Максимальное количество баллов за все задания – 75




Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 гг.

Русский язык

Муниципальный этап

Классы

Задание 1. Прочитайте стихотворение Марины Цветаевой. Из четырех приведенных ниже утверждений выберите одно верное. Укажите, почему неверны оставшиеся утверждения.

 

Моё убежище от диких орд,

Мой щит и панцирь, мой последний форт

От злобы добрых и от злобы злых

Ты в самых рёбрах мне засевший стих!

 

1. В первой строке звук [т] можно услышать дважды.

2. В слове моё количество букв и звуков совпадает.

3. В слове панцирь два мягких согласных звука.

4. В четвертой строке один раз слышится звук [и].

 

Рекомендуемый ответ:

Верным является утверждение №4[1].

Утверждение №1 неверно, так как звук [т] мы слышим 1 раз: на конце слова орд происходит оглушение – ор[т][2].

Утверждение №2 неверно, так как в слове моё звуков больше, чем букв: ё после гласного обозначает два звука – [jо́].

Утверждение №3 неверно, так как мягкий согласный в слове панцирь один: это согласный [р’], графически его мягкость обозначена буквой ь[3].

Количество баллов:

· За правильно выбранное утверждение, не содержащее ошибок, – 2 балла.

· За каждое верное объяснение, почему утверждение ошибочно, – 2 балла[4] (всего 6 баллов).

Всего – 8 баллов.

 

Задание 2. Известно, что В.И. Даль при составлении «Толкового словаря живого великорусского языка» старался заменить непонятные иностранные слова русскими, а при их отсутствии образовывал свои. Прочитайте приведенные ниже существительные и определите, какие иностранные термины заменил ими В.И. Даль. Как образованы «тождесловы» В.И. Даля? Из приведенных вами иностранных терминов выберите те, которые образованы таким же способом.

 

Баснословие Ловкосилие

Животнословие Любомудрие

Землеведение, землеописание Словосочинение

Звездословие Телословие

Изящесловие Травословие, травознание

 

Рекомендуемый ответ:

1. Баснословие – мифология

2. Животнословие – зоология

3. Землеведение, землеописание – география

4. Звездословие – астрономия

5. Изящесловие – риторика

6. Ловкосилие – гимнастика

7. Любомудрие – философия

8. Словосочинение – синтаксис

9. Телословие – анатомия

10. Травословие, травознание – ботаника

Все «тождесловы» образованы В.И. Далем основосложением из двух собственно русских корней.

Иностранные термины, образованные таким же способом: мифология, зоология, география, астрономия, философия.

Количество баллов:

· За каждое верное соответствие –0,5 балла (всего 5 баллов).

· За верное указание на способ образования «тождесловов» В.И. Даля – 1 балл.

· За каждый верно приведенный термин, образованный таким же способом –1 балл (всего 5 баллов).

Всего – 11 баллов.

 

Задание 3. Распределите слова долго, коварство, какао, железо, поздно, домишко, метро на группы в зависимости от того, какой морфемой в них является конечный гласный , ответ поясните. К какой профессии имело отношение прилагательное коварный? Аргументируйте свою точку зрения.

Рекомендуемый ответ:

Приведенные слова можно распределить на 3 группы:

1. Конечный -о является суффиксом в словах: долго и поздно. Это наречия, образованные от прилагательных: долг│о ← долгий, поздн│о ← поздний.

2. Конечный -о является окончанием в словах коварство, железо, домишко. Это существительные среднего рода.

3. Конечный -о является частью корня в словах какао, метро. Это неизменяемые слова, которые не имеют окончания.

Прилагательное коварный связано с профессией кузнеца.

Прилагательное коварный происходит от *коварь ‘кузнец’. Данное слово является однокоренным к словам ковать (ср. кую) и связано с глаголом ковати ‘ковать, замышлять’. Сегодня коварным обычно называют человека недоброго, делающего что-то со злым умыслом[5].

Количество баллов:

· За верное распределение слов по группам – 3 балла (за каждую ошибку вычитается 0,5 балла).

· За каждое верное пояснение, почему слова входят в ту или иную группу, –1 балл (всего 3 балла)[6].

· За верное определение профессии – 1 балл.

· За аргументацию своей точки зрения – 2 балла.

Всего – 9 баллов.

 

Задание 4. Некоторые местоимения русского языка могут выступать в роли других частей речи. Например, в предложении «Наши не звонили?» притяжательное местоимение наши употребляется как существительное со значением ‘близкие люди, родственники, товарищи’. Выполните задания, связанные с переходом местоимений в другие части речи.

1. В роли какой части речи и в каком значении употреблено определительное местоимение сам в данных примерах?

Затем появился «сам» – начальник тюрьмы, пожилой, полный, в большой серой бороде, расчесанной на две стороны (П.Ф. Нилин. Интересная жизнь).

Вдруг в толпе раздались негромкие восклицания.

– Сам идет!..

– Директор!.. (М. Горький. Мать)

После обеда подойдет сам и завизирует вашу заявку.

2. Это отрицательное местоимение может выступать в роли имени существительного, связанного со спортом. О каком слове идет речь?

3. Это отрицательное местоимение может выступать в роли наречия. Например, им можно заменить выделенные слова в следующем примере:

Сейчас я чувствую себя довольно хорошо.

О каком слове идет речь?

4. В функции каких частей речи выступает слово всё в данных примерах? В тех случаях, когда слово всё не является местоимением, поясните его значения.

А. Но прошло три дня, прошла неделя, а он всё не ехал (А.П. Чехов. Ионыч).

Б. Я тебе дома отдам всё, что у меня есть (А.П. Чехов. Вишневый сад).

В. Всё вы сидите один, о чем-то думаете (А.П. Чехов. Три сестры).

Г. Ты же, Епиходов, смотри, чтобы всё было в порядке (А.П. Чехов. Вишневый сад).

Рекомендуемый ответ:

1. В роли существительного в значении ‘хозяин, глава (предприятия, учреждения)’.

2. Ничья.

3. Ничего.

4. А. Наречие (в значении ‘до сих пор’). Б. Местоимение. В. Наречие (в значении ‘всегда, все время, постоянно’). Г. Местоимение.

Количество баллов:

· За правильно определенную часть речи – 0,5 балла, за верно указанное значение – 0,5 балла (всего 1 балл).

· За правильное названное слово – 2 балла.

· За правильное названное слово – 2 балла.

· За каждую правильно определенную часть речи –1 балл (всего 4 балла).

· За каждое верно указанное значение части речи – 0,5 балла (всего 1 балл).

Всего – 10 баллов.

Задание 5. Дано предложение: В последствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его бросится на перерез лошади. Исправьте орфографические ошибки, подчеркните все члены предложения. Выпишите все словосочетания, определите вид подчинительной связи.

 

Рекомендуемый ответ:

Исправленные орфографические ошибки: впоследствии, броситься, наперерез.

Члены предложения: Впоследствииондаже себене мог объяснить, чтозаставилоегоброситьсянаперерез лошади (или наперерез лошади).

Словосочетания:

(не мог) объяснить впоследствии – примыкание,

(не мог) объяснить (даже) себе – управление,

заставило его – управление,

заставило броситься – примыкание,

броситься наперерез лошади – управление.

Количество баллов:

· За каждую исправленную орфографическую ошибку – 0,5 балла (всего 1,5 балла), за каждое «лишнее» исправление вычитается 0,5 балла.

· За каждый правильно подчеркнутый член предложения (впоследствии, он, (даже) себе, (не) мог объяснить, что, заставило, его, броситься, наперерез лошади) – 0,5 балла (всего 4,5 балла).

· За каждое правильно выделенное словосочетание – 0,5 балла (всего 2,5 балла), за каждое неправильно составленное словосочетание вычитается 0,5 балла.

· За каждый правильно определенный вид подчинительной связи – 0,5 балла (всего 2,5 балла).

Всего – 11 баллов.

 

Задание 6. Среди данных ниже слов найдите восходящие к одному корню. Заполните пропуски в рассуждениях, с фонетической точки зрения доказывающих этимологическое родство приведенных единиц. Докажите родство слов на уровне их лексических значений.

Токарь, точка, тыкать, тучка, ткнуть, точить.

В словахпредставлены чередования гласных и согласных звуков: в группе(а)____________– чередованиягласных (б) ____________ и чередования согласных (в)____________; в группе (г) ____________ – чередование согласных (д)_________.

Рекомендуемый ответ:

В приведенной группе можно выделить две группы этимологически родственных примеров: 1) точка, ткнуть, тыкать и 2) точить, токарь, точка (как существительное от глагола точить). Слово тучка не является этимологически родственным какому-либо из приведенных слов.

(а) точка, ткнуть, тыкать

(б) о //нуль звука // ы

(в) чередования согласных к//ч

(г) точить, токарь

(д) к//ч

Доказательство родства на уровне лексических значений. Слова каждой группы имеют связанные друг с другом значения[7]:

1) точка ‘метка, след от прикосновения, укола чем-л. острым (кончиком карандаша, пера, иглы и т.п.); маленькое круглое пятнышко, крапинка’, тыкать ‘вонзать, втыкать что-л. острое, колющее’ (глагол ткнуть является видовой парой к тыкать и поэтому имеет аналогичное значение);

2) точить ‘изготовлять из дерева, металла и т.п., придавая нужную форму срезанием наружных или внутренних слоёв материала на токарном станке’, токарь ‘рабочий, специалист по обработке металла, дерева и т.п. путём обточки’, точка ‘действие по глаголу точить’ (ср. машинка для точки карандашей).

Количество баллов:

· За верное определение этимологически родственных слов – 3 балла (за каждую ошибку вычитается 0,5 балла).

· За полное доказательство с фонетической точки зрения – 4 балла (за каждый пропуск информации вычитается 0,5 балла).

· За полное доказательство с лексической точки зрения – 4 балла (за каждый пропуск информации вычитается 0,5 балла).

Всего – 11 баллов.

Задание 7. Прочитайте отрывок из рассказа М. Зощенко «Весёлая игра». Найдите в отрывке два фразеологизма. Определите значение каждого из них. Расскажите, какой из найденных вами фразеологизмов высмеивает героя и каким образом.

 

Давеча я кушал в ресторане и после того заглянул в бильярдную. Хотелось посмотреть, как там, как говорится, шарики катают.

Слов нет – игра интересная. Она занятная и отвлекает человека от всевозможных несчастий. Некоторые даже находят, что бильярдная игра развивает мужество, глазомер и натиск. А врачи утверждают, что эта игра для неуравновешенных мужчин крайне полезна.

Не знаю. Не думаю. Другой неуравновешенный мужчина, играя на бильярде, до того нальётся пивом, что после игры еле домой ползёт. Так что я сомневаюсь, чтоб это для нервных и расстроенных было полезно.

А что это глазомер усиливает, то как сказать. Тут одному с нашего дома партнёр, прицеливаясь, глаз кием подбил. И хотя тот не ослеп, но всё-таки слегка окривел. Вот вам и развитие глазомера. И если ему теперь по другому глазу пройдутся, то человек и вовсе глазомера лишится.

Так что в смысле пользы это уж, как говорится, бабушкины сказки.

Конечно, на деньги сейчас играют редко. Но зато что-нибудь придумывают оригинальное. Некоторые заставляют проигравшегося под бильярд лезть. Другие заставляют поставить пару пива. Или велят заплатить за игру.

А когда я на этот раз зашёл в бильярдную, то увидел картину. Один выигравший велел своему усатому партнёру со всеми шарами под бильярдом пролезть. Он запихал ему шары во все карманы, в каждую руку дал по шару и вдобавок один шар подсунул под подбородок. И в таком виде проигравшийся под общий смех прополз под бильярдом.

После новой партии выигравший снова нагрузил усатого шарами и вдобавок велел ему взять в зубы кий. И тот, бедняга, снова полез под гомерический хохот собравшихся.

 

Рекомендуемый ответ:

Фразеологизмы бабушкины сказки, гомерический хохот.

Значения фразеологизмов: бабушкины сказки ‘что-то придуманное, не соответствующее реальности, вымысел, небылицы’, гомерический хохот ‘неудержимый, громкий хохот’.

Автор высмеивает героя с помощью фразеологизма гомерический хохот, который часто используется для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. В данном случае фразеологизм высмеивает героя (усача), потому что тот, выслуживаясь перед своим начальником, выставляет себя в дурном свете.

Количество баллов:

· За каждый верно найденный фразеологизм – 1 балл (всего 2 балла).

· За каждое верное определение значения фразеологизма – 1 балл (всего 2 балла).

· За объяснение, как фразеологизм гомерический хохот отражает сущность героя, – 3 балла.

Всего – 7 баллов.

 

Задание 8. Часто морфемный облик иностранных слов помогает установить их значение, однако бывает и так, что он вызывает у носителя языка неверные ассоциации. В подобных случаях принято говорить о межъязыковых омонимах («ложных друзьях переводчика»). Особенно много таких слов в близкородственных языках. Установите соответствие между существительными польского языка и их русскими эквивалентами. К каждому польскому слову подберите созвучное ему русское и


сформулируйте общую идею, которая легла в основу номинации.

 

Образец: Dworzec [8]вокзал [9]. Оба слова (дворец и вокзал) используются для обозначения места.

Слова польского языка Слова русского языка

bajka штраф

dynia кружка

garnitur сказка

grzywna стул

izba утро

kubek костюм

rano тыква

krzesło комната

Рекомендуемый ответ:


Слова польского языка Слова русского языка Общая идея, которая легла в основу номинации
bajka сказка Оба слова (байка и сказка) используются для обозначения фольклорного жанра.
dynia тыква Оба слова (дыня и тыква) используются для обозначения плода того или иного растения.
garnitur костюм Оба слова (гарнитур и костюм) используются для обозначения комплекта.
grzywna штраф Оба слова (гривна и штраф) используются для обозначения денежной суммы.
izba комната Оба слова (изба и комната) используются для обозначения жилого помещения.
kubek кружка Оба слова (кубок и кружка) используются для обозначения емкости для жидкости.
rano утро Оба слова (рано и утро) используются для обозначения времени.
krzesło стул Оба слова (кресло и стул) используются для обозначения предмета мебели.

Количество баллов:

· За каждое верно установленное соответствие – 0,5 балла (всего 4 балла).

· За каждое верное указание на общую идею, которая легла в основу номинации, –0,5 балла (всего 4 балла).

Всего – 8 баллов.

Максимальное количество баллов за все задания – 75

 


[1]Гласный [и] слышим в слове стих; буква и в слове засевший пишется по традиции и обозначает звук [ы].

[2]Сочетание от диких образует одно фонетическое слово, происходит ассимиляция (уподобление) согласных по звонкости и по мягкости, буква т в данном случае обозначает звук [д’].

[3]Звук [ц] всегда твердый, буква и в слове панцирь пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии и не указывает на мягкость предшествующего согласного.

[4]Краткие объяснения (например «утверждение №1 неверно, так как звук [т] мы слышим 1 раз») оцениваются в 1 балл. Более развернутый вариант объяснения (например «утверждение №1 неверно, так как звук [т] мы слышим 1 раз, на конце слова орд происходит оглушение – ор[т]») оценивается в 2 балла.

[5]https://lexicography.online/etymology/%D0%BA/%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

[6]Если при пояснении ученик указывает, какой частью слова является конечный -о, но при этом не раскрывает, почему он так решил, ставится только 0,5 балла за каждое такое пояснение. Указание на часть слова является обязательным, если оно отсутствует, то балл за пояснение не ставится.

[7]Значения слов взяты из Большого толкового словаря русского языка, который представлен на портале Грамота.ру. Формулировки в работах учеников могут отличаться от приведенных в словаре, но должны отражать особенности семантики единиц.

[8] В польском языке сочетание букв rz читается как [ж], буква w обозначает звук, похожий на [в], y – звук, похожий на [ы], ł – звук, похожий на [l], буква i перед гласным не обозначает звука и указывает на мягкость предшествующего согласного.

[9] Wielki słownik polsko-rosyjski. Wydawnictwo naukowe PWN. Warszawa 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: