В данном параграфе приводится пример разработки основного процесса торговой компании, обеспечивающей потребителей товаром. Специфика работы такой компании состоит в том, что реальное движение товаров осушестапяется по цепочке «производитель — перевозчик — клиент». Торговая компания не имеет своих складов. Основная задача этой компании — управление поставками.
На рис. 3.66—3.72 представлены схемы процесса управления поставками торговой компании. Конечно, в рамках данной модели представлены далеко не все существующие в такой организации процессы. Мы приводим здесь эти схемы для иллюстрации возможностей описания основного процесса. Схемы процесса построены в нотации IDEF0.
На рис. 3.66 показана контекстная диаграмма процесса, где представлены основные входы и выходы, причем достаточно укрупненно. При внимательном анализе диаграммы можно обратить внимание на тот факт, что на ней не показаны потоки товара, которые поступают потребителю. Дело в том, что в данном случае рассматривается торговая компания, которая именно управляет поставками товара, а реальные потоки через нее не проходят. Такая ситуация становится в настоящее время все более актуальной в связи с развитием систем электронного бизнеса.
Деятельность торговой компании включают три процесса верхнего уровня: обеспечение потребителя информацией, товаром, услугами. Более подробно рассмотрим процесс обеспечения потребителя товаром (процесс А2, рис. 3.67).
Он включает в себя пять функций (процессов), причем только первая функция анализируется самой торговой организацией. Все остальные функции выполняются производителем товара, перевозчиком, потребителем, банком. Главной функцией на диаграмме А2 является функция «Управлять обеспечением потребителя товаром». Показано, каким образом торговая компания управляет всей цепочкой движения товара. Фактически торговая компания берет на себя все задачи, связанные с выявлением потребностей клиента, планированием по-
|
Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов__________________________________________ 233
ставок, заказом товара, управлением процессом доставки товара, контролем качества и т.д. Клиенту это выгодно, так как он имеет возможность сократить значительную часть своих расходов, связанную с закупками необходимых товаров. Таким образом, в данном случае торговая компания переводит на себя транзакционное обслуживание клиента. На схеме процесса А2 обратите внимание на обратные связи по информации, позволяющие торговой компании иметь оперативную информацию для управления поставками.
На рис. 3.68 приведена диаграмма А21. которая состоит из четырех функций. Процесс А21 «Управлять обеспечением потребителя товаром» включает функции по планированию поставок, собственно оперативное управление поставками, анализ выполненных поставок и корректирование обслуживания.
На рис. 3.69 представлена схема процесса А211. Планирование работ основано на учете интересов и планов всех участников процесса, а не только клиента. В расчет принимаются плановые производственные возможности производителя товара, штаны перевозчика, требования клиента по поступлению продукции в заданные сроки.
Наиболее интересной, на наш взгляд, является диаграмма А212 (рис. 3.70). Процесс А212 включает шесть функций: «Обработать заявку потребителя». «Оперативно корректировать график отгрузок». «Разместить заказ на товар», «Контролировать состояние заказа», «Контролировать состояние расчетов», «Управлять платежами». Работа основана на получении оперативной информации по движению товара и состоянию расчетов. Выходом процесса являются оперативные управляющие воздействия, информация для контрагентов, документация.
|
Процесс анализа поставки показан на рис. 3.71. Схема процесса А213 включает: анализ удовлетворенности потребителя, поставщика, перевозчика, т.е. основных участников процесса. Поскольку задача торговой компании состоит в максимальном удовлетворении потребностей клиентов, а клиентами являются, по сути, все участники процесса, такой анализ весьма важен. Кроме того, проводится анализ выполнения плана поставок в натуральном и стоимостном выражении. Далее владелец процесса и руководитель компании анализируют эффективность процесса в целом и данные удовлетворенности клиентов. Выходом процесса являются данные анализа.
На рис. 3.72 приведена схема процесса А214. На основе данных анализа процесса и удовлетворенности клиентов разрабатываются три комплекса мероприятий по улучшению процесса:
1) изменения регламентов (документов, регламентирующих выполнение
процесса);
2) изменения в области персонала;
3) изменения в инфраструктуре (оборудование, программное обеспечение,
среда и т.д.).
Следует отметить, что приведенная модель процесса торговой компании является в некоторой степени упрощенной.
|
234________________________________ В.В Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению
Г л а в а 3 Описание и анализ бизнес-процессов________________________________________ 235
236__________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению
Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 237
238__________________________ В В Репин, В Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов________________________________________ 239
240_______________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
Глава 4