретное профессиональное социономическое пространство предполагает социальное творчество и обеспечивающую его социальную креативность [14].

Выделяя для анализа относительно новую психологическую категорию, необходимо отметить недостаточную разработанность термина «социальная креативность», отсутствие его в психологических словарях при существовании различных подходов к его рассмотрению, разработок, исследований, посвящённых данной тематике. Социальная креативность является самостоятельным видом креативности. В психологической литературе предлагаются дополняющие друг друга результативное, структурное и системное определения социальной креативности [13].

Интерес к побудительным основаниям творческого потенциала личности обусловлен противоречивостью данных о мотивационном компоненте креативности, несмотря на многочисленность исследований подобного рода. Неэффективность мотивирования творческих проявлений личности влиянием внешних подкреплений подтверждает, что стимулирование проявлений креативности происходит в совершенно ином качестве: на первое место выступают мотивы внутренние, принадлежащие самой личности и побуждающие её к реализации собственных стратегий и смыслов. Вопрос о мотивационном компоненте креативности – спорный, и изучение побудительных оснований социальной креативности – один из способов его разрешения [14].

Социальная креативность результативно определяется как свойство личности, обеспечивающее творческое субъектное преобразование социономического пространства (иными словами – процесс социального творчества), выражающийся в создании личностью новых и нестандартных способов решения социономических задач, создание новых относительно личности и общества продуктов социальной реальности: социальных структур и ситуаций; форм и способов социального поведения; динамики переживаний и отношений между явлениями социального мира [14].

Социальная креативность структурно определяется как свойство личности, объединяющее созидательно-личностные особенности (позволяющие создавать новый продукт в социальном пространстве) и личностно-процессуальные характеристики креативности (проявления личности в процессе взаимодействия с социономическим пространством бытия, в процессе выполнения деятельности, постановки и решения социономических задач) и предполагающее их обращённость на социальную сферу бытия. К созидательно-личностным особенностям социальной креативности относятся: оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, творческое мышление, эмоциональность, чувство юмора, творческое отношение к профессии (по Н.Ф. Вишняковой) [14].

К личностно-процессуальным характеристикам социальной креативности относятся: чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, беглость, гибкость, находчивость, способности к структурированию, оригинальная продуктивность, независимость, самодостаточное поведение. Социальная креативность системно определяется как интегративное многоаспектное свойство личности, объединяющее в себе элементы поведенческой, познавательной и побудительной систем личности, проявляющиеся в процессе создания личностью новых форм бытийности социономического пространства. Данный вид креативности обретает свою специфику сообразно особенностям социономического пространства, в котором данное свойство проявляется [14].

Личностные основания когнитивного компонента социальной креативности (познавательная система) – это: развитые социальный интеллект и социальная компетентность (как системы, обеспечивающие возможность создания когнитивно сложного, многоаспектного образа социального мира); характеристики и процессы социального мышления: проблематизация (самостоятельное выявление противоречий социальной действительности, проблемное видение и постановка личностью социономических задач); трансформация и импликация (предположение о возможном развитии) социальных ситуаций, событий, явлений; синергичность как умение комбинировать противоречивые разрозненные, слабо связанные элементы социальной реальности; дивергентные характеристики социального мышления – беглость, гибкость, оригинальность, продуктивность и др.; интуиция как скрытое дивергентное мышление, выявляющее имплицитные (побочные, неявные) знания о реалиях социальной действительности; развитое воображение, мысленное оперирование социальными представлениями, создание образов несуществующих моделей социального мира, его оригинальных комбинаций и форм [13].

Личностные основания когнитивного компонента социальной креативности (поведенческая система) – это:надситуативная активность, «неадаптивное» поведение в социальных ситуациях и событиях; выход за пределы социальной ситуации и имеющихся возможностей для решения социономических задач, активное социальное познание, поиск нового опыта взаимодействия с социальной реальностью; трансгрессивные действия, расширяющие и преобразующие социальное пространство личности; неригидность в поведении и независимость от социальных норм, стереотипов, сложившихся структур социального мира (поленезависимость) [13].

Личностные основания аффективного компонента социальной креативности (побудительная система) – это: социальный интерес (чувство интересного, побуждающее к социальной активности); творческое отношение к пространству социономических явлений; дивергентное чувствование и гибкое эмоциональное отношение к социальному миру [13].

Социальная креативность личности характеризуется многосложной взаимозависимостью с побудительными основаниями различных уровней (личностные ценности, направленность, тенденции к достижениям и к самоактуализации).Социальная креативность личности связана: с общим уровнем самоактуализации и такими её параметрами, как внутренняя поддержка, приверженность ценностям самоактуализирующейся личности, синергичность, творческое отношение к сфере самореализации, спонтанное поведение и выражение чувств, сензитивность к своему внутреннему миру, потребность в познании как порождении нового; с мотивацией достижений: высокая выраженность социальной креативности основана на мотивации к достижению успеха; с типом направленности личности: высокая социальная креативность личности социономической профессии в большинстве случаев основана на гуманистическом типе направленности, а низкая – на прагматическом; с высокой значимостью для личности ценностей и сфер социальной активности, причём высокие показатели социальной креативности основаны на общей силе мотивации и полимотивированности личности, а также на сознательном предпочтении образовательной сферы активности, на стремлении к расширению кругозора и повышению уровня образованности [12].

Анализируя идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия авторы И.Б.Гриншпун и Е. А. Морозова отмечают, что собственную теоретическую базу психодрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия. Спонтанность и креативность рассматриваются как основные понятия психодрамы. Представления психодрамы о спонтанности, креативности и действии связаны с теорией ролей. Понятия «спонтанность» и «креативность» раскрывается Морено в его теории спонтанности. Спонтанность, с одной стороны, выступает как психологический эквивалент философско-теологического понятия «искра Божья», соотносясь, таким образом, с некоей благодатной космической силой (она выступает, в частности, в форме индивидуальной энергии, потенциально доступной чувственному восприятию и контролю). С другой стороны, спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые, то есть как некий конкретный акт, обладающий определенными характеристиками. В то же время Морено и его последователи указывают, что спонтанность может быть и неадекватной, в частности деструктивной (что противоречит предыдущему определению), то есть, по сути, речь идет о самопроизвольности как таковой. Так или иначе, спонтанность может быть по контексту рассмотрена как некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу. Спонтанность, по Морено, не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обеднение личности («невроз креативности»); вместе с тем высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности [6]. В этом плане цель психодраматической терапии — высвобождение спонтанности и ее одновременная «разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека» [9].

Морено описал независимые формы выражения спонтанности: драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов); творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.); оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему); адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение) [11].

Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Способность творить, по Морено, — фундаментальное человеческое свойство. Креативность отчетливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования. Психодрама разрабатывалась Морено как средство терапии «невроза креативности», то есть неблагоприятного состояния, связанного с застоем творческого отношения к бытию. Высвобождению и контролю спонтанности можно научиться с помощью психодраматических техник [9].

Творческий процесс воплощается в появлении того или иного материального или идеального продукта (в том числе роли), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, то есть консервироваться. На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах — продуктах культуры, фиксированных в форме произведений науки, искусства. Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осуществляется благодаря разогреву [6].

Для Морено креативность является «теологической, социальной, а также биологической ценностью» [16, с.58]. Часто негативно окрашенной спонтанности он противопоставляет положительно понимаемую спонтанность. Она может проявляться в четырех различных видах: «1. Спонтанность, проявляющаяся в активировании культурных консервов и социальных стереотипов. 2. Спонтанность, проявляющаяся в сотворении новых организмов, новых художественных форм и структур окружающей среды. 3. Спонтанность, проявляющаяся в формирование свободного выражения личности. 4. Спонтанность, проявляющаяся в адекватной реакции на новую ситуацию» [17, с.57]. Если спонтанность является процессом мгновения, то креативность может иметь и продолжительный характер. Она выражается в культурных консервах (например, театральные пьесы, книги, языки, жесты, манифестации, ролевые поведения и т.д.). С помощью спонтанности консервы могут быть снова активированы. Возникает «ротационный процесс», когда совершенно естественно будет иметь сопротивление изменениям [16, с.63].

Следующее ключевое понятие психодрамы, с которым связаны спонтанность и креативность, — понятие действия. Так же, как спонтанность и креативность, действие здесь рассматривается как феномен космический; оно — признак материи в целом и живой материи в частности. Как способ человеческого поведения действие старше речевого общения. Глубокие же детские переживания возникают на доречевом уровне развития ребенка, на уровне «первой вселенной», да и в целом действия находят лишь частичное речевое воплощение. Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потребность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрезмерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креативному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акциональным методом — методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала [6].

Заключение

На современном этапе развития психологии изучение проблемы креативности ведется в нескольких направлениях. В рамках первого направления исследования отвечают на вопрос, зависит ли креативность от интеллекта, ориентируясь на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление определяет, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам. Существует множество подходов к определению природы креативности, поэтому невозможно привести единое обобщающее определение. Большинство авторов считают понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение) аналогом понятия «творческие способности», связывают креативность с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое.

Креативность и спонтанность являются основными понятиями психодрамы Морено, которая определяется как метод групповой психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия.

 

Список использованных источников

1. Батаршев, А.В. Категория «креативность»: прагматический подход к раскрытию ее сущности / Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика» 23-24 октября 2008 года. – СПБ.: ИПО РАО, 2009. - С. 257-260.

2. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2000. – С. 34-47.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская М.: ИЦ «Академия», 2002. – 320 с.

4. Вагин, Ю.Р. Креативные и примитивные / Ю.Р. Вагин. М.: Изд-во УРАО, 1996. – 209 с.

5. Вишнякова, В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения / В.Ф. Вишнякова – Минск, 1995. – С. 56-60.

6. Гриншпун, И. Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2002. – 22 с.

7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999. – 234с.

8. Дубина, И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций / И.Н. Дубина. – Новосибирск: СОРАН, 2000. – 173 с.

9. Лейтц, Г. Классическая психодрама Я. Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. – С. 68.

10. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин, И.С. Аверина. – М.: Педагогика, 1991. – 156 с.

11. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. – C. 114.

12. Солдатова, Е.Л. Креативность в структуре личности: (На прим. развития креативности в подростковом возрасте): Автореф. дис.... канд. психол. наук: / Е.Л. Солдатова. – СПб., 2005. –16 c.

13. Чичук, Е.Ю. Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий). Автореф дисс...канд. псих. Наук / Е.Ю. Чичук. – Краснодар, 2006. – 22 с.

14. Чичук, Е.Ю. Социальная креативность как компонент самоактуализации личности в социономической деятельности / Е.Ю. Чичук. // Человек. Сообщество. Управление: науч.-инф. журн. Краснодар: КубГУ, 2006. – С. 23-27.

15. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности / В.С. Юркевич. //Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б.Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 402 с.

16. Нааn, A. Kreatives Erleben im Psychodrama. Zum Kreativitatskonzept in der Psychotherapie. Deutscher Universitats-verlag, Wiesbaden. 1992, S.63

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: