ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Методические указания к дипломному проектированию
для студентов специальности 080507
«Менеджмент организации»
Якутск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..………………………………………. | ||
1. | ТРЕБОВАНИЯ Государственного образовательного стандарта ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ …………….………………….. | |
2. | ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. | |
3. | ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………. | |
4. | РУКОВОДСТВО И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………… | |
5. | ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ И СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………………… | |
6. | ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА …………………………. | |
7. | ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………………………. | |
8. | РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………... | |
9. | ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ ………………… | |
10. | ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…….. | |
11. | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………... | |
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа является одним из видов научно-исследовательской работы студентов, выполнение и защита которой является логическим завершением обучения в высшем учебном заведении. Цель квалификационной выпускной работы – систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений, полученных студентом – выпускником по изучаемым дисциплинам.
|
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) выполняется в форме дипломного проекта. Дипломный проект представляет собой научно обоснованное исследование, позволяющее решить практические задачи, вытекающие из системного анализа выбранной для исследования темы (проблемы). При выполнении ВКР обучающиеся должны показать свои способности и умения, опираясь на полученные углубленные знания, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Методические указания предназначены для выпускников специальности 080507 «Менеджмент организации», а также научных руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ. В указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения работы.
Методические указания разработаны на кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления образованием ПИ СВФУ в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников СВФУ, завершивших обучение по основным образовательным программам ВПО, утвержденному приказом №42 - ОД от 23.01.2013 г. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.
|
1. ТРЕБОВАНИЯ ГОС К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080507 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»
Выписка из требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке специалиста по специальности 080507 «Менеджмент организации»:
Специалист должен:
иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.
Знать:
теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;
принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.
Уметь:
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;
использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.
Владеть:
специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);
|
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.
Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
1. Итоговая государственная аттестация менеджеров включает сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности, а также защиту дипломного проекта по одной из актуальных тем совершенствования управления.
2. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.
3. Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.
2. ПОДГОТОВКА выпускной квалификационной РАБОТЫ(дипломного проекта)
Подготовка выпускной квалификационной работы состоит из нескольких этапов:
-выбор темы и ее утверждение в установленном порядке;
-формирование структуры и календарного графика выполнения работы, согласование с научным руководителем;
-сбор, анализ и обобщение документальных материалов по выбранной теме;
-формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций по результатам анализа;
-подготовка письменного проекта выпускной квалификационной работы и его представление руководителю;
- оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными требованиями;
-сдача выпускной квалификационной работы на нормоконтроль (Приложение № 4);
- получение допуска к защите выпускной квалификационной работы;
-подготовка доклада (презентации) и раздаточного материала;
-защита дипломного проекта.
Студент является автором дипломного проекта и несет полную ответственность за самостоятельность выполнения ВКР, достоверность представленных данных и результатов, оформление, структуру и содержание ВКР в соответствии с действующими в методическом указании по выполнению ВКР.
3.ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ВКР выполняется на тему, которая соответствует области, объектам и видам профессиональной деятельности по специальности. Научный аппарат и содержание ВКР должны соответствовать специальности и специализации, получаемой выпускником. Тематика ВКР определяется выпускающими кафедрами и утверждается на Ученом совете. Тематика ВКР подлежит ежегодному обновлению и должна соответствовать как современному уровню развития науки, так и современным потребностям общественной практики и формироваться с учетом предложений работодателей по конкретной специальности.
Выпускник имеет право выбора темы из предложенной тематики ВКР, подав заявление на выпускающую кафедру (Приложение № 1). ВКР может быть выполнена на тему, предложенную организацией-работодателем, в соответствии со стандартом специальности и специализации. Выпускник имеет право предложить свою тему ВКР вместе с обоснованием целесообразности ее разработки при условии соответствия темы стандарту специальности и специализации.
Кафедра вправе на своих заседаниях обсуждать и вносить редакционные изменения в названия тем, уведомив об этом студента и его руководителя. Темы дипломных проектов, научные руководители фиксируются в протоколах заседаний выпускающей кафедры и Ученого совета, утверждаются приказом директора по представлению кафедры. Изменение тем дипломных проектов, а также научных руководителей после подписания приказа не допускается. Конфликты интересов студентов при выборе тем разрешает заведующий выпускающей кафедрой.
Изменение или корректирование (уточнение) темы допускается в исключительных случаях по просьбе руководителя ВКР с последующим ее утверждением на заседании выпускающей кафедры. В этом случае по представлению заведующего кафедрой издается дополнение к приказу «Об утверждении тем ВКР».
4. РУКОВОДСТВО И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВКР
Координацию и контроль подготовки ВКР осуществляет руководитель ВКР, являющийся, как правило, преподавателем выпускающей кафедры.
Допускается привлечение к руководству ВКР на условиях совместительства или почасовой оплаты профессоров и доцентов из других вузов, научных сотрудников, имеющих ученое звание и(или) ученую степень, а также высококвалифицированных специалистов из органов государственной власти, местного самоуправления предприятий и организаций, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее специальности, по которой выполняется ВКР, и стаж практической деятельности в указанных сферах не менее 5 лет.
Руководители ВКР определяются выпускающими кафедрами и назначаются приказом директора ПИ СВФУ по представлению заведующего кафедрой.
В обязанности руководителя входит:
а) составление задания на ВКР;
б) определение плана-графика выполнения ВКР и контрольвыполнения ВКР;
в) рекомендации по подбору и использованию источников и литературы по теме ВКР;
г)оказание помощи в разработке структуры (плана) ВКР;
д) консультирование студента по вопросам выполнения ВКР согласно установленному на семестр графику консультаций;
е) анализ текста ВКР и рекомендации по его доработке (по отдельным главам, разделам, подразделам);
ж) оценка соответствия ВКР требованиям Положения о ВКР;
з) информирование о порядке и содержании процедуры защиты ВКР (в том числе предварительной), о требованиях к студенту;
и) консультирование (оказание помощи) в подготовке выступления и подборе наглядных материалов к защите (в т.ч. предварительной);
к) содействие в подготовке ВКР на внутривузовский или иной конкурс студенческих работ (при необходимости);
л) составление письменного отзыва о ВКР (примерная форма приведена в Приложении №5), в котором отражается:
- актуальность ВКР;
- степень достижения целей ВКР;
- наличие в ВКР элементов научной, методической и практической новизны;
- наличие и значимость практических предложений и рекомендаций, сформулированных в ВКР;
-правильность оформления ВКР, включая оценку структуры, стиля, языка изложения, а также использования табличных и графических средств представления информации, в соответствии с правилами, установленными ГОСТ;
- степень владения автором работы профессиональными знаниями, умениями и навыками;
- недостатки ВКР;
- рекомендации ВКР к защите.
Допускается назначение двух руководителей ВКР, если тема ВКР имеет междисциплинарный характер. Ответственность за руководство и организацию выполнения ВКР несет выпускающая кафедра и непосредственно руководитель ВКР. За все сведения, изложенные в ВКР, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет студент – автор ВКР.
С целью оказания выпускнику специализированных консультаций по отдельным аспектам выполняемого исследования наряду с руководителем может быть назначен консультант ВКР.
Консультант назначается приказом директора ПИ СВФУ на любом этапе выполнения ВКР по представлению заведующего выпускающей кафедрой.
5.ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ И СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. ВКР специалиста – 50-70 страниц (без приложений).
2. Структура ВКР содержит следующие обязательные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиографический список;
- приложения (при необходимости);
- лист нормоконтроля.
2.1 Требования к основным элементам структуры ВКР:
Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломного проекта:
Введение.
Глава 1. Теоретическая часть.
Глава 2. Аналитическая часть.
Глава 3. Проектная часть.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.
Титульный лист является первой страницей ВКР и оформляется в соответствии с Приложением №2.
В содержании перечисляют введение, заголовки глав (разделов) и подразделов основной части, заключение, библиографический список, приложения, лист нормоконтроля.
Во введении указываются объект, предмет, цель и задачи ВКР, обосновывается ее актуальность, теоретическая основа исследования, хронологические рамки, теоретическая и (или) практическая значимость, определяются методы исследования, дается краткий обзор информационной базы исследования, обозначается структура. Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Необходима доказательная база актуальности выбранной темы квалификационной работы. Объект и предмет исследования - это категории научного процесса и соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет - более узкое понятие, обозначающее определенную сторону, свойство изучаемого объекта, то на что именно направлено внимание исследования. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением исследования или очень близок к нему. Формулирование цели исследования имеет определяющее значение для его успешного проведения. В определении цели исследования должен быть раскрыт научно-практический смысл всей работы, обозначен тот научно-практический результат, к которому стремится выпускник. Цель согласовывается с названием работы. Выпускник должен подчинить свою квалификационную работу цели исследования. Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Задачи исследования формулируются, исходя из тематики глав, параграфов, существа рассматриваемых проблем. Делается это в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить …, уточнить…, проанализировать…, рассмотреть…, установить …, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п. Обязательным элементом «Введения» является указание применяемых в работе методов исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа, синтеза и т.п.). и инструментов (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, «дерево целей» и т.п. При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы. Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента, степени проработанности проблемы, выявление недостаточно изученных вопросов. Хронологический период и территориальные рамки исследования выпускник определяет самостоятельно.
Пример: объект исследования – процесс мониторинга качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
Предмет исследования – сущность, принципы, функции мониторинга, критерии и способы оценки качества образования;
Цель квалификационной работы – исследовать сущность мониторинга качества образования и его влияние на результаты учебно-воспитательного процесса;
Задачи исследования –
- изучить понятие мониторинга качества дошкольного образования;
- проанализировать современное состояние проблемы качества образования, предоставляемого ДОУ;
-разработать механизм мониторинга….
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2012-2014 гг.
Теоретико-методологической основой исследования послужили теории управления ….
Методы исследования: историко-сравнительный анализ, социологические методы, статистические методы сбора и обработки информации.
Практическая значимость исследования. Реализация предлагаемого проекта «…» будет способствовать …
Эмпирической базой исследования выступил (указать название учреждения, на базе которого проводился анализ проблемы..)
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Теоретическая часть (в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название и содержать три-четыре параграфа).В разделе теоретических и методических основ изучения проблемы необходимо:
- определить сущность исследуемой проблемы и дать характеристику степени ее проработанности в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т. п.);
- указать, какое место занимает и какую роль играет рассматриваемая проблема в практике организации управления в рамках конкретной сферы, отрасли, территории.;
- обобщить опыт (как положительный, так и негативный) реализации рассматриваемой проблемы в отечественной (по необходимости зарубежной) практике, например, по методическому обеспечению, степени проработки организационного, экономического, правового механизма реализации проблемы;
- наметить возможные пути решения проблем;
- определить, какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу рассматриваемой проблемы;
- выделить состав и краткое содержание принципов и методов решения изучаемой проблемы на практике.
В разделе на основе обзора литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы.
В процессе изучения научно-практической литературы очень важно обосновать свою позицию по данному вопросу.
Разработка теоретической части дипломного проекта предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.
Глава 2. Аналитическая часть (в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название и содержать три-четыре параграфа). Раздел должен включать анализ состояния вопроса напримере конкретной сферы, отрасли, территории. В разделе необходимо:
- собрать и обобщить информацию о состояние исследуемого вопроса в сфере управления образования на современном этапе;
- проанализировать отечественную (по необходимости зарубежную) практику решения рассматриваемой проблемы;
- проанализировать подходы и методы, используемые на практике при решении исследуемой проблемы в рамках конкретной сферы.
- дать оценку реализации мероприятий на современном этапе.
Это необходимо для того, чтобы студент мог представлять и свободно ориентироваться в процессах, мероприятиях и изменениях, происходящих в системе управления образованием при реализации стратегических целей и задач развития на современном этапе.
Студент должен хорошо представлять себе основные проблемы развития образовательной сферы. Должен знать нормативно-правовую базу и отслеживать изменение законодательства, регламентирующего организацию управленческой деятельности в рамках темы исследования.
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (проектная часть) - в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название и содержать три – четыре параграфа.
Раздел должен включать разработку рекомендаций и предложений по совершенствованию процесса управления образовательным учреждением. В разделе необходимо:
- дать оценку результатов практики решения проблемы, реализации управленческих мероприятий;
- проанализировать причины, препятствующие решению проблемы;
- оценить условия и возможности для устранения причин препятствующих решению проблемы;
- разработать проект по совершенствованию процесса управления на основе рекомендаций и предложений
- обосновать предложения и рекомендации по оптимизации управленческой деятельности
Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется темой дипломного проекта, результатами проведенного анализа. Исследуются и оцениваются результаты реализации управленческих мероприятий. Происходит обработка полученной информации, дается оценка показателей. Намечаются пути использования резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта.
Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
Проектные мероприятия должны обязательно вытекать из результатов анализа и быть направлены на устранение выявленных недостатков.
Заключение. В Заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5—10 % от общего объема дипломного проекта.
Библиографический список должен включать изученную и использованную в ВКР литературу. Он свидетельствует о степени изученности проблемы, наличии у студента навыков самостоятельной работы с информационной составляющей ВКР и должен оформляться в соответствии с требованиями ГОСТ.
В приложении включаются связанные с выполненной ВКР материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.д.
Нормоконтроль является завершающим этапом выполнения выпускных квалификационных работ студентов. Подписанные научным руководителем и имеющие рецензию выпускные квалификационные работы предъявляются на нормоконтроль, который проводится в соответствии с методическими указаниями по выполнению выпускных квалификационных работ. Заключение нормоконтролера по оформлению выпускной квалификационной работы вносится в лист нормоконтроля, который помещается в работе после приложений.
6. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Литературное оформление выпускной квалификационной работы представляет собой важный элемент ее выполнения и является одним из многих факторов, учитываемых при ее оценке. Прежде всего, большое внимание обращается на содержательную сторону изложения материала: логичность и последовательность, полноту и репрезентативность, общую грамотность и соответствие стандартам и принятым правилам, внешнее оформление титульного листа, текст работы, списка литературы и приложений.
Работа оформляется в виде текста, подготовленного на персональном компьютере с помощью текстового редактора и отпечатанного на принтере на листах формата А4 с одной стороны. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная допускается только для таблиц и схем приложений. Основной шрифт – черный.
К формулировкам заголовок (названий) глав и параграфов дипломной работе предъявляются следующие основные требования:
- краткость, четкость, разнообразие;
- последовательное и точное отражение внутренней логики содержания работы.
В выпускной квалификационной работе, как в любом научном исследовании, не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственное лицо: «Я наблюдал», «Я считаю», «По моему мнению», так и множественного: «Мы наблюдаем», «Мы имеем» и т.д. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно писать «по мнению автора выпускной квалификационной работы» или выражать ту же мысль в безличной форме: «анализ полученных результатов свидетельствует о том, что…», «проведенные исследования подтвердили…».
При упоминании в тексте фамилии (ученых-исследователей, и др.) их инициалы, как правило, ставятся перед фамилией, а не как принято в списках литературы. Например, О.М. Рой.
В дипломном проекте должно быть соблюдено единство стиля изложения материала, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с установленными нормами современного русского языка.
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое - 30 мм и нижнее – 25 мм.
Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В тексте должны быть четкие линии, буквы, цифры и знаки.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, определениях, применяя инструменты выделения и шрифты различных стилей.
В разделе «Введение» следует выделять жирным шрифтом наименование его элементов:
- актуальность темы;
- анализ изученных источников и литературы;
- цель работы;
- задачи исследования;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- теоретико-методологическая основа и эмпирическая база выпускной квалификационной работы;
- практическая значимость выпускной квалификационной работы.
Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, библиографическому списку, приложениям и т.д.). Главы нумеруются в пределах дипломного исследования. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы.
Наименования всех структурных элементов ВКР (за исключением приложений) записываются в виде заголовков строчными буквами по центру страницы без подчеркивания (шрифт 14 жирный). Название главы и заголовка параграфа не разделяются и форматируются полуторным интервалом. Заголовок параграфа и текст, относящийся к нему, не разделяются и форматируются тем же полуторным интервалом. Расстояние между последней строчкой текста предыдущего параграфа и заголовком нового параграфа должно составлять одну пустую строку.
Точка после заголовка не ставится. Заголовки подразделов, пунктов не должны выполняться в конце листа, необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста. Глава должна заканчиваться текстом, последний лист главы должен быть заполнен минимум на половину.
Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц – автоматическая). Приложения включаются в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитываются как одна страница.
Главы имеют порядковые номера в пределах всей ВКР и обозначаются арабскими цифрами без точки. Номер подраздела состоит из номеров главы и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
При ссылках на структурную часть текста, выполняемой ВКР указываются номера глав, подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, графического материала, формул, таблиц, приложений, а также графы и строки таблиц данной ВКР. При ссылках следует писать: «… в соответствии с главой (разделом) 2», «… в соответствии со схемой № 2», «(«схема № 2)», «в соответствии с таблицей №1», «таблица № 4», «… в соответствии с приложением № 1» и т.п.
Цитаты воспроизводятся в тексте ВКР с соблюдением всех правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования). Цитированная информация заключается в кавычки, указывается номер страницы источника, из которого приводится цитата.
Цифровой (графический) материал (далее – материалы), как правило, оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, иллюстраций и имеет по тексту отдельную сквозную нумерацию для каждого вида материала, выполненную арабскими цифрами.
При этом обязательно делается надпись «Таблица» или «Рис.» и указывается порядковый номер, название рисунка записывается в той же строке, а заголовок таблицы - на следующей строке по центру строчными буквами (14 шрифт жирный).
Материалы в зависимости от их размера, помещаются под текстом, в котором впервые дается ссылка на них, или на следующей странице. Допускается цветное оформление материалов.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают только над ее первой частью. Необходимо указывать при переносе обозначение столбцов таблицы. В таблицах допускается применение 12 размера шрифта.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в документе непосредственное после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть ссылки в документе. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Иллюстрации обозначают словом «Рисунок», которое помещается под ними по центру, нумеруются арабскими цифрами в пределах одного раздела за исключением иллюстраций, приведенных в приложениях. Номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Пример
Рисунок 2.1 (второй раздел, первый рисунок)
Если рисунок один, тот он обозначается «Рисунок 1»
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Солов «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Схема административного деления
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А3. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2.1».
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Перенос формулы на следующую строку допускается на знаках математических операций, при этом математический знак в конце строки должен повторяться в начале следующей. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слов «где» без двоеточия.
Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в переделах раздела, главы, в этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
В текстовом документе допускаются ссылки на данный документ, стандарты (библиографические ссылки). При ссылках на главы, пункты следует указывать их порядковый номер, например: «… в главе 2», «…в подразделе 3.1», «… в пункте 1.3.2». При ссылках на стандарт указывают только его обозначение. Ссылки на использованные источники и документы следует указывать порядковым номером, под которым источник значится в списке источников и литературы.
Библиографический список должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
Библиографический список дипломного проекта должен включать не менее 50 наименований. Не менее 25% представленных источников должны быть опубликованы не ранее пяти последних лет.
Использованные литературные источники должны быть перечислены в следующем порядке:
1) Официальные и нормативные материалы
- Конституция РФ
- конституционные федеральные законы
- федеральные законы
- указы и распоряжения президента РФ
- акты правительства РФ
- нормативные акты субъектов РФ
- акты министерств и ведомств
- решения органов местного самоуправления
- нормативные акты зарубежных государств
2) Научная литература
- монографии
- комментарии
- сборники научных трудов
- статьи из журналов и сборников
- диссертации
- авторефераты диссертаций
- научные отчеты
- обзорная литература
3) Научная литература на иностранных языках
4) Ссылки на источники глобальной сети Internet
В ходе работы используются внутритекстовые ссылки. Их оформляют следующим образом: пишутся вначале инициалы, затем фамилия в квадратных скобках, указываются порядковый номер, под которым включен в списке использованной литературы, помещенный в конце работы. Например:
Н.В. Кузьмина [15] также придерживается такой точки зрения.
Если необходимо сослаться на отдельный том, номер и определенные страницы или страницу, они проставляются поле порядкового номера публикации, на которую сделана ссылка. Например:
По мнению Э.А. Фарапоновой [35, с.43], в процессе постепенного перехода от нерасчлененного восприятия к более углубленному…
М.Н. Зуев утверждает, что «Исторические судьбы народов и государств складываются под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, определяющих специфику и особый тип цивилизованного, общественно-государственного развития [2, с.165]».
Если необходимо ссылаться на несколько работ одного автора или на труды нескольких авторов, в скобках указываются номера этих публикаций в соответствии с нумерацией в списке использованной литературы. Например:
В работах О.М. Рой [15, 40, 41] отмечены …