Написание сжатого изложения
План:
I. Обучение написанию сжатого изложения.
II. Самостоятельное написание сжатого изложения с опорой на текст.
I. Обучение написанию сжатого изложения
1. Определить тему текста: «О чем текст?»
Тема определяется различными способами:
-по началу текста;
-по ключевым словам;
-по ключевым эпизодам;
-по поступкам или размышлениям героев (автора);
-по заглавию текста
2. Определить основную мысль текста: «Зачем автор написал текст?» «Какую мысль хотел выразить автор?»
Что помогает сформулировать идею?
-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль;
-настроение, которое вызывает прочтение текста;
-отношение автора к событиям, героям.
3. Определить композицию (построение) текста и провести абзацное членения текста: выявить микротемы абзацев и записать основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью и объединенных в абзац.
Абзац – показатель микротемы, поэтому необходимо внимательно следить за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз, столько в тексте абзацев.
Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис: из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
При написании сжатого изложения необходимо использовать приемы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.
Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов: У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. – У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием: Он знал немецкий, французский, итальянский и молдавский языки, и никто не мог распознать в нём русского. – Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
Упрощение (замена):
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. – Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
4. Написать сжатое изложение: с оединить в текст микротемы, сохраняя абзацное членение.
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.
Образец
Исходный текст
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
Первый полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961года.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда черная непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а так темно.… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма.
Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. (167 сл.)
Сжатое изложение
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
Первый полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.
И до Гагарина были отважные путешественники. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали о предстоящих трудностях. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал о странном состоянии – невесомости. За окном-иллюминатором всегда черная непроглядная ночь, хотя к ближе к солнцу… Когда ракета уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма.
Все это первым испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
Первый полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. (исключение)
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. (исключение) Но все они путешествовали на Земле и заранее знали о предстоящих трудностях , как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. (обобщение) А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал о странном состоянии – невесомости странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. (исключение) За окном-иллюминатором всегда черная непроглядная ночь, хотя к ближе к солнцу… Удивительно! Ближе к солнцу, а так темно.… (упрощение) Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма. (исключение)
Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. (исключение)
II. Самостоятельное написание сжатого изложения с опорой на текст
Прослушайте или прочитайте текст. Напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов.
Укажите напротив каждого абзаца, какие приемы сжатия вы использовали.
Эта история со счастливым концом произошла в Америке. Однажды промозглой зимней ночью Верджил подобрал маленького котёнка, который оказался на пороге его дома. Верджил отогрел малыша и начал выхаживать. Кот быстро восстановил свои силы и остался в доме. Он оказался очень преданным и смышлёным. Каждый вечер коту разрешали выходить на улицу, но он всегда возвращался домой через несколько минут. В одну зимнюю холодную ночь, примерно через два года после своего появления в доме Верджила, кот вышел из дома и не вернулся.
Верджил искал кота и на следующий день. Обыскав весь двор, он наткнулся на старый мешок, который валялся на земле. Верджил уже хотел его отбросить в сторону, как вдруг из него вылез кот, посмотрел на своего хозяина и залез обратно в мешок.
Верджил открыл мешок и в изумлении увидел крошечного мальчика, которого обнял кот своим телом. Верджил помчался с ребёнком в госпиталь.
Кот спас от смерти маленького мальчика, которого бросили посреди зимы на произвол судьбы. Он бы умер, если бы к нему в мешок не проскользнул кот. Доброе животное спасло жизнь ребенку.
(По Н. Непомнящему)