Отделение несоответствующей продукции




Продукция, признанная не соответствующей нормам НД, должна быть отде­лена от соответствующей для исключения возможности непреднамеренного ее использования.

Примечание. Отделение несоответствующей продукции по своей сути явля­ется одним из способов идентификации. Это означает, что несоответствующая продукция должна быть помещена в специально отведенное место. В случаях, когда трудоемкость отделения несоответствующей продукции слишком высока, допускается только идентификация такой продукции.

8.3.5. Проведение анализа причин и возможных последствий несоответствия
и принятие решения о дальнейшем использовании продукции

Для принятия решения о мерах по устранению причин обнаруженного не­соответствия продукции в документации, регламентирующей проведение про­цесса, указываются типовые виды несоответствия и ответственные за проведе­ние анализа по каждому из них. Например, пересортица продукции, отклоне­ния технических параметров продукции, некомплектность поставки материа­лов и т.д.

Результаты анализа и принятое решение о дальнейшем использовании про­дукции ответственный за проведение анализа оформляет документом по уста­новленной в организации форме.

В число решений о дальнейшем использовании продукции могут входить:

• проведение разбраковки;

• проведение дополнительных испытаний;

• получение согласия потребителя о поставке продукции с отклонением от
норм НД;

• решение об утилизации ввиду невозможности дальнейшего использо­
вания;

• решение о возврате поставщику материала, несоответствие которого об­
наружено при входном контроле или в производстве и

• другие.


364 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

8.3.6. Действия в случае обнаружения несоответствия после поставки продукции заказчику

В случае обнаружения несоответствия после поставки продукции заказ­чику (начала использования несоответствующих входящих материалов) дол­жны быть описаны действия по немедленной идентификации такой продук­ции, оповещению заказчика о случившемся, проведению анализа причин и последствий отклонения и, если это необходимо, замене продукции на соот­ветствующую.

Примечание. Данные действия описываются для всех случаев выпуска про­дукции ненадлежащего качества, в том числе проконтролированной на средствах измерения, утративших метрологическую точность.

В случае обнаружения несоответствия продукции заказчиком в процессе применения и предъявления претензий по качеству должны быть описаны действия по немедленному получению необходимой информации от заказчи­ка, проведен анализ с установлением причин несоответствия. О результате анализа и принятом решении сообщают заказчику и, если это необходимо, производят замену продукции на соответствующую (или другие действия, со­гласованные с заказчиком).

Утилизация и учет забракованной продукции

Там, где это целесообразно, должна быть описана система учета количества и/или видов несоответствующей продукции. Количество случаев несоответствия, объемы несоответствующей и забракованной продукции должны входить в по­казатели эффективности работы процесса и участвовать в работе владельца про­цесса при реализации требований п. 8.4 «Анализ данных».

Анализ данных

Порядок анализа данных о ходе процесса подробно описан также в § 4.6 главы 4. В дополнение к вышесказанному (для организации, внедряющей и сертифицирующей СМК в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000) владельцы процессов и руководитель организации при проведении анализа данных должны использовать информацию о результатах проведенных внут­ренних проверок.

В соответствии с построением уровней иерархического управления органи­зацией (см. рис. 1.5) анализ данных проводят на каждом уровне. Для сокраще­ния количества этих уровней и передачи функций управления и принятия ре­шений вниз необходимо стандартизировать принимаемые решения по резуль­татам отклонений, т.е. ввести типовые решения по типовым отклонениям в инструкции для подчиненных. В этом случае владелец процесса освобождает­ся от рутинной работы, а подчиненные получают нематериальную мотивацию в виде их возрастающей роли и значимости.


366__________________________ ВВ. Репин, В, Г. Елиферов. Процессный подход к управлению


Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 367

несоответствия продукции установленным нормам;

• информации о наличии и частоте возникновения аналогичных отклонений.

Пример 5.13. Регулировка технологических параметров оборудования, про­водимая в рамках, разрешенных технологией, а также текущая подналад-ка оборудования, проводимая для устранения отклонений в качестве продукции, выявленных по результатам производственного контроля, не является поводом для разработки корректирующих действий. Корректирующие действия разрабатывают при систематическом отклоне­нии одного и того же параметра качества продукции в одну и ту же сторону от номинального значения.

Пример 5.14. Отсутствие положительной тенденции к снижению не выпол­ненных в полном объеме заявок потребителя или некомплектных поста­вок продукции, документации или информации является основанием для запуска процедуры разработки, проведения и проверки эффективности корректирующих действий.

К элементу 1. Ответственный за проведение анализа указывается при описа­нии типовых отклонений в документации на процесс и функции процесса. Если отклонение не указано в перечне типовых, то ответственного за анализ назнача­ет начальник подразделения. При проведении анализа ответственный имеет право обратиться в любое подразделение организации и получить необходимую по­мощь. Результат анализа отклонений оформляется «Протоколом анализа откло­нения» (см. Приложение 12).

В пункте 2 Протокола отмечается причина отклонения, установленная по результатам анализа.

Пункт 3 Протокола заполняется в случае, если отклонение касается продук­ции. Ответственный за анализ заносит предложения по действиям с продукци­ей, произведенной с отклонениями от норм или условий производства. Отгруз­ка такой продукции потребителю допускается только с его письменного согла­сия. Этот пункт вступает в силу после согласования и утверждения «Указаний по продукции» (п. 5 Протокола).

В пункт 4 Протокола заносится заключение ответственного за анализ откло­нения о целесообразности разработки и внедрения корректирующих действий.

Протокол должен иметь согласующие подписи руководителей подразделе­ний — виновников отклонения и утверждающую подпись руководителя подраз­деления — владельца процесса.

Если отклонение влечет снижение качества выпускаемой продукции, то обя­зательно согласование с начальником ОТК (менеджером по качеству, зам. ди­ректора по качеству, главным технологом). В случае, когда ответственный за анализ отклонения сделал заключение о нецелесообразности разработки кор­ректирующих действий, то проверку этого заключения проводит владелец про­цесса при утверждении Протокола.


368 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

Примечание. Ответственность за анализ отклонения и разработку корректи­рующих действий может быть возложена на одного и того же сотрудника.

К элементам 2 и 3. При разработке корректирующих действий ответствен­ный за разработку в первую очередь проверяет оценки необходимости проведе­ния этих действий и адекватность затрат на них, а также тяжести отклонения, сделанные ответственным за проведение анализа отклонения. Результат оценок заносится им в пункт 4 Протокола.

К элементам 4 и 5. Протокол должен иметь согласующие подписи начальни­ков подразделений, которые принимают участие во внедрении корректирую­щих действий и утверждающую подпись начальника подразделения — владель­ца процесса.

В случае несогласия участников с предложенными корректирующими дей­ствиями проводят совещание у общего руководителя этих начальников подраз­делений. Руководитель, утверждающий корректирующие действия, должен про­верить наличие согласования со всеми заинтересованными лицами. При дора­ботке корректирующих действий ответственный за их разработку и внедрение может выбрать один из двух способов:

а) оформить дополнительный Протокол в виде приложения к основному;

б) переоформить Протокол заново с внесением изменений только в п. 4.
Если действия затрагивают качество выпускаемой продукции, то обязательно

согласование с начальником ОТК (менеджером по качеству, зам. директора по качеству, главным технологом). Начальник ОТК (менеджер по качеству, зам. ди­ректора по качеству, главный технолог) проверяет характер и степень влияния разработанных действий на качество конечной продукции и может потребовать:

а) согласования с конечным потребителем изменений в качестве продукции;

б) проведения дополнительных испытаний продукции с целью подтвержде­
ния сохранения требований к качеству после корректирующих действий;

в) специальной идентификации продукции, выпущенной после проведен­
ных изменений.

Если ответственный за анализ отклонения сделал заключение о нецелесооб­разности разработки корректирующих действий, то проверку этого заключения проводит начальник подразделения при утверждении Протокола.

К элементу 6. Реализация корректирующих действий производится специ­ально назначенными ответственными лицами (см. п. 5 Протокола). Контроль за своевременностью и полнотой выполнения корректирующих действий возлага­ется на ответственного за их разработку.

К элементу 7. Эффективность корректирующих действий определяет ответ­ственный за проверку способом, указанным в п. 6 Протокола.

Результат проверки ответственный за ее проведение заносит в п. 7 и 8 Протокола.

К элементу 8. В случае, если причина несоответствия не устранена, ответ­ственный за проверку заполняет п. 7 и 8 и совместно с ответственным за разра-


Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества________________ 369

ботку и внедрение корректирующих действий разрабатывает дополнительные кор­ректирующие действия по устранению причины несоответствия. Разработка, со­гласование, утверждение и внедрение дополнительных корректирующих действий выполняется в соответствии с элементами 3, 4, 5, 6, 7 и 8 потоковой диаграммы (см. рис 5.20). В этом случае п. 1 «Исходная информация» Протокола дополняет­ся информацией «Неэффективность корректирующих действий». Примечание. Возможна ситуация, когда затраты на дополнительные коррек­тирующие действия неадекватны тяжести отклонения. В этом случае в п. 8 Протокола делается об этом отметка и он передается начальнику подраз­деления для утверждения.

К элементу 10. В случае, если причина несоответствия устранена, ответствен­ный за проверку заполняет п. 7 и 8 и передает Протокол владельцу процесса на утверждение. Утвержденный Протокол с заключением об устранении причин несоответствия является документом (записью по качеству), подтверждающим завершение работы по устранению причины несоответствия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: