Задание 28 № 11303
У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.
При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
Анализ первого скрещивания. Т.к. при скрещивании мышей с чёрной и белой шерстью всё потомство получено с чёрной шерстью, по правилу единообразия гибридов первого поколения — чёрный цвет шерсти доминирует.
А — чёрная шерсть
а — белая шерсть
По условию:
ВВ — длинный хвост
Вb — короткий хвост
bb — гибель эмбрионов
первое скрещивание: Р ♀ ААВb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВВ — с белой шерстью, длинным хвостом
второе скрещивание: Р ♀ А?Вb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВb — с белой шерстью, коротким хвостом
1) первое скрещивание:
P: ♀ ААВb х ♂ ааВВ
G: ♀АВ, ♀Аb ♂аВ
F1: АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;
АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;
2) второе скрещивание:
P: ♀ АаВb х ♂ ааВb
|
G: ♀АВ, ♀Аb, ♀аВ, ♀аb ♂аВ, ♂аb
F2: 1АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;
2АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;
1ааВВ – белая шерсть, длинный хвост;
2ааВb – белая шерсть, короткий хвост;
Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии
3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление особей:
1: 2: 1: 2, так как особи с генотипом Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии.
Источник: Банк заданий ФИПИ
Задание 28 № 11310
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
Пояснение.
1) Генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды — aaBb (гаметы aB и аb);
2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;
3) соотношение генотипов и фенотипов в F1:
пурпурный стебель, красные плоды — 1 AaBB: 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb.
Примечание.
Т.к. в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который имеет пурпурный стебель, красные плоды — AABb, Согласно правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя.
По второму признаку в потомстве появляются желтые плоды, значит, оба родителя гетерозиготны по второму признаку (Вb)
Задание 28 № 11314
Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.
|
Пояснение.
1) Доминантная окраска кроликов темная, шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков).
2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb;
3) генотипы потомства первого поколения: AаBb.
4) Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления.
Василий Рогожин 13.12.2014 15:42
Заявленный в эталонах 4 элемент ответа: "Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления" следует записывать более корректно: "закон независимого НАСЛЕДОВАНИЯ".
Третий закон, или закон независимого комбинирования,. Он основан на законе расщепления и выполняется в том случае, если пары аллельных генов расположены в разных гомологичных хромосомах.
Елена Секретарёва 29.01.2017 18:51
С тем же успехом можно предположить, что гены сцеплены, а во втором поколении потомки с белой мохнатой и чёрной гладкой шерстью появились в результате кроссинговера, т.к. не указаны доли потомков каждого вида.
Наталья Евгеньевна Баштанник
!!! предполагайте — обосновывайте, не засчитают - подавайте на апелляцию.
Задание 28 № 11315
Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?
|
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Пояснение.
1) Генотипы родителей ♀ АаХdХ и ♂ ааХdУ.
2) Гаметы ♀ АХd, АХ, аХd, аХ и ♂аХd, аУ.
3) Вероятность рождения сына без аномалий с генотипом ааХУ равна 1/8.
Задание 28 № 11327
Голубоглазый мужчина, оба родителя которого кареглазые, женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец — кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников.
Пояснение.
1) Вначале составляем схему родословной и подписываем фенотипы.
2) Затем, записываем генотипы лиц, имеющих рецессивный признак, т. е. гомозиготных по этому гену (закрашены на схеме).
3) Эти лица передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипе детей или родителей.
4) У лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе вначале один доминантный ген. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность
На схеме — стрелочкой обозначен пробанд — мужчина от которго начинали строить родословную. Т. к. он голубоглазый — его признак закрашиваем.
Генотип мужчины — аа; его жены — Аа.
Сын — аа.
Родители мужчины: Аа (и мать и отец, т. к. сами кареглазые, а сын голубоглазый, значит, они гетозиготны)
Родители женщины: мать — аа, отец — А? (может быть как Аа, так и АА)
Совершенно верно. Так как один ребенок — это не достаточно для утверждения, что он гомозиготен, необходимо указывать оба возможных варианта: отец жены АА или Аа
Задание 28 № 11389!!!
Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.
Пояснение.
1) в скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи;
2) гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, аb (аллели не сцеплены);
3) при оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому сочетанию признаков.
Задание 28 № 11751
Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698 — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301 — с гладкими жёлтыми семенами и 316 — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?
Пояснение.
1 А - гладкая форма семян
а - морщинистая форма семян
В - фиолетовый цвет
в - жёлтый цвет
Р ♀ А_В_ гладкие фиолетовые
♂ аавв морщинистые желтые
А_В_ 4749 гладкие фиолетовые
аавв 4698 морщинистые желтые
А_вв — 301 гладкие желтые
ааВ_— 316 морщинистые фиолетовые
так как в потомстве при получены аавв, то родительское растение А_В_ гладкие фиолетовые имеет генотип: АаВв; при это признаки сцеплены АВ/ ав/, но в потомстве получено 4 разных фенотип, значит, сцепление не полное.
Р. ♀ АаВв х ♂ аавв
G. ♀ АВ/ ♂ ав
♀ ав/
♀ Ав
♀ аВ
2.
F. АаВв — гладкие фиолетовые
аавв — морщинистые желтые
Аавв — гладкие желтые
ааВв — морщинистые фиолетовые
3. Сцепленное наследование генов. 4 типа фенотипов связано с нарушением сцепления генов в результате кроссинговера, поэтому больше особей получается с родительскими признаками.
Лиза Покосенкова 03.01.2017 23:14
в том то и дело, что нельзя, потому что скрещивание не 1:1:1:1. Гладких желтых и морщинистых фиолетовых в разы меньше, чем гладких фиолетовых и морщинистых желтых.
Наталья Евгеньевна Баштанник
Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.
Задание 28 № 12495
Потомство морских свинок, полученное от скрещивания гомозиготных по обоим признакам родителей: коричневых (А) с волнистой шерстью (В) самок и белых (а) с гладкой шерстью (в) самцов, скрестили между собой. Во втором поколении образовались четыре фенотипические группы животных.
Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы первого и второго поколений, их соотношение. Объясните причины появления четырёх групп животных.
Пояснение.
1. Генотипы F1: АаВв; фенотипы: коричневые, с волнистой шерстью. Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав.
2. Генотипы и фенотипы потомства F2:
9 А_В_ — коричневые, волнистые
3 А_вв — коричневые, гладкошёрстные
3 ааВ_ — белые, волнистые
1 аавв — белые, гладкошёрстные
3. Проявляется закон независимого наследования признаков