Анализ бизнес-процессов следует понимать в широком смысле - это не только работа с графическими схемами процессов, но и со всей доступной информацией о процессах, измерения показателей процессов, сравнительный анализ и т.д.
Классификация видов методик анализа процессов приведена на рис. 3.50. Методики анализа процессов можно условно разделить на два вида: качественный и количественный.
Методики качественного анализа процессов основаны на:
• анализе субъективных оценок процесса сотрудниками организации и вне
шними специалистами;
• визуальном анализе графических схем процессов;
• сравнении процесса с некоторыми типовыми требованиями.
В настоящее время можно выделить несколько методик субъективной оценки процессов. Во многом такие методики были разработаны в трудах основоположников и последователей методологии реинжиниринга бизнес-процессов, таких как Хаммер и Чампи, Робсон и Уллах и др. Кроме того, для качественного анализа процессов могут быть использованы общеизвестные методы анализа: SWOT-анализ, анализ при помощи Бостонской матрицы и др.
Методики графического анализа процессов менее проработаны. Их классификация в известной нам литературе не встречается. В связи с этим мы предлагаем и рассматриваем ниже собственную простейшую классификацию методик графического анализа процессов.
206_________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 207
Дополнительно к указанным выше мы предлагаем методику количественной оценки процессов, основанную на анализе соответствия процесса требованиям к его организации, определенным в МС ИСО 9001:2000. Кроме того, процесс может быть подвергнут анализу на соответствие законодательным и нормативным актам.
|
Методики количественного анализа процессов более подробно разработаны и широко применяются в мировой практике. Большая часть данных методик основана на сборе, обработке и анализе статистической информации о процессах. Фактически, методики количественного анализа процессов разрабатывались как инструменты, используемые при внедрении систем менеджмента качества |4].
В настоящее время распространение получили такие методики количественного анализа процессов, как имитационное моделирование процессов и ABC-анализ процессов (операционный анализ затрат). Эти методы в книге рассматриваться не будут, так как их использование на практике предполагает большие затраты и длительное время выполнения проектов в организациях. На наш взгляд, использование данных методов в организациях, не имеющих четкой регламентации процессов и средств измерения их показателей, является нецелесообразным. Поскольку большинство российских предприятий находится именно в таком состоянии, то применение имитационного моделирования и АВС-анализа для них преждевременно.
Далее будут подробно рассмотрены виды методик анализа процесса, представленные на рис. 3.50.
SWOT-анализ процесса
SWOT-анализ процесса предполагает выявление сильных и слабых сторон процесса, возможностей его улучшения и угроз ухудшения. В табл. 3.15 приведен пример SWOT-анализа процесса.
ТаГушца 3.15 Пример SWOT-анализа процесса
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Есть руководитель — лидер. | 1. Клиенты не удовлетворены сроками |
2. Высокое качество продукции процесса | поставки продукции |
3. Наличие квалифицированных кадров | 2. Частичное дублирование функций |
4. Высокая степень автоматизации | 3. Нет системы измерения показателей |
эффективности процесса | |
4. Нет должностных инструкций на ряд | |
исполнителей | |
Возможности | Угрозы |
1. Повышение эффективности за счет | 1. Потеря клиентов вследствие длительных |
внедрения системы CRM | сроков поставки |
2. Снижение накладных расходов | 2. Снижение качества продукции |
3. Сокращение сроков выполнения заказов | 3. Большая зависимость от личных качеств |
за счет дальнейшей автоматизации | исполнителей процесса |
208 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
|
Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов _________________________ 209
SWOT-анализ процесса можно проводить следующим образом:
• провести анкетирование руководителей и специалистов организации;
• обработать результаты анкетирования, оценивая количество сходных
по смыслу ответов и формируя рейтинг ответов;
• построить таблицу SWOT-аншшза процесса.
SWOT-анализ является инструментом для качественной предварительной оценки процесса. Полученные на его основе данные могут быть использованы в дальнейшем для выяснения причин низкой эффективности процесса и определения показателей, характеризующих его.