Бланк методики
ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ФИО _________________________
Пол ___________ Возраст _______________
Инструкция: Из двух предлагаемых высказываний(А и Б),которые описывают противо-положные мнения, ситуации и т. д. выберите то, которое кажется наиболее подходящим для Вас. В банке для ответов отметьте ваш ответ.
Если Вам полностью подходит вариант. А, зачеркните квадратик с буквой «А», нарисован-ный между двумя высказываниями. Если Вам скорее склоняетесь к варианту А не можете полно-стью согласиться, то в среднем пустом квадратике (колонке) вы рисуете стрелку в сторону квад-ратика с буквой «А». Если Вам скорее склоняетесь к варианту Б, но тоже не можете полностью со-гласиться, то в среднем пустом квадратике (колонке) вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б». Если Вам полностью подходит вариант Б, зачеркните квадратик с буквой «Б» нари-сованный между двумя высказываниями. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.
1.А. Если бы у меня на теле появилось | А | Б | 1.Б.Я бы обратил на него внимание, | |||
какое-либо пятнышко или безболезнен- | когда оно стало бы достаточно боль- | |||||
ное вздутие, то я заметил бы это очень | шим. | |||||
быстро. | ||||||
2.Когда я от нечего делать пролистываю | А | Б | 2.Б Я их просматриваю более внима- | |||
какой – нибудь журнал, различные ста- | тельно в первую очередь.. | |||||
тьи о здоровье я просто пропускаю | ||||||
3.Если мне предложат проводить свои | А | Б | 3.Б.Я предпочту остаться дома и зани- | |||
выходные в группе здоровья я, конечно, | маться своими делами. | |||||
этим воспользуюсь. | ||||||
4.А.Я решительно вмешиваюсь, если кто | А | Б | 4.Б.Пожалуй я не всегда прилагаю к | |||
– то из моих близких начинает совер- | этому достаточно усилий и зачастую | |||||
шать | поступки, которые вредят его здо- | готов с этим смириться. | ||||
ровью | ||||||
5.А. Я обычно не обращаю внимания, | А | Б | 5.Б.Мне это сразу же бросается в глаза. | |||
если | у моего собеседника не | совсем | ||||
чистые зубы, неподстрижены ногти и т. | ||||||
д. | ||||||
6.А.Я выписываю или покупаю газеты, | А | Б | 6.Б.Я не трачу на это свои деньги. | |||
журналы и книги по проблемам здоро- | ||||||
вья. | ||||||
7.А.Еслит позволяет время, я стараюсь | А | Б | 7.Б.Я все равно лучше спокойно про- | |||
пройти, куда мне надо пешком | еду на автобусе, троллейбусе и т. д. | |||||
8.А.Когда я выбираю подарок кому ни- | А | Б | 8.Б.Я часто делаю именно такие подар- | |||
будь | из членов своей семьи, | мне не | ки, потому что они мне кажутся вполне | |||
приходит в голову купить что – либо из | подходящими. | |||||
предметов личной гигиены. | ||||||
9.А.Когда я выпиваю стакан свежего | А | Б | 9.Б.Я прежде всего утоляю жажду. | |||
фруктового сока я замечаю прилив бод- | ||||||
рости энергии во всем организме. | ||||||
10.А.Когда знакомые в компании начи- | А | Б | 10.Б.Я с удовольствием включаюсь в | |||
нают говорить о процедурах по сохра- | беседу. | |||||
нению здоровья, мне становиться просто | ||||||
скучно. | ||||||
11.А.Я стараюсь уклоняться от | различ- | А | Б | 11.Б. Они являются хорошим стиму- | ||
ных | обязательных профилактических | лом, чтобы позаботиться о состоянии | ||||
обследований | своего организма |
12.А. Мне удалось заинтересовать своих | А | Б | 12.Б. Я не предпринимал таких попы- | ||
знакомых | книгами и статьями о здоро- | ток. | |||
вом образе жизни. | |||||
13.А.По – моему те, кто находит удо- | А | Б | 13.Б. Я даже завидую им, ведь забота о | ||
вольствие в том чтобы в 5 утра бегать в | своем здоровье - это радостное и увле- | ||||
трусах по улице - это не совсем нор- | кательное занятие. | ||||
мальные люди. | |||||
14.А.Я стараюсь знакомиться с людьми, | А | Б | 14.Б.Такие люди для меня не более ин- | ||
которые много знают о том, как под- | тересны, чем другие. | ||||
держивать свое здоровье на должном | |||||
уровне. | |||||
15.А. Я редко задумываюсь о том, пра- | А | Б | 15.Б. я в целом придерживаюсь правил | ||
вильно ли я питаюсь. | здорового питания. | ||||
16.А. Я никогда не писал по собствен- | А | Б | 16.Б.В своей жизни я делал нечто по- | ||
ной инициативе заметок о здоровье в | добное. | ||||
журналы газеты, стенгазеты и т. д. | |||||
17.А.Порой у меня возникает такое | А | Б | 17.Б.Любая боль это всего лишь опре- | ||
ощущение, | что организм как будто хо- | деленная реакция нервной системы. | |||
чет сказать | мне, чем ему помочь, если в | ||||
нем что - то разладилась. | |||||
18.А.Когда в гостях по предложению | А | Б | 18.Б. У меня вызывает интерес другая | ||
хозяина квартиры я просматриваю их | литература. | ||||
библиотеку, мои глаза сами останавли- | |||||
ваются на книгах о поддержании здоро- | |||||
вья. | |||||
19.А.Когда я покупаю пасты, кремы же- | А | Б | 19.Б.Для меня это очень важно, потому | ||
вательные резинки и т.п. я практически | что я во всем стараюсь учитывать, как | ||||
не ориентируюсь на их «оздоровитель- | это повлияет на мое здоровье. | ||||
ный эффект», подчеркиваемый в рекла- | |||||
ме | |||||
20.А.Мне приходиться обучать других | А | Б | 20.Б.У меня недостаточно для этого | ||
людей способам улучшения своего са- | собственного опыта. | ||||
мочувствия. | |||||
21.А.У меня не вызывают особой сим- | А | Б | 21.Б.Я полностью разделяю чувства | ||
патии люди, которые из чувства брезг- | таких людей. | ||||
ливости никогда не пользуются чужой | |||||
тарелкой, кружкой и т. п. | |||||
22.А.Я никогда не разыскиваю литера- | А | Б | 22.Б.Мне приходилась это делать | ||
туру, в которой описываются редкие ме- | |||||
тодики оздоровления организма | |||||
23.А. Я ежедневно по долгу занимаюсь | А | Б | 23.Б. Я уделяю время на свое здоровье | ||
оздоровлением своего организма не- | только в случае необходимости. | ||||
смотря на другие важные дела | |||||
24.А.Я никогда не принимал участие в | А | Б | 24.Б. Я состоял в таких движениях. | ||
работе различных движений, борющих- | |||||
ся за здоровую окружающую среду |
ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
(С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина)
Интенсивность отношения к здоровью как количественная характеристика отношения мож-но измерить субтестом «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, построенным по принципу альтернативных полюсов.
Опросник «Индекс отношения к здоровью» включает4шкалы,соответствующие четыремтеоретически выделенным компонентам интенсивности: эмоциональному, когнитивному, практи-ческому и поступочному. Испытуемому дается два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определен-ных ситуациях, как обычно ведет себя в них.
Эмоциональная шкала (Э)направлена на диагностику степени изменений в системе аффек-тивно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера, обу-словленных отношением к своему здоровью, которые проявляются в уровне эстетического и эти-ческого наслаждения от здорового организма, повышенной восприимчивости к чувственно-выразительным элементам, свободе от неадекватных социальных эстетических стереотипов, от-зывчивости на собственные витальные проявления и других людей, которая реализуется через эм-патию и идентификацию и т.д.
Когнитивная шкала (К)направлена на диагностику степени изменений в мотивации и на-правленности познавательной активности, связанной с отношением к собственному здоровью, ко-торые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию по вопросам здоровья и здорового образа жизни, в особой «информационной сензитивности» к данной теме.
Практическая шкала (П)направлена на диагностику степени изменений в мотивации и на-правленности практической деятельности, обусловленных отношением к собственному состоянию, которые проявляются в готовности и стремлении к реальной практической деятельности над со-бой.
Поступочная шкала (Пс)направлена на диагностику изменений в поступках личности,обу-словленных отношением к здоровью, проявляющихся в активности личности по изменению окру-жения в соответствии с этим отношением.
Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по четырем названным шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного че-ловека, насколько сильно оно проявляется (уровень сформированности субъективного отношения личности к здоровью и здоровому образу жизни в целом и составляющих его компонентов).
Обработка результатов
Результаты испытуемого определяются с помощью ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе дается 3 балла; за стрелку, направленную в сторону ответа, - 2 балла; за стрелку в противоположную сторону – 1 балл; за ответ, противоположный данному в ключе, - 0.
Э | 1. | А. | 5. | Б. | 9. А | 13. Б. | 17. | А | 21. | Б. | ||||||||
К | 2. | Б. | 6. | А | 10. | Б. | 14. А | 18. | А | 22. | Б. | |||||||
П | 3. | А | 7. | А | 11. | Б. | 15. Б. | 19. | Б. | 23. | А | |||||||
Пс | 4. | А. | 8. | Б. | 12. | А | 16. Б. | 20. | А | 24. | Б. |
Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке) и вписывается в конце соот-ветствующей строки. Общий показатель определяется как сумма баллов по четырем шкалам.
Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение че-ловека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диаг-ностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, на-сколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр. Вопросы разбиты на две группы: в первой степень выраженности эмоционального компонента оп-ределяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситуаци-ях, во второй – насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях. Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый способен наслаждаться своим
здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, суще-ствующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботит-ся о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассу-дочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявле-ниям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрица-тельных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.
Познавательная шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение че-ловека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы во-просов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других лю-дей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопро-сы), вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»).
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый проявляет большой инте-рес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познава-тельную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей ин-формацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.
Практическая шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение чело-века к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осущест-влять эти действия.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что обследуемый активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специ-альные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответст-вующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом.
Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.
Поступочная шкала. Эта шкала измеряет,в какой степени проявляется отношение челове-ка к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на из-менение своего окружения в соответствии с его отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья
– на других людей, общество в целом.
Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый активно стремится изме-нять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, сти-мулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления ор-ганизма, вообще создает вокруг себя здоровую среду.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается у него «личным делом», он не стремится как-то изменить свое окружение.
Общая шкала. Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по че-тырем предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.
Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у него существует высоко сформиро-ванное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у испытуемого сформировано пло-хо, он находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здо-ровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.