Папка 0*.01. Входящие документы. Содержание: все документы, которые поступают в данное подразделение.
Папка 0*.02. Исходящие документы. Содержание: копии всех документов, исходящих из данного подразделения. При малом количестве входящих и исходящих документов обе папки могут быть объединены под одной обложкой, но при этом нумерация документов и порядок их расположения в папках остаются раздельными.
Папка 0*.03. Нормативные документы. Содержание: все НД, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности:
• законы Российской Федерации, положения и инструкции органов Гос
надзора, государственные и отраслевые стандарты;
• Руководство по качеству организации РК 00.00;
• документированные процедуры СМК Д 00.01, Д 00.02, Д 00.03, Д 00.04,
Д 00.05, Д 00.06;
• описания процессов своего и смежных подразделений, взаимодействие
с которыми обозначено в Положении о подразделении и описании
процесса.
Папка 0*.04. Технологические и рабочие инструкции. Содержание: технологические и рабочие инструкции для рабочего персонала, инструкции по обслужи-
Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 325
ванию оборудования, инструкции по работе с клиентами (по приему заказов), инструкции по выполнению различных работ и т.д. Должны быть в наличии во всех подразделениях (если это целесообразно). Например, «Инструкция о порядке оценки поставщика» может находиться в этой папке в номенклатуре дел Отдела закупок, а для небольшой организации — существовать в качестве приложения к описанию процесса закупок.
Папки 0*.05. Положение о подразделении, 0*.06. Штатное расписание и 0*.07. Должностные инструкции объединяют под одной обложкой и содержат соответственно:
|
• Положение о подразделении ПП 0*.00 по форме Приложения ** к про
цессу «Подготовка и аттестация персонала» П 09.00;
• Штатное расписание подразделения по форме Ф 00.0*.0* Приложения **
к Д 00.01;
• Должностные инструкции всех ИТР подразделения по форме Приложе
ния ** к Д 00.01 - Порядок управления документацией;
• Планы обучения сотрудников подразделения на 200_ г. по форме Ф 00.0*.0*
Приложения ** к П 09.00 - процесс «Подготовка и аттестация персонала»;
• Протоколы заседания аттестационной комиссии по форме Ф 00.0*.0* При
ложения ** к П 09.00 - процесс «Подготовка и аттестация персонала».
Папка 0*.08. Записи по качеству. Содержание: все документы, перечислен
ные в разделах описания процесса как записи по качеству, подтверждающие
выполнение установленных требований к продукции и СМК, кроме докумен
тов, перечисленных в разделе 6.2 «Человеческие ресурсы» (эти документы нахо
дятся в папках 0*.05, 0*.06, 0*.07 — кадровые документы). Количество папок
определяет владелец процесса исходя из количества документов и их типов,
являющихся записями по качеству. Нумерация папок — 0*.08**, где * — номер
процесса, ** — номер папки, содержащей записи по качеству. Сюда также отно
сятся журналы, в которых делают записи по качеству, например, «Журнал го
товности оборудования на______ (установке)» и папки, в которые подшиваются
отдельные заполненные бланки. Журнал представляет собой папку № О*.О8**, поэтому ему присваивается нумерация отдельной папки.
Папка 0*.09. Непрерывное улучшение. Содержание:
• планы по качеству (целевые показатели процесса (организации) и планы
по достижению целевых показателей на установленный период);
|
• справки о ходе процесса (п. 5.6.2);
• протоколы анализа результатов процесса (п. 5.6.3);
• планы мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий;
• протоколы и мероприятия по дням качества.
Папка «Непрерывное улучшение» (название условное) оформляется для нужд сертификации СМК. Для организации, которая не будет внедрять и сертифици-
326 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
ровать СМК, полезно завести папку «Стратегическое планирование», где будут размещены планы на год. Содержание папки: планы и целевые показатели организации и подразделений, которые нужно и можно достичь за год, и мероприятия, которые нужно выполнить, чтобы достичь этих показателей. Также в этой папке целесообразно разместить документы, касающиеся:
• выявленных и зафиксированных отклонений;
• результатов проведенного анализа причин отклонения;
• принятых решений о целесообразности устранения данных отклонений;
• результатов проверки эффективности корректирующих и предупреждаю
щих действий;
• улучшения деятельности (переписка с поставщиками, потребителями,
субподрядчиками и другими внешними организациями и т.д.).
Пример оформления номенклатуры дел подразделения приведен в Приложении 5.
Для обеспечения сквозного прослеживания ответственности и взаимодействия персонала в рамках процесса ответственность за выполнение функций, входящих в процесс, должна быть закреплена за соответствующим персоналом. Могут быть выбраны разные формы закрепления ответственности. Например: ввести перечень функций процесса в Положение о подразделении. При этом типовую форму Положения целесообразно дополнить Матрицей ответственности и регламентацией взаимодействия между процессами (см. Приложение 1).
|
При формировании положений о подразделениях, входящих в состав описываемого процесса, формулировка назначения данного подразделения должна полностью совпадать с функциями, закрепленными за данным подразделением в вышестоящем процессе.
Вопрос формирования системы регламентирующей документации для процесса подробно рассмотрен в главе 4 (§ 4.4.2).
Документирование методик выполнения и результатов работ играют в СМК очень большую роль. Организации документооборота должно уделяться значительное внимание. Типичные ошибки, которые совершают рабочие группы при построении системы документации, следующие:
1. На бумажных документах отсутствуют дата и подпись лица, составившего
этот документ;
2. В регламентирующих документах не установлен срок действия или пере
смотра;
3. В организации используют неучтенные копии НД внешнего и внутренне
го происхождения;
4. В организации не соблюдается порядок ознакомления персонала с необ
ходимой ему документацией. Нет списка, кто и с какой документацией
должен быть ознакомлен;
Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 327
5. В организации не установлен порядок управления неучтенными копиями
документов. Например, при рассылке экземпляров технических условий
действительным и потенциальным потребителям;
6. В действующую регламентирующую документацию внесены неучтенные прав-
ки и изменения или персонал не ознакомлен с внесенными изменениями;
7. На рабочих местах находятся устаревшие, просроченные или аннулиро
ванные экземпляры регламентирующей документации;
8. Нет процедуры восстановления записей по качеству в случае их утраты.
Особенно на это обращается внимание при наличии в организации элек
тронной системы документооборота и хранения информации.
Примечание. Существует три варианта создания документации по процессам. Вариант 1. В организациях, которые только приступают к внедрению процессного подхода к управлению и построению СМК со слабым уровнем документального обеспечения, лучше всего начинать с переработки или разработки положений о подразделениях. Этот документ является привычным для большинства работающих и не вызывает отрицательной реакции при введении в него дополнительных требований в виде форм взаимодействия и новой терминологии. Образец такого Положения предложен в Приложении 1. После согласования документов, которые в общей форме регламентируют взаимодействие подразделений, можно приступать к детальной проработке документации, содержащей описание процессов. В этом случае в качестве примера описания процесса могут быть использованы форма, представленная в Приложении 2, и содержание — табл. 3.17.
Вариант 2. Если организация создает СМК на базе реально существующей и действующей документации и положений о подразделениях, то можно сразу разрабатывать документы (регламенты), описывающие процессы.
Вариант 3. Если организация имеет реально функционирующие системы документации и качества, то можно, если это целесообразно, совместить документ, регламентирующий процесс, с Положением о подразделении. В этом случае вместо двух документов может существовать один, который будет содержать структуру подразделения, его основные функции и работы, распределение ответственности, входы и выходы и т.д. То есть нужно дополнить Положение о подразделении недостающей информацией из табл. 3.17. 5. Ответственность руководства
Если раздел 4 МС ИСО 9001:2000 посвящен общесистемным требованиям, то разделы 5, 6, 7 и 8 «образуют» замкнутый цикл управления организацией на процессной основе. На рис. 5.11 показана взаимосвязь разделов и их применимость для построения системы менеджмента организации. Цикл управления PDCA (Plan — Do — Check — Act) — Планирование — Выполнение — Контроль выполнения — Управление — Корректировка, известный также как цикл Де-минга, применим ко всем процессам и к организации в целом.
328__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению |
Рис. 5.11. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессах (МС ИСО 9001:2000).