Общая характеристика литературного процесса 20-х годов.




Семинарское занятие №6

ТЕМА: «Проза 20-30-х годов ХХ века».

Общая характеристика литературного процесса 20-х годов.

После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» (внутри страны, произведения, кот. запрещ. печатать, частичное возвращение в 60 -70х г) и литературу русского зарубежья.

С самого начала 20-х годов начинается (точнее, резко усиливается) время развала и культурного самообеднения России.

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.

В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький.

Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль.

Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник» (интересный тем, что сближал молодых писателей со старой культурой: редактором был высланный Ф. Степун, авторами А. Ахматова, Ф. Сологуб, Н. Бердяев, а среди «молодых» - Л. Леонов, Н. Никитин, Б. Пастернак). Закрыт был и сборник «Литературная мысль». В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.»

Рубежный характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» (в их рядах прозаик Андрей Белый, который умер в начале 1934 г.) и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей. «Н. Тихонов и А. Сурков, каждый на свой лад, перерабатывали интонации и приемы Гумилева в те годы, когда имя Гумилева было под запретом...». Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский и др.

В 1921 году появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» были попытки возродить журнал «толстый» и «тонкий», но безуспешно. «Век их был краток: старый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны». Преимущественно поэтический период сменился преимущественно прозаическим.

По всей стране было множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.

Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые: "Вместе легче преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы людей, причастных к литературе и искусству". В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание. Хотя руководство правящей партии и пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Создалось такое положение, что, вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал";конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.

Литературная борьба 20-х годов, причины, содержание и формы, значение в литературном процессе.

После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.

"Кружковой дух" способствовал разрастанию окололитературных склок. Так, группа «Перевал» дискредитировала творчество Маяковского и героико-романтическое стилевое течение в советской литературе. Ее противники высокомерно отзывались о творчестве М.Горького, В.Маяковского, С.Есенина; футуристы (отрицали классические традиции русск. лит.) отвергали "Жизнь Клима Самгина" М. Горького, "Разгром" Фадеева и т.д.

Каковы были причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые: "Вместе легче преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы людей, причастных к литературе и искусству".

В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание. Хотя руководство правящей партии и пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Создалось такое положение, что, вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков.

Наиболее заметные литературные группировки того времени: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства):

возникла в 1922 г.;

просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;

• состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученных и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;

выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:

• утверждение союза искусства с производством;

• выполнение искусством функции жизнестроительства;

• пропаганда веры в технический прогресс в экономике;

• понимание литературы как факта, репортажа и документалистики вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток про­шлого;

• отрицание пушкинского реализма;

• отвержение всякого личностного, интимного начала в творчестве.

Литературная группа "Перевал":

•являлась марксистской литературной группой;

возникла в Москве в 1923—1924 гг.;

активно развивалась в 1926—1927 гг.;

• имела издательскую базу в виде журнала "Красная новь" и сборников "Перевал", которые выходили до 1929 г.;

• в качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);

• в гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;

имела следующую литературную платформу:

• отстаивание свободы писателей от навязываемого им "социального за­каза";

• защита права автора на выбор темы, жанра, отвечающего индиви­дуальности творца;

• борьба с нормативным "управляемым искусством", которое утвержда­лось сторонниками пролетарской литературы;

• понимание художественного образа как гораздо более высокого, слож­ного, многозначного, чем любая голая идея, схема;

•была обвинена во внеклассовом, надысторическом подходе к искусству, в культе красоты, в неверии в возможность рождения нового классо­вого искусства;

• после разгрома троцкизма и исключения из партии лидера направления А.К. Воронского была распущена как реакционная организация.

Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов:

· возникла в 1924 г. на почве литературного направления – конструктивизма, распалась весной 1930 г.;

· в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;

· имела следующую литературную позицию:

- тяготение к фактам и цифрам;

- использование деловой речи, цитат из документов, описаний события;

- стремление к преодолению в литературе человека с его слабостями, тонкостями души, архаизмом привязанностей к дому, семье и прошлому;

- предельно полное, рациональное подчинение образов и метафор (а в стихотворении - рифм) теме произведения;

- отрицание национальной специфики искусства.

Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства:

· являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались;

· была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;

· в разные годы в группу входили прозаик КК Вагинов, драматург Е. Шварц, сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич;,

· находилась под влиянием идей футуристов, в частности В. Хлебникова;

· преследовала целью пародийно-абсурдное uзображение действительности;

· участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как писатели для детей;

· традиции и эксперименты группы были продолжены в 70 - 80-е гг. многими представителями авангардного искусства - И. Холиным, Д. Приговым, Т. Кибировым и др.

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - с амая мощная литературная организация

· официально оформилась в январе 1925 года

· входили крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др.

· печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал "На литературном посту", который сменил осужденный журнал "На посту".

· ассоциация выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения: объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения

· ассоциация призывала к учебе у классиков, особенно у Л.Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию.

· РАПП эти надежды не оправдала и задачи не выполнила, действовала в разрез обозначенным задачам, насаждая дух групповщины:

Отдельно от большинства существующих литературных группировок стояли О.Э. Мандельштам, А. Ахматова, А. Грин, М. Цветаева и др;

2. И. Бабель. “Конармия”. Национальное многоголосье как отражение реального содержания понятия “народ” для России. Идея Интернационализма как одна из высших и благородных целей революции и картина вопиющего попрания национального и человеческого достоинства. Трагические последствия противопоставления идеалов революции вечным земным и духовным святыням (матери, старики, священные книги, храмы в художественном мире “Конармии”).

Произведения читались по идеологическим ключам (кодам), но не все можно было так прочитать. Н: Бабель «Конармия».

«Конармия» - эпизод борьбы за свободу творчества. Начало 1920-х – рассказы, публикации в журнале «Октябрь». Статья Буденного «Бабизм Бабеля из Красной Нови» - обвинение писателя в клевете на Первую конную армию, где служил сам Бабель. Очень прямолинейное прочтение, по т.н. идеологическому коду.

В произведении увидели поэзию бандитизма; обвиняли в намеренной дегероизации истории.

«Конармия» - одно из самых прекрасных произведений о революции и Гражданской войне. Тема – «гражданская распря». Цикл новелл и рассказов, объединенных общей темой, образом повествователя, который связывает их вместе.

У современников вызывала неоднозначную реакцию («Письмо», «Соль» - кто герой? Что это за герои?) – персонажи не укладывались в стереотипы, которые уже успели сложиться. Натурализм, физиологизм..

«Письмо» (23) выделяется многими исследователями. Написана в 1923 г. Авторской позиции как таковой там нет. «Письмо» не заслуживает забвения» - почему? Из контекста понятно, что отец – ротный у белых, а его трое сыновей – в Красной армии. Письмо пишется автором под диктовку мальчика Кирдюкова. Во вторых строках сообщает матери, как отец порезал младшего брата. Семен отыскал папашу и отомстил за Федю. Поражает сам мальчик, ничего детского в нем нет. События воспринимаются мальчиком как обычные, рядовые; нет никакой заботы о матери, которой адресовано это письмо.

Письмо – это жуткий документ того времени => потому оно не подлежит сомнению.

Эмоции, потрясение испытывает только повествователь. Но открытой авторской оценки нет. Он задает только 1 вопрос (отец был строгий?). Авторская оценка – только в эпизоде с фотографией. Он – другой.

«Мой первый гость» (1924) – главный герой К.В. Лютов. Способен ли кто-то быть близок герою? Понять его? Для большинства – он неполноценный человек, он ученый, очки – знак его чуждости. Самое страшное, он доказывает, что может быть таким, как все, быть своим. Он должен зарубить гуся у хозяйки. Повествователь говорит, что совершенно вынужденное убийство. → он приходит в противоречие с собой. Гусь представлен как безвинная жертва войны. Будет еще одна уступка войне, в которой правы не по сути, а потому что их больше.

«Смерть Долгушова» (1923). Одна из новелл, в которых изображен непосредственно военный эпизод. Действие происходит после боя, бытовая картина. Что значит жалеть смертельно раненого человека? Что такое сила воли на войне? Главный смысл новеллы связан со смертью Долгушова.

Драматизм главного героя. Он понимает, но не может быть проще, не может выстрелить в человека, даже по его требованию. Стреляет Афонька Беда (друг повествователя). Афонька очень страдает после выстрела.

Многие начали сравнивать эту новеллу с эпизодом из «Разгрома» Фадеева. У Бабеля нет никакой замечательной цели, ради которой можно убить.

Для повествователя «Конармии» вопрос мучительного выбора вообще не может быть поставлен. Он ни с той, ни с другой стороны. «Конармия» несет христианские ценности, поэтому оказалась неактуальной.

Стиль. Воронский: отношения между мечтательностью и «бабищей-жизнью». Современники начали читать по коду литературы бытовой, натуралистической. В основе мышления Бабеля – карнавализированное мироощущение (жизнь, вывернутая из обычной колеи, мир наоборот, освобождение от законов обычной жизни). Карнавал как миросозерцание сближает священное и профанное, высокое и низкое, мудрое и глупое (Бахтин). Это надо учитывать, чтобы понять «Конармию». Ирония Бабеля – романтическая (это суть и пафос «Конармии»; совмещение обыденного и возвышенного; трагического и комического ≈ обэриуты).

Бабель «Конармия» (1926) - цикл рассказов. Во всех своих произведениях о революции и гражданской войне Бабель обличал несправедливые обвинения, стоившие жизни многим неповинным людям, настигшие и его самого. Герои Бабеля во всех ситуациях старались избежать кровопролития. В одной из новелл “Конармии” главный герой перед атакой специально вынимает патроны из нагана, чтобы не убить человека. Боевые товарищи не понимают его и начинают ненавидеть. Бабель талантливо развивал гуманистические традиции классической русской литературы, в которых жизнь и счастье человека всегда преобладают над другими ценностями.

Роман И.Э. Бабеля «Конармия» - это ряд эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна. В них писатель показывает ужасы гражданской войны: жестокость, насилие, разрушение старой культуры. В этот процесс вовлечены простые люди — казаки, конармейцы — и представители интеллигенции. В «Конармии», несмотря на ужасы войны, показана свирепость тех лет, - вера в революцию и вера в человека. Следует отметить, что действие книги разворачивается на Украине и в Польше, но все упоминаемые ниже персонажи русские. Повествование ведется от лица Кирилла Васильевича Лютова. Он, образованный человек, знающий языки, наделенный чувством прекрасного, попадает в среду, в которой “режут за очки”. Сражаясь в Польше, герои книги постоянно сталкиваются с местным населением — поляками и евреями. Большинство евреев, изображенных в “Конармии”, образованные, оберегающие свою культуру и традиции люди.

За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция - это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровых буднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможет примириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению И.Э. Бабеля, одинок в этом мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: