Информирование и обучение персонала организации




Информирование и обучение персонала является важнейшей задачей, сто­ящей перед руководителем организации. Не следует рассматривать обучение только как часть проекта моделирования процессов — оно должно быть непре­рывным, причем на всех уровнях. Руководители организации должны учиться не менее 30—40 ч в году. Специалисты и рабочие также должны повышать уро­вень специальных знаний. Почему мы настаиваем на необходимости обучения?


160 В.В Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению

Дело в том. что внедрение процессного подхода к управлению, внедрение сис­темы менеджмента качества даст реальные результаты только в случае активно­го участия персонала организации в работе по улучшению процессов. Для вы­полнения такой работы мало одного желания — нужны специальные знания, методики. Обучая персонал, руководитель компании формирует определенную корпоративную культуру. Без высокой культуры достигать высоких экономи­ческих результатов и быть конкурентоспособным в длительной перспективе невозможно.

Каким образом необходимо подготовить персонал организации к работе в условиях процессного управления? В табл. 3.7 приведены примерные темати­ка и объем обучения в зависимости от занимаемых должностей.

Таблица 3.7 Обучение персонала организации

 

№ П.П. Должность Тематика обучения Кол-во акад. ч
  Руководители 1. Философия процессного управления  
  верхнего уровня (Деминг. Джуран. Кросби и др.)  
  (зам. директора, 2. Принципы управления процессами.  
  начальники Цикл Деминга PDCA  
  управлений) 3. Методика внедрения процессного управления  
    организацией и системы менеджмента качества  
    4. Основы методик моделирования бизнес-процессов  
    5. Методика ведения проекта моделирования  
    бизнес-процессов  
    6. Обзор рынка инструментальных средств  
    моделирования бизнес-процессов  
  Руководители 1. Философия процессного управления  
  среднего уровня (Деминг, Джуран, Кросби и др.)  
  (начальники 2. Принципы управления процессами.  
  подразделений) Цикл Деминга PDCA  
  и специалисты 3. Методика внедрения процессного управления  
  (экономисты, организацией и системы менеджмента качества  
  ИТР и т.д.) 4. Разработка документации, регламентирующей  
    управление процессами  
    5. Основы методик моделирования бизнес-процессов  
    6. Методика ведения проекта моделирования  
    бизнес-процессов  
    7. Базовые методы измерения эффективности  
    и качества процессов  
    8. Требования МС ИСО 9001:2000  
    9. Примеры построения систем измерения показателей  
    процессов  
    10. Обзор рынка инструментальных средств  
    моделирования бизнес-процессов  
  Мастера 1. Методика внедрения процессного управления  
  и рабочие организацией и системы менеджмента качества  
    2. Базовые методы измерения эффективности  
    и качества процессов  
    3. Примеры построения систем измерения показателей  
    процессов  

Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов__________________________________________ 16 1

Указанное количество часов относится к первой, подготовительной фазе проекта. В дальнейшем, по ходу проекта, потребуется дополнительное обучение в виде тренингов, основанных на фактическом материале организации.

Как видно из табл. 3.7, руководители среднего звена и специалисты учатся больше всех остальных. Дело в том. что именно на них приходится основная нагрузка при выполнении проекта.

Приступать к обучению следует после информирования персонала органи­зации о проекте, его целях, влиянии полученных результатов на деятельность организации, роли каждого сотрудника в проекте. Информирование персонала может проводиться различными средствами. В первую очередь к ним относятся:

1) распорядительные документы руководства организации;

2) совещания для руководителей подразделении:

3) совещания для сотрудников подразделений;

4) информирование через стенгазеты и корпоративную сеть (или Интранет);

5) информирование при проведении обучения.

На рис. 3.27 представлена возможная последовательность действий, необхо­димых для информирования и обучения персонала.

Основная цель информирования персонала состоит в создании благоприят­ной внутренней атмосферы в организации. Сотрудники должны быть уверены в том, что результатом проекта будет улучшение деятельности организации в це­лом и условий труда каждого, в частности. У сотрудников не должно создавать­ся впечатления, что проект ориентирован на сокращение численности персона­ла и ужесточение условий работы. В действительности, в результате проекта будут, конечно, выявлены сотрудники либо несоответствующие занимаемым должностям, либо не загруженные работой и т.д. Этих сотрудников будут обу-


162 В.В. Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению

чать, отделы реорганизовывать, упразднять и т.д. Но это будет сделано посте­пенно, в течение полутора-двух лет и поэтому не должно негативно отразиться на материальном положении сотрудников.

Отметим, что обучение руководителей верхнего уровня целесообразно прово­дить до утверждения целей и технического задания проекта. Полезно, когда руко­водители проходят обучение еще до принятия решения о начале проекта. В этом случае у них есть возможность более корректно сформулировать цели проекта.

Информирование персонала необходимо оперативно осуществлять и по мере реализации проекта. Важно доносить до людей данные об успехах проекта, причем в конкретной и доступной форме. К сожалению, на практике часто распространена следующая ситуация. Формально объявляется начало проекта. Рабочая группа приступает к сбору информации в подразделениях. Большин­ство сотрудников не представляет себе, для чего все это делается. В организа­ции возникают и распространяются различные слухи негативного характера. Постепенно складывается атмосфера недоверия к проекту. Возникает скрытое сопротивление деятельности рабочей группы. Людям свойственно бояться всего нового, незнакомого, способного повлиять на их более или менее устойчивое положение в организации. В результате формируется оппозиционное отноше­ние большинства сотрудников к проекту, которое переломить очень трудно. Заметим, что целесообразно среди участников рабочей группы выделить от­дельных сотрудников, ответственных за оперативное освещение хода работ по проекту внутри организации.

В крупных организациях желательно привлекать квалифицированного психо­лога, который будет осуществлять мониторинг психологического климата в кол­лективе и участвовать в подготовке информационных материалов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: