ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ




Бланк методики

 

ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ФИО _________________________

Пол ___________ Возраст _______________

 

Инструкция: Из двух предлагаемых высказываний(А и Б),которые описывают противо-положные мнения, ситуации и т. д. выберите то, которое кажется наиболее подходящим для Вас. В банке для ответов отметьте ваш ответ.

 

Если Вам полностью подходит вариант. А, зачеркните квадратик с буквой «А», нарисован-ный между двумя высказываниями. Если Вам скорее склоняетесь к варианту А не можете полно-стью согласиться, то в среднем пустом квадратике (колонке) вы рисуете стрелку в сторону квад-ратика с буквой «А». Если Вам скорее склоняетесь к варианту Б, но тоже не можете полностью со-гласиться, то в среднем пустом квадратике (колонке) вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б». Если Вам полностью подходит вариант Б, зачеркните квадратик с буквой «Б» нари-сованный между двумя высказываниями. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.

 

1.А. Если бы у меня на теле появилось А   Б 1.Б.Я бы обратил на него внимание,
какое-либо пятнышко или безболезнен-       когда оно стало бы достаточно боль-
ное вздутие, то я заметил бы это очень       шим.
быстро.          
2.Когда я от нечего делать пролистываю А   Б 2.Б Я их просматриваю более внима-
какой – нибудь журнал, различные ста-       тельно в первую очередь..
тьи о здоровье я просто пропускаю        
3.Если мне предложат проводить свои А   Б 3.Б.Я предпочту остаться дома и зани-
выходные в группе здоровья я, конечно,       маться своими делами.
этим воспользуюсь.          
4.А.Я решительно вмешиваюсь, если кто А   Б 4.Б.Пожалуй я не всегда прилагаю к
– то из моих близких начинает совер-       этому достаточно усилий и зачастую
шать поступки, которые вредят его здо-       готов с этим смириться.
ровью          
5.А. Я обычно не обращаю внимания, А   Б 5.Б.Мне это сразу же бросается в глаза.
если у моего собеседника не совсем        
чистые зубы, неподстрижены ногти и т.        
д.            
6.А.Я выписываю или покупаю газеты, А   Б 6.Б.Я не трачу на это свои деньги.
журналы и книги по проблемам здоро-        
вья.            
7.А.Еслит позволяет время, я стараюсь А   Б 7.Б.Я все равно лучше спокойно про-
пройти, куда мне надо пешком         еду на автобусе, троллейбусе и т. д.
8.А.Когда я выбираю подарок кому ни- А   Б 8.Б.Я часто делаю именно такие подар-
будь из членов своей семьи, мне не       ки, потому что они мне кажутся вполне
приходит в голову купить что – либо из       подходящими.
предметов личной гигиены.          
9.А.Когда я выпиваю стакан свежего А   Б 9.Б.Я прежде всего утоляю жажду.
фруктового сока я замечаю прилив бод-        
рости энергии во всем организме.        
10.А.Когда знакомые в компании начи- А   Б 10.Б.Я с удовольствием включаюсь в
нают говорить о процедурах по сохра-       беседу.
нению здоровья, мне становиться просто        
скучно.          
11.А.Я стараюсь уклоняться от различ- А   Б 11.Б. Они являются хорошим стиму-
ных обязательных профилактических       лом, чтобы позаботиться о состоянии
обследований         своего организма

12.А. Мне удалось заинтересовать своих А   Б 12.Б. Я не предпринимал таких попы-
знакомых книгами и статьями о здоро-       ток.
вом образе жизни.        
13.А.По – моему те, кто находит удо- А   Б 13.Б. Я даже завидую им, ведь забота о
вольствие в том чтобы в 5 утра бегать в       своем здоровье - это радостное и увле-
трусах по улице - это не совсем нор-       кательное занятие.
мальные люди.        
14.А.Я стараюсь знакомиться с людьми, А   Б 14.Б.Такие люди для меня не более ин-
которые много знают о том, как под-       тересны, чем другие.
держивать свое здоровье на должном        
уровне.          
15.А. Я редко задумываюсь о том, пра- А   Б 15.Б. я в целом придерживаюсь правил
вильно ли я питаюсь.       здорового питания.
16.А. Я никогда не писал по собствен- А   Б 16.Б.В своей жизни я делал нечто по-
ной инициативе заметок о здоровье в       добное.
журналы газеты, стенгазеты и т. д.        
17.А.Порой у меня возникает такое А   Б 17.Б.Любая боль это всего лишь опре-
ощущение, что организм как будто хо-       деленная реакция нервной системы.
чет сказать мне, чем ему помочь, если в        
нем что - то разладилась.        
18.А.Когда в гостях по предложению А   Б 18.Б. У меня вызывает интерес другая
хозяина квартиры я просматриваю их       литература.
библиотеку, мои глаза сами останавли-        
ваются на книгах о поддержании здоро-        
вья.          
19.А.Когда я покупаю пасты, кремы же- А   Б 19.Б.Для меня это очень важно, потому
вательные резинки и т.п. я практически       что я во всем стараюсь учитывать, как
не ориентируюсь на их «оздоровитель-       это повлияет на мое здоровье.
ный эффект», подчеркиваемый в рекла-        
ме          
20.А.Мне приходиться обучать других А   Б 20.Б.У меня недостаточно для этого
людей способам улучшения своего са-       собственного опыта.
мочувствия.        
21.А.У меня не вызывают особой сим- А   Б 21.Б.Я полностью разделяю чувства
патии люди, которые из чувства брезг-       таких людей.
ливости никогда не пользуются чужой        
тарелкой, кружкой и т. п.        
22.А.Я никогда не разыскиваю литера- А   Б 22.Б.Мне приходилась это делать
туру, в которой описываются редкие ме-        
тодики оздоровления организма        
23.А. Я ежедневно по долгу занимаюсь А   Б 23.Б. Я уделяю время на свое здоровье
оздоровлением своего организма не-       только в случае необходимости.
смотря на другие важные дела        
24.А.Я никогда не принимал участие в А   Б 24.Б. Я состоял в таких движениях.
работе различных движений, борющих-        
ся за здоровую окружающую среду        

ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

 

(С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина)

Интенсивность отношения к здоровью как количественная характеристика отношения мож-но измерить субтестом «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, построенным по принципу альтернативных полюсов.

 

Опросник «Индекс отношения к здоровью» включает4шкалы,соответствующие четыремтеоретически выделенным компонентам интенсивности: эмоциональному, когнитивному, практи-ческому и поступочному. Испытуемому дается два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определен-ных ситуациях, как обычно ведет себя в них.

 

Эмоциональная шкала (Э)направлена на диагностику степени изменений в системе аффек-тивно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера, обу-словленных отношением к своему здоровью, которые проявляются в уровне эстетического и эти-ческого наслаждения от здорового организма, повышенной восприимчивости к чувственно-выразительным элементам, свободе от неадекватных социальных эстетических стереотипов, от-зывчивости на собственные витальные проявления и других людей, которая реализуется через эм-патию и идентификацию и т.д.

 

Когнитивная шкала (К)направлена на диагностику степени изменений в мотивации и на-правленности познавательной активности, связанной с отношением к собственному здоровью, ко-торые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию по вопросам здоровья и здорового образа жизни, в особой «информационной сензитивности» к данной теме.

 

Практическая шкала (П)направлена на диагностику степени изменений в мотивации и на-правленности практической деятельности, обусловленных отношением к собственному состоянию, которые проявляются в готовности и стремлении к реальной практической деятельности над со-бой.

Поступочная шкала (Пс)направлена на диагностику изменений в поступках личности,обу-словленных отношением к здоровью, проявляющихся в активности личности по изменению окру-жения в соответствии с этим отношением.

 

Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по четырем названным шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного че-ловека, насколько сильно оно проявляется (уровень сформированности субъективного отношения личности к здоровью и здоровому образу жизни в целом и составляющих его компонентов).

Обработка результатов

 

Результаты испытуемого определяются с помощью ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе дается 3 балла; за стрелку, направленную в сторону ответа, - 2 балла; за стрелку в противоположную сторону – 1 балл; за ответ, противоположный данному в ключе, - 0.

 

Э 1. А.   5. Б.   9. А   13. Б.   17. А   21. Б.    
К 2. Б.   6. А   10. Б.   14. А   18. А   22. Б.    
П 3. А   7. А   11. Б.   15. Б.   19. Б.   23. А    
Пс 4. А.   8. Б.   12. А   16. Б.   20. А   24. Б.    

 

Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке) и вписывается в конце соот-ветствующей строки. Общий показатель определяется как сумма баллов по четырем шкалам.

 

Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение че-ловека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диаг-ностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, на-сколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр. Вопросы разбиты на две группы: в первой степень выраженности эмоционального компонента оп-ределяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситуаци-ях, во второй – насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях. Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый способен наслаждаться своим


здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, суще-ствующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботит-ся о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.

 

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассу-дочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявле-ниям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрица-тельных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.

Познавательная шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение че-ловека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы во-просов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других лю-дей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопро-сы), вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»).

 

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый проявляет большой инте-рес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д.

 

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познава-тельную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей ин-формацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.

 

Практическая шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение чело-века к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осущест-влять эти действия.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что обследуемый активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специ-альные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответст-вующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом.

Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.

 

Поступочная шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение челове-ка к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на из-менение своего окружения в соответствии с его отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья

 

– на других людей, общество в целом.

 

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый активно стремится изме-нять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, сти-мулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления ор-ганизма, вообще создает вокруг себя здоровую среду.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается у него «личным делом», он не стремится как-то изменить свое окружение.

Общая шкала. Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по че-тырем предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.

 

Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у него существует высоко сформиро-ванное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у испытуемого сформировано пло-хо, он находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здо-ровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: