II. Самостоятельное написание сжатого изложения с опорой на текст




Написание сжатого изложения

План:
I. Обучение написанию сжатого изложения.

II. Самостоятельное написание сжатого изложения с опорой на текст.

 

I. Обучение написанию сжатого изложения

1. Определить тему текста: «О чем текст?»

 

Тема определяется различными способами:

-по началу текста;

-по ключевым словам;

-по ключевым эпизодам;

-по поступкам или размышлениям героев (автора);

-по заглавию текста

2. Определить основную мысль текста: «Зачем автор написал текст?» «Какую мысль хотел выразить автор?»

Что помогает сформулировать идею?

-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль;

-настроение, которое вызывает прочтение текста;

-отношение автора к событиям, героям.

3. Определить композицию (построение) текста и провести абзацное членения текста: выявить микротемы абзацев и записать основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

 

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью и объединенных в абзац.

Абзац – показатель микротемы, поэтому необходимо внимательно следить за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз, столько в тексте абзацев.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис: из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

При написании сжатого изложения необходимо использовать приемы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.

 

Исключение:

• исключение повторов;

 

• исключение одного или нескольких из синонимов: У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. – У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

 

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

 

• исключение фрагмента предложения;

 

• исключение одного или нескольких предложений.

 

Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием: Он знал немецкий, французский, итальянский и молдавский языки, и никто не мог распознать в нём русского. – Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

 

• замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением.

 

Упрощение (замена):

• слияние нескольких предложений в одно;

 

• замена предложения или его части указательным местоимением;

 

• замена сложноподчинённого предложения простым;

 

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

 

4. Написать сжатое изложение: с оединить в текст микротемы, сохраняя абзацное членение.

 

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

 

 

Образец

Исходный текст

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

Первый полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961года.

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда черная непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а так темно.… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма.

Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. (167 сл.)

 

Сжатое изложение

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

Первый полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.

И до Гагарина были отважные путешественники. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали о предстоящих трудностях. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал о странном состоянии – невесомости. За окном-иллюминатором всегда черная непроглядная ночь, хотя к ближе к солнцу… Когда ракета уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма.

Все это первым испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.

 

 

Первый полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. (исключение)

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. (исключение) Но все они путешествовали на Земле и заранее знали о предстоящих трудностях , как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. (обобщение) А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал о странном состоянии – невесомости странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. (исключение) За окном-иллюминатором всегда черная непроглядная ночь, хотя к ближе к солнцу… Удивительно! Ближе к солнцу, а так темно.… (упрощение) Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма. (исключение)

Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. (исключение)

 

II. Самостоятельное написание сжатого изложения с опорой на текст

Прослушайте или прочитайте текст. Напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов.

Укажите напротив каждого абзаца, какие приемы сжатия вы использовали.

 

Эта история со счастливым концом произошла в Америке. Однажды промозглой зимней ночью Верджил подобрал маленького котёнка, который оказался на пороге его дома. Верджил отогрел малыша и начал выхаживать. Кот быстро восстановил свои силы и остался в доме. Он оказался очень преданным и смышлёным. Каждый вечер коту разрешали выходить на улицу, но он всегда возвращался домой через несколько минут. В одну зимнюю холодную ночь, примерно через два года после своего появления в доме Верджила, кот вышел из дома и не вернулся.

Верджил искал кота и на следующий день. Обыскав весь двор, он наткнулся на старый мешок, который валялся на земле. Верджил уже хотел его отбросить в сторону, как вдруг из него вылез кот, посмотрел на своего хозяина и залез обратно в мешок.

Верджил открыл мешок и в изумлении увидел крошечного мальчика, которого обнял кот своим телом. Верджил помчался с ребёнком в госпиталь.

Кот спас от смерти маленького мальчика, которого бросили посреди зимы на произвол судьбы. Он бы умер, если бы к нему в мешок не проскользнул кот. Доброе животное спасло жизнь ребенку.

(По Н. Непомнящему)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: