ПО УСЛОВИЮ «если происходит кроссинговер у самок ». У самцов про кроссинговер не говорится.
Задание 28 № 22017
При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.
Пояснение.
Ген | Признак | Генотип |
A | Высокорослость | AA, Aa |
a | Карликовость | aa |
B | Цельная листовая пластинка | BB, Bb |
b | Расчленённая листовая пластинка | bb |
P♀AaBb x ♂aabb
G♀: AB; ab (кроссоверные); Ab/; aB/ (гены сцеплены) ♂: 4ab
♂\♀ | AB | Ab/ | aB/ | ab |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
ген: 9: 42: 40: 10
фен: 9: 42: 40: 10
1. Генотипы родителей:
♀AaBb (высокорослость, цельная листовая пластина);
♂aabb (карликовость, расчленённая листовая пластинка) — т.к. в условии указано что скрещивание анализирующее.
2. Генотипы потомства:
9 AaBb (высокие, цельный лист)
42 Aabb (высокие, расчленённый лист)
40 aaBb (карлики, цельный лист)
10 aabb (карлики, расчленённый лист).
3. Преимущественно образовались две фенотипические группы: 42 Aabb (высокие, расчленённые листья) и 40aaBb (карлики, цельные листья), потому что в гаметах Ab/ и aB/ женского растения гены сцеплены.
9AaBb (высокие, цельные листья) и 10 aabb (карлики, расчленённые листья) образовались благодаря женским гаметам AB и ab, которые получились в результате кроссинговера.
Источник: ЕГЭ- 2017
Мария Губанихина 09.08.2017 15:30
Вроде как тех кого больше получается должны быть похожи на родителей. Т.е. обычно некроссоверными гаметами являются АВ и аb. Здесь все наоборот.
Наталья Евгеньевна Баштанник
"Обычно" в данных задачах нельзя говорить.
«Тех кого больше» — сцеплены признаки: (42) высокорослые (А)— с расчленённой листовой пластинкой (b), (40) — карликовые (а) — с цельной листовой пластинкой (В): сцеплены Ab/ и aB/
Мария Губанихина 09.08.2017 21:28
Если в задаче на сцепление признаков просят написать закон и объяснить появление 4 фенотипических классов, можно написать так "Закон сцепленного наследования признаков, сцепление которых нарушается в процессе кроссинговера"? Засчитают ли такой ответ?
Наталья Евгеньевна Баштанник
Явление сцепленного наследования было изучено Томасом Морганом и его сотрудниками и поэтому носит название закона Моргана, но обычно засчитывают.
Задание 28 № 22311
При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (а) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными плодами, 39 высоких растений с округлыми плодами, 40 карликовых с грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Пояснение.
1)
Р АаВb высокое растение с округлыми плодами G АВ, Аb, аВ, аb | x | ааbb карликовое растение с грушевидными плодами аb |
2) F1
AB | Ab | aB | ab | |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
АаВb – 39 высоких растений с округлыми плодами
Ааbb – 12 высоких растений с грушевидными плодами
ааВb – 14 карликовых растений с округлыми плодами
ааbb – 40 карликовых растений с грушевидными плодами
3) Гены АВ и аb сцеплены, образуются многочисленные фенотипические группы.
Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.
Задание 28 № 11501
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
1) 1-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиковР. ААBВ ааbbG АB аbF1 АаBb семена гладкие и усики;
2) 2-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиковР. АаBb ааbbG АB/, аb/ аb/F1 АаBb, ааbb семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1
.
Гость 07.05.2014 19:03
Доброго времени суток.
В условии задачи сказано, что при втором скрещивании было получено поколение 1:1. Вы в пояснение скрещиваете дигетерозиготу (при этом куда-то выкинув гаметы Ab, aB) с дигомозиготой по рецессиву. Если я не ошибаюсь, то в этом случае отношение фенотипов будет 1:1:1:1! А условие задачи удовлетворить невозможно, т.к. ни одно растение с гладкими семенами и усиками (AABB, AaBB, AABb, AaBb) не имеет только двух гамет типа AB,ab (у AaBb ещё 2 не подходящие гаметы aB, Ab).