С точки зрения здравого смысла и требований МС ИСО 9001:2000 высшее руководство организации должно отвечать за следующее:
«а) распространение в организации понимания важности удовлетворения требований потребителя и законодательных и нормативных требований;
б) установление Политики в области качества;
в) обеспечение уверенности в том, что Цели в области качества установлены;
г) то, что анализ процессов со стороны руководства проводится;
д) то, что все ресурсы, необходимые для нормального функционирования
процессов, имеются».
В МС ИСО 9001:2000 данные пункты носят общий характер. Более подробно вопросы практической реализации этих требований будут рассмотрены ниже.
5.2. Ориентация на потребителя
Требования, изложенные в этом пункте, носят декларативный характер и также более подробно рассмотрены далее.
Политика в области качества
Политика в области качества в концентрированном виде содержит главные этапы деятельности организации в этом направлении. В некоторых организациях Политика носит название «Политика руководства... в области качества». Таким образом организация подчеркивает ответственность руководства за содержание и реализацию Политики.
Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 329
К Политике в области качества предъявляют определенные требования.
Требование 1. Как правило, Политика в области качества должна разрабатываться после того, как сформулированы Миссия и Цели организации. В этом случае разработанная Политика не будет им противоречить и, более того, станет их продолжением и развитием. В этом смысле Политика в области качества стоит в одном ряду с Финансовой политикой, Кадровой политикой, Технической политикой и другими, имеющимися в организации (рис. 5.12).
|
Миссия — главная цель организации как конкурентоспособной фирмы, представленная в наиболее общей форме, но при этом четко выражающая главную идею ее существования, с помощью которой можно объединить людей. Это внутренняя функция Миссии организации.
Миссия предназначена для формирования во внешней среде представления об организации, а именно:
• главной цели и назначении;
• сфере деятельности;
• философии и ценностях.
К внешним функциям Миссии организации обычно относят:
• презентационную, привлекательную для инвесторов;
• рекламную, привлекательную для потребителей;
• социальную, полезную для общества и общественных институтов.
Примеры положительные.
Миссия АБ «Инкомбанк»
• «Банк содействует развитию крупных и средних компаний, солидных
частных клиентов, представляя им самые качественные в России услуги
по доступным ценам, обеспечивая акционерам и сотрудникам оптималь
ные прибыли».
330 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
Миссия Corning Inc. (лауреат премии имени М. Болдриджа 1995 г.)
• «Приносить пользу нашим потребителям, акционерам, служащим и об
ществу, в котором мы работаем. Мы добиваемся этого, внося наши
ценности в работу, что способствует процветанию и корпорации, и от
дельной личности».