Информирование и обучение персонала является важнейшей задачей, стоящей перед руководителем организации. Не следует рассматривать обучение только как часть проекта моделирования процессов — оно должно быть непрерывным, причем на всех уровнях. Руководители организации должны учиться не менее 30—40 ч в году. Специалисты и рабочие также должны повышать уровень специальных знаний. Почему мы настаиваем на необходимости обучения?
160 В.В Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению
Дело в том. что внедрение процессного подхода к управлению, внедрение системы менеджмента качества даст реальные результаты только в случае активного участия персонала организации в работе по улучшению процессов. Для выполнения такой работы мало одного желания — нужны специальные знания, методики. Обучая персонал, руководитель компании формирует определенную корпоративную культуру. Без высокой культуры достигать высоких экономических результатов и быть конкурентоспособным в длительной перспективе невозможно.
Каким образом необходимо подготовить персонал организации к работе в условиях процессного управления? В табл. 3.7 приведены примерные тематика и объем обучения в зависимости от занимаемых должностей.
Таблица 3.7 Обучение персонала организации
№ П.П. | Должность | Тематика обучения | Кол-во акад. ч |
Руководители | 1. Философия процессного управления | ||
верхнего уровня | (Деминг. Джуран. Кросби и др.) | ||
(зам. директора, | 2. Принципы управления процессами. | ||
начальники | Цикл Деминга PDCA | ||
управлений) | 3. Методика внедрения процессного управления | ||
организацией и системы менеджмента качества | |||
4. Основы методик моделирования бизнес-процессов | |||
5. Методика ведения проекта моделирования | |||
бизнес-процессов | |||
6. Обзор рынка инструментальных средств | |||
моделирования бизнес-процессов | |||
Руководители | 1. Философия процессного управления | ||
среднего уровня | (Деминг, Джуран, Кросби и др.) | ||
(начальники | 2. Принципы управления процессами. | ||
подразделений) | Цикл Деминга PDCA | ||
и специалисты | 3. Методика внедрения процессного управления | ||
(экономисты, | организацией и системы менеджмента качества | ||
ИТР и т.д.) | 4. Разработка документации, регламентирующей | ||
управление процессами | |||
5. Основы методик моделирования бизнес-процессов | |||
6. Методика ведения проекта моделирования | |||
бизнес-процессов | |||
7. Базовые методы измерения эффективности | |||
и качества процессов | |||
8. Требования МС ИСО 9001:2000 | |||
9. Примеры построения систем измерения показателей | |||
процессов | |||
10. Обзор рынка инструментальных средств | |||
моделирования бизнес-процессов | |||
Мастера | 1. Методика внедрения процессного управления | ||
и рабочие | организацией и системы менеджмента качества | ||
2. Базовые методы измерения эффективности | |||
и качества процессов | |||
3. Примеры построения систем измерения показателей | |||
процессов |
Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов__________________________________________ 16 1
|
|
Указанное количество часов относится к первой, подготовительной фазе проекта. В дальнейшем, по ходу проекта, потребуется дополнительное обучение в виде тренингов, основанных на фактическом материале организации.
Как видно из табл. 3.7, руководители среднего звена и специалисты учатся больше всех остальных. Дело в том. что именно на них приходится основная нагрузка при выполнении проекта.
Приступать к обучению следует после информирования персонала организации о проекте, его целях, влиянии полученных результатов на деятельность организации, роли каждого сотрудника в проекте. Информирование персонала может проводиться различными средствами. В первую очередь к ним относятся:
1) распорядительные документы руководства организации;
2) совещания для руководителей подразделении:
3) совещания для сотрудников подразделений;
4) информирование через стенгазеты и корпоративную сеть (или Интранет);
5) информирование при проведении обучения.
На рис. 3.27 представлена возможная последовательность действий, необходимых для информирования и обучения персонала.
Основная цель информирования персонала состоит в создании благоприятной внутренней атмосферы в организации. Сотрудники должны быть уверены в том, что результатом проекта будет улучшение деятельности организации в целом и условий труда каждого, в частности. У сотрудников не должно создаваться впечатления, что проект ориентирован на сокращение численности персонала и ужесточение условий работы. В действительности, в результате проекта будут, конечно, выявлены сотрудники либо несоответствующие занимаемым должностям, либо не загруженные работой и т.д. Этих сотрудников будут обу-
|
162 В.В. Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению
чать, отделы реорганизовывать, упразднять и т.д. Но это будет сделано постепенно, в течение полутора-двух лет и поэтому не должно негативно отразиться на материальном положении сотрудников.
Отметим, что обучение руководителей верхнего уровня целесообразно проводить до утверждения целей и технического задания проекта. Полезно, когда руководители проходят обучение еще до принятия решения о начале проекта. В этом случае у них есть возможность более корректно сформулировать цели проекта.
Информирование персонала необходимо оперативно осуществлять и по мере реализации проекта. Важно доносить до людей данные об успехах проекта, причем в конкретной и доступной форме. К сожалению, на практике часто распространена следующая ситуация. Формально объявляется начало проекта. Рабочая группа приступает к сбору информации в подразделениях. Большинство сотрудников не представляет себе, для чего все это делается. В организации возникают и распространяются различные слухи негативного характера. Постепенно складывается атмосфера недоверия к проекту. Возникает скрытое сопротивление деятельности рабочей группы. Людям свойственно бояться всего нового, незнакомого, способного повлиять на их более или менее устойчивое положение в организации. В результате формируется оппозиционное отношение большинства сотрудников к проекту, которое переломить очень трудно. Заметим, что целесообразно среди участников рабочей группы выделить отдельных сотрудников, ответственных за оперативное освещение хода работ по проекту внутри организации.
В крупных организациях желательно привлекать квалифицированного психолога, который будет осуществлять мониторинг психологического климата в коллективе и участвовать в подготовке информационных материалов.