Физиологические основы психики




 

. Определение психики

Чтобы лучше понимать законы функционирования психической деятельности человека, следует знать особенности работы физиологических механизмов, лежащих в основе существования психики: «Психология, не опирающаяся на физиологию, также несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии», - говорил В.Г. Белинский.

Психика, согласно А.Г. Маклакову - «это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности».

Человек обладает наивысшей формой психического отражения, называемой сознанием. По А.Г. Маклакову «человек обладает не только высшим уровнем психического развития, но и более развитой нервной системой» - «физиологической базой существования психики».

. Строение ЦНС

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.

Мозг - «центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функции организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции» [5, c. 105].

Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. У человека все нервы подразделяются на две функциональные группы. К первой группе относятся нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т.д.), входят в другую группу и называются эфферентными.

Сама центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток - нейронов. Нейрон состоит из тела клетки и отростков - дендритов (воспринимающих возбуждение) и аксонов передающих возбуждение). Контакт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки называется синапсом [3, c. 175].

Большинство нейронов являются специфическими, т.е. выполняют определенные функции. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от периферии к ЦНС, называются сенсорными нейронами. В свою очередь, нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются двигательными нейронами. Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются нейронами локальной сети.

На периферии аксоны соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире.

Существуют несколько групп рецепторов. Это подразделение на группы вызвано способностью рецепторов воспринимать и перерабатывать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. При этом следует отметить, что информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.

И.П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обозначает относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС.

Кора головного мозга представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками - дендритами и пучками аксонов, идущими вниз, к соответствующим отделам мозга, а также аксонов, передающих информацию от нижележащих мозговых структур. Кору головного мозга подразделяют на области: височная, лобная, теменная, затылочная, а сами области делятся на еще более мелкие участки - поля.

. Функции ЦНС

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга. Эти зоны представляют собой конечные корковые структуры анализатора. Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений.

Первичные поля занимают относительно небольшую площадь коры головного мозга - не более одной третьей части. Большую площадь занимают вторичные поля, которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными. Вторичные поля коры представляют собой как бы надстройку над первичными полями. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдельных элементов информации в целостную картину.

Среди интегративных полей коры головного мозга человека необходимо выделить дифференцированные только у человека центры речи: центр слухового восприятия речи (так называемый центр Вернике) и двигательный центр речи (так называемый центр Брока). Наличие этих дифференцированных центров свидетельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека. Однако существуют и другие центры. Например, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых префронтальной и премоторной зон.

Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью. Левое полушарие функционирует на основе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, т.е. левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психического образа.

. Ретикулярная формация

Особую роль в регуляции многих психических процессов и свойств ретикулярная формация. Такое название - ретикулярная, или сетевидная, - она получила из-за своего строения, поскольку представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге. Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию. Очень часто ретикулярную формацию называют источником активности организма, поскольку формируемые данной структурой нервные импульсы определяют работоспособность организма, состояние сна или бодрствования.

Существует мнение, что деятельность ретикулярной формации определяет характер реагирования на воздействия объектов и явлений внешнего мира.

Принято выделять специфическую и неспецифическую реакции организма. В упрощенном виде специфическая реакция - это обычная реакция организма на привычный, или стандартный, раздражитель. Суть специфической реакции заключается в формировании стандартных адаптивных форм реагирования на знакомый внешний раздражитель. Неспецифическая реакция - это реакция организма на необычный внешний раздражитель. Необычность может заключаться как в превышении силы обычного раздражителя, так и в характере воздействия нового неизвестного раздражителя. При этом ответная реакция организма носит ориентировочный характер. Благодаря наличию такого типа реакций организм имеет возможность впоследствии сформировать адекватную адаптивную реакцию на новый раздражитель, что сохраняет целостность организма и обеспечивает его дальнейшее нормальное функционирование.

Таким образом, можно констатировать, что нервная система человека выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

 

2. Ответы на вопросы

 

. Критерием появления зачатков психики у живых существ, по мнению А.Н. Леонтьева, является простейшие ощущения:

А.Г. Маклаков: «Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А, Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики» [5, c. 90];

А.Н. Леонтьев: «основной и исходной формой психики являются простейшие ощущения, представляющие собой результат воздействия на организм внешней объективной реальности, которая более или менее полно отражается в них».

. Понятие «высшие психические функции» ввел в научный оборот Лев Семенович Выготский. Высшие психические функции - «сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и «культурными», надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции» [2, c. 130].

Основные характеристики высших психических функций - опосредствованность, осознанность, произвольность - представляют собой системные качества, характеризующие высшие психологические функции как «психологические системы».

Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача(осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

. Психология поведения.

. Научение - «широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций». Виды: привыкание, импринтинг, запечатление, образование рефлексов, формирование сложных поведенческих реакций, социальное научение, навык и др. Понятие введено Э.Л. Торндайком. Согласно Торндайку «научение всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты. В основной своей форме - навыке - научение характеризуется выработкой путем упражнения автоматизированных операций, направленных на решение определенных задач. При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же сохраняются, повторяются и закрепляются» [6].

. Данное явление называется импринтингом. Термин (от лат. запечатлеть) введен К. Лоренсом и обозначает «раннее запечатление у животных» [2]. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни, животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные, прежде всего, с отношением к родителям.

6. Инстинкты - «генетически закрепленные формы поведения и психического отражения» [2]. Признаки инстинктивного поведения:

- инстинктивное поведение животных или человека высоко адаптивно и не требует предварительного научения;

инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях;

инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта [6].

Основное отличие инстинктов животных и инстинктов человека заключается в том, что только человек способен сам конституировать смысл своего инстинктивного поведения, в то время как смысл инстинктивного поведения животных состоит в обеспечении лучшей адаптации к условиям внешней среды. Кроме того, для животных инстинктивное поведение императивно (не допускает выбора, повелительно), в то время как человек, осознавший свои инстинкты, свободен.

. Такое явление носит название навыка. Навык - «доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля)» [6].

. Развитие индивида на протяжении его жизни носит название онтогенеза. «Онтогенез психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного» [6]. Изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов носит название филогенеза. Термин был введен Э. Геккелем. В психологии под филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции.

. «Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу» [5]. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Характерные признаки:

активность. «Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов» [5];

направленность на предмет, объект и пр.;

способность к самонаблюдению;

мотивационно-ценностный характер сознания;

возможность продуктивной реализации осознаваемого (через труд, творчество);

сознание развивается в социальных контактах;

. Бессознательное - «психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль» [2]. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве.

. Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности. Повышенное внимание к себе называется эгоцентризмом.

. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется самооценкой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: