Заграничный поход 1813-1814 гг.




1. Какое из перечисленных событий произошло в 1815 г.?

1) Бородинское сражение

2) создание Священного союза

3) начало Заграничного похода русской армии

4) подписание Тильзитского мира между Россией и Францией

2. Рассмотрите схему и выполните задание.

В 1815 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой

1) I 2) II 3) III 4) IV

3. Рассмотрите изображение.

Данная медаль была выпущена в России в память о событиях

1) 1805 г. 2) 1807 г. 3) 1814 г. 4) 1856 г.

4. Священный союз России, Австрии и Пруссии был создан в целях

1) окончательного разгрома армии Наполеона I Бонапарта

2) обсуждения проектов переустройства европейского сообщества

3) проведения разделов Речи Посполитой

4) недопущения новых революционных потрясений в Европе

Часть 2

1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) присоединение России к континентальной блокаде

2) битва при Аустерлице

3) Венский конгресс

4) изгнание войск Наполеона из России

Ответ:        

 

23.

1. Какие из перечисленных сражений произошли во время Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке два сражения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) битва при Аустерлице

2) бой у д. Лесной

3) штурм Плевны

4) сражение на реке Березине

5) Бородинское сражение

Ответ:    

2. Какие из перечисленных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке два сражения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Полтавская битва

2) штурм Плевны

3) битва при Аустерлице

4) сражение на реке Березина

5) Смоленское сражение

Ответ:    

3. Кто из перечисленных военачальников командовал русской армией во время Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух военачальников и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) М.И. Кутузов

2) М.Б. Барклай де Толли

3) М.Д. Скобелев

4) А.В. Суворов

5) П.А. Румянцев

Ответ:    

4. Кто из перечисленных деятелей был участником Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух участников этой войны и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) М.Д. Скобелев

2) П.С. Нахимов

3) П.И. Багратион

4) Н.Н. Раевский

5) А.М. Горчаков

Ответ:    

5. Кто из перечисленных лиц руководил партизанскими отрядами в годы Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух руководителей партизанских отрядов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Д.В. Давыдов

2) П.И. Багратион

3) А.Н. Сеславин

4) Н.Н. Раевский

5) П.В. Чичагов

Ответ:    

6. Кто из перечисленных исторических деятелей был участником Отечественной войны1812 г.? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) М.Д. Скобелев

2) П.С. Нахимов

3) П.И. Багратион

4) Д.В. Давыдов

5) А.М. Горчаков

Ответ:    

7. Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Западная Сибирь

2) Прибалтика

3) герцогство Варшавское

4) Финляндия

5) Крым

Ответ:    

8. Какие из перечисленных стран вошли в состав Священного Союза, созданного в 1815 г.? Найдите в приведённом списке две страны и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Италия

2) Великобритания

3) Франция

4) Австрия

5) Пруссия

Ответ:    

27.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Условное обозначение комплекса международных противоречий XVIII — начала XX в., связанных с ослаблением позиций и постепенным распадом Османской империи, возрастающей ролью России на Балканах и Ближнем Востоке, проблемой контроля за черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, получило в истории название.

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите генерала — героя Отечественной войны 1812 г., о котором идёт речь.

«В Бородинском сражении армия генерала, составляя левое крыло боевого порядка русских войск, отразила все атаки армии Наполеона. В сражении осколок ядра раздробил генералу берцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался. На следующий день он упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении: «Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»

28.

Сравните характеристики российского военно-морского флота в первой четверти XVIII в. и в первой четверти XIX в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) комплектовался на основе рекрутских наборов

2) имел военно-морские базы на Балтийском и Чёрном морях

3) руководство флотом осуществляло Морское министерство

4) состоял из парусных кораблей

ЧЕРТЫСХОДСТВА ЧЕРТЫРАЗЛИЧИЯ
       
       

Сравните содержание внешней политики Павла I и Александра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) участие России в антифранцузских коалициях

2) борьба с вторгнувшимися в страну захватчиками

3) подписание акта о создании «Священного союза монархов и народов»

4) напряжённые отношения России с Англией

ЧЕРТЫСХОДСТВА ЧЕРТЫРАЗЛИЧИЯ
       
       

Сравните содержание внешней политики Петра I и Александра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) борьба с вторгнувшимися в страну иностранными войсками

2) борьба за превращение России в морскую державу

3) военные действия против Персии

4) участие России в антифранцузских коалициях

ЧЕРТЫСХОДСТВА ЧЕРТЫРАЗЛИЧИЯ
       
       

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ______________

Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

Прочтите отрывок из воспоминаний генерал-майора М.А. Фонвизина и укажите, как назывались участники события, о котором идёт речь.

«Наконец подвозят шесть батарейных орудий и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды восставших и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того, чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повёл бы его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию».

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и назовите войну, о которой идёт речь.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов».

Прочтите отрывок из отчёта о военном совете и напишите, где он состоялся.

«Сентября 1. Армия отступила к Москве, расположилась лагерем (…) Фельдмаршал, предоставя Военному совету положение армии, просил мнения каждого из членов на следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения?

На сие генерал Барклай-де-Толли отвечал, что (…) сражения принять невозможно и что лучше отступить (…)

Генерал Беннигсен, выбравший позицию перед Москвою (…) предлагал ожидать в оной неприятеля и дать сражение.

Генерал Дохтуров был сего же мнения.

Генерал Коновницын (…) предлагал идти на неприятеля и атаковать его там, где встретят (…)

После сего фельдмаршал, обратясь к членам, сказал, что с потерей Москвы не потеряна ещё Россия и что первою обязанностью поставляет он сберечь армию (…)»

 

Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова Александру I и назовите сражение, о котором идёт речь.

«Неприятель большими силами потянулся на левый наш фланг. Чтобы оттянуть его стремление, я приказал генерал-адъютанту Уварову с 1-м кавалерийским корпусом, перейдя речку Колочу, атаковать неприятеля в левый его фланг. Хотя положение места было не весьма выгодное, но атака была сделана довольно удачно, неприятель был опрокинут; при сём случае Елисаветградской гусарской полк отбил два орудия; в сие самое время неприятельская пехота покусилась было перейти чрез реку Колочу, дабы напасть на пехоту нашу, на правом фланге находящуюся, но генерал-адъютант Уваров, атаками на оную произведёнными, предупредил её намерение и воспрепятствовал исполнению оного».

Часть 2

«<…> страны обязуются действовать сообща как на суше, так и на море во всякой войне, которую Франция или Россия были бы в необходимости предпринять и вести против любой европейской державы.

<…> Все общие военные операции будут исполняться, но ни та, ни другая договаривающаяся сторона не может ни в коем случае вступать в переговоры о мире без участия или согласия другой стороны.

<…> Если Англия не примет посредничества России или, приняв таковое, не согласится до 1 ноября заключить мир, признав, что флаги всех держав должны пользоваться на морях одинаково полною независимостью, и возвратив завоевания, сделанные ею за счёт Франции и её союзников с 1805 года <…> то в течение сказанного месяца ноября будет передана сент-джеймскому кабинету послом е. в-ва императора всероссийского нота <…>

Его Величество Император Всероссийский будет действовать заодно с Францией».

1) Где и когда был подписан мирный договор, фрагмент которого представлен в отрывке? Какие правители поставили подписи под договором?

2) Какие последствия для России имело подписание этого мирного договора? Укажите не менее двух последствий.

Из сочинения историка.

«Союз с Наполеоном был для России невыносимым не только потому, что он противоречил национальному сознанию и народной гордости, но и потому, что он совершенно разрушал экономические силы и благосостояние русского народа и государства. В то же время Наполеон, заставляя нас растрачивать бесплодно для нас наши силы на войну с Англией, Швецией, Турцией и, наконец, с Австрией, сам выдвигал против России польский вопрос в самом обострённом и опасном для нас виде.

Сначала, чтобы успокоить Россию, Наполеон согласился на заключение с ней особой конвенции, в которой формально была бы устранена всякая возможность восстановления Польши в виде самостоятельного государства. Но затем отказался ратифицировать этот документ. Отказ этот последовал тотчас за отклонением попытки Наполеона посвататься к одной из сестёр российского императора, Анне Павловне, и некоторые историки видят в обоих этих событиях внутреннюю связь.

Тогда же Наполеон выгнал родственника российского императора, герцога Ольденбургского, из его собственных владений вследствие недостаточно строгого соблюдения герцогом континентальной системы. [Император] счёл себя лично задетым и разослал ко всем европейским дворам протест против действий Наполеона. Наконец, нарушение континентальной системы в России и в особенности таможенный тариф, который прямо бил по карману французских купцов и фабрикантов, явились самыми существенными обстоятельствами, с которыми Наполеон не мог примириться. Таким образом, для всех стало ясно, что война России с Францией неизбежна».

31. Назовите российского императора, упоминаемого в отрывке. Укажите, с точностью до четверти века, период, к которому относятся описываемые в тексте события.

32. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее описание ситуации, причины складывания которой приводятся в тексте. Выпишите не менее двух причин, названных в тексте.

Из сочинения историка

«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что … был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н.Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И, в конечном счёте, завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели – занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.

Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».

31. Укажите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.

32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, в котором описывается ситуация, подтверждённая которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.

Из сочинения историка.

«Теперь, смотря на исход этой кампании глазами историка, легко видеть, что шансы Наполеона стали падать с самого начала и падали безостановочно, но современники поняли это не сразу; они видели только, что русская армия отступает и что Наполеон устремляется всё дальше в глубь страны. Такой ход дел порождал уныние и отчаяние в населении и ропот в войсках, которые жаждали генерального сражения. Ропот этот усиливался оттого, что во главе войск был немец.

Наконец, Александр, подчиняясь народному мнению, решил назначить общего главнокомандующего для всех армий. Общий голос указал на <…>. Хотя лично Александру он был очень неприятен после Аустерлица и после ослушания при заключении Бухарестского мира, тем не менее он счёл необходимым подчиниться общему мнению. Сознавая необходимость народной борьбы с Наполеоном, Александр в это время чутко прислушивался к голосу общества и народа.

Именно поэтому он выдал с головой Сперанского, назначил государственным секретарём адмирала Шишкова, истинно русского патриота квасного пошиба, но совсем не государственного человека; по той же причине назначил генерал-губернатором Москвы взбалмошного Растопчина, известного своими патриотическими брошюрами и афишами. Из тех же именно соображений он назначил в главнокомандующие всех армий, и, надо сказать, хорошо сделал. В Москве его ожидал взрыв энтузиазма в обществе и народных массах, который превзошёл все его ожидания. Дворянство одной Московской губернии пожертвовало немедленно 3 млн. руб., огромную для того времени сумму, и вызвалось поставить с каждых 100 душ по 10 рекрутов, что составляло почти половину рабочего и способного носить оружие населения. Купечество Москвы пожертвовало 10 млн. руб. Никогда ни раньше, ни после не жертвовалось таких колоссальных сумм. Война действительно принимала народный характер».

31. Назовите год, к которому относятся описываемые в тексте события. Укажите пропущенное в тексте имя русского военачальника.

32. Найдите во втором абзаце и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

Из сочинения историка.

«Существует взгляд, что император, относясь совершенно отрицательно к привилегиям высших сословий, относился сочувственно к народу и даже будто бы стремился освободить народ от произвола помещиков и угнетателей.

Думается, едва ли можно приписать ему в стремлении освободить народ какую-нибудь серьёзно продуманную систему.

Обычно в виде доказательства правильности такого взгляда, указывают на манифест, установивший воскресный отдых в трёхдневную барщину. Но категорически крестьянам запрещалась лишь праздничная работа на помещика, а затем, уже в виде пожелания, говорилось что достаточно и трёх дней барщины для поддержания помещичьего хозяйства. Другой закон, изданный по инициативе канцлера Безбородка в пользу крестьян, – о запрещении продажи крепостных без земли – распространялся только на Малороссию.

Крайне характерно то положение, которое занял <…> по отношению к крестьянским волнениям и жалобам крепостных крестьян на притеснения помещиков. Когда волнения крестьян вспыхнули в 32 губерниях, он послал для их усмирения целые большие отряды с генерал-фельдмаршалом кн. Репниным во главе. Репнин очень быстро усмирил крестьян.

Император не только одобрил все эти действия, но и издал особый манифест, которым под угрозой подобных мер предписывалось безропотное повиновение крепостных крестьян помещикам.

Когда <…> попробовали пожаловаться дворовые люди некоторых проживающих в Петербурге помещиков на претерпеваемые от них жестокости и притеснения, он, не расследуя дела, велел отправить жалобщиков на площадь и наказать их кнутом «столько, сколько похотят сами их помещики».

31. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите его преемника на российском престоле.

32. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

35.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отечественная война 1812 г.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления) Отечественной войны 1812 г.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отечественная война 1812 года и Заграничный поход русской армии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с Отечественной войной 1812 г. и Заграничным походом русской армии.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика России в 1813–1825 гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внешней политикой России в 1813–1825 гг.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика Александра I». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внешней политикой Александра I.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: