Методики анализа бизнес-процессов




Анализ бизнес-процессов следует понимать в широком смысле - это не только работа с графическими схемами процессов, но и со всей доступной информаци­ей о процессах, измерения показателей процессов, сравнительный анализ и т.д.

Классификация видов методик анализа процессов приведена на рис. 3.50. Методики анализа процессов можно условно разделить на два вида: качествен­ный и количественный.

Методики качественного анализа процессов основаны на:

• анализе субъективных оценок процесса сотрудниками организации и вне­
шними специалистами;

• визуальном анализе графических схем процессов;

• сравнении процесса с некоторыми типовыми требованиями.

В настоящее время можно выделить несколько методик субъективной оцен­ки процессов. Во многом такие методики были разработаны в трудах основопо­ложников и последователей методологии реинжиниринга бизнес-процессов, таких как Хаммер и Чампи, Робсон и Уллах и др. Кроме того, для качественного анализа процессов могут быть использованы общеизвестные методы анализа: SWOT-анализ, анализ при помощи Бостонской матрицы и др.

Методики графического анализа процессов менее проработаны. Их класси­фикация в известной нам литературе не встречается. В связи с этим мы предла­гаем и рассматриваем ниже собственную простейшую классификацию методик графического анализа процессов.


206_________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению


Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 207

Дополнительно к указанным выше мы предлагаем методику количественной оценки процессов, основанную на анализе соответствия процесса требованиям к его организации, определенным в МС ИСО 9001:2000. Кроме того, процесс может быть подвергнут анализу на соответствие законодательным и норма­тивным актам.

Методики количественного анализа процессов более подробно разработаны и широко применяются в мировой практике. Большая часть данных методик ос­нована на сборе, обработке и анализе статистической информации о процессах. Фактически, методики количественного анализа процессов разрабатывались как инструменты, используемые при внедрении систем менеджмента качества |4].

В настоящее время распространение получили такие методики количествен­ного анализа процессов, как имитационное моделирование процессов и ABC-анализ процессов (операционный анализ затрат). Эти методы в книге рассмат­риваться не будут, так как их использование на практике предполагает большие затраты и длительное время выполнения проектов в организациях. На наш взгляд, использование данных методов в организациях, не имеющих четкой регламен­тации процессов и средств измерения их показателей, является нецелесообраз­ным. Поскольку большинство российских предприятий находится именно в та­ком состоянии, то применение имитационного моделирования и АВС-анализа для них преждевременно.

Далее будут подробно рассмотрены виды методик анализа процесса, пред­ставленные на рис. 3.50.

SWOT-анализ процесса

SWOT-анализ процесса предполагает выявление сильных и слабых сторон процесса, возможностей его улучшения и угроз ухудшения. В табл. 3.15 приве­ден пример SWOT-анализа процесса.

ТаГушца 3.15 Пример SWOT-анализа процесса

 

Сильные стороны Слабые стороны
1. Есть руководитель — лидер. 1. Клиенты не удовлетворены сроками
2. Высокое качество продукции процесса поставки продукции
3. Наличие квалифицированных кадров 2. Частичное дублирование функций
4. Высокая степень автоматизации 3. Нет системы измерения показателей
  эффективности процесса
  4. Нет должностных инструкций на ряд
  исполнителей
Возможности Угрозы
1. Повышение эффективности за счет 1. Потеря клиентов вследствие длительных
внедрения системы CRM сроков поставки
2. Снижение накладных расходов 2. Снижение качества продукции
3. Сокращение сроков выполнения заказов 3. Большая зависимость от личных качеств
за счет дальнейшей автоматизации исполнителей процесса

208 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению


Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов _________________________ 209

SWOT-анализ процесса можно проводить следующим образом:

• провести анкетирование руководителей и специалистов организации;

• обработать результаты анкетирования, оценивая количество сходных
по смыслу ответов и формируя рейтинг ответов;

• построить таблицу SWOT-аншшза процесса.

SWOT-анализ является инструментом для качественной предварительной оценки процесса. Полученные на его основе данные могут быть использованы в дальнейшем для выяснения причин низкой эффективности процесса и опре­деления показателей, характеризующих его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: