Импульсивное нападение
В том случае, когда нападение совершается не для чего-то, а почему-то, причиной нападения выступают импульс, стремление человека даже не как личности, а как организма освободиться от напряжения, разрядить агрессивные импульсы. Причина импульсивного нападения кроется не в психической, а в психофизиологической организации человека. Она совершается скорее даже вопреки осознанным намерениям.
Импульсивный варвар сам не ведает, что творит, и потом может сожалеть о случившемся. Область «импульсивного», или «наивного» нападения в пределе может соответствовать доле импульсивных и неправильно выполненных действий во всем человеческом поведении.
Критерием «импульсивного», или «наивного», нападения является его совершенная «бескорыстность». Оно не дает никакого межличностного выигрыша, лишь проигрыш. Выигрыш же психофизиологический -освобождение от излишнего психического напряжения, — весьма зыбок. Взрыв может повлечь за собой такую мощную негативную реакцию окружающих, что это вызовет у варвара еще большее напряжение.
Целенаправленное нападение
Если «наивный» варвар получает удовольствие от вызванного им эффекта, то это уже целенаправленное нападение, приближающееся к манипуляции или психологической игре.
Манипуляция -психологический прием, целью которого является принудить человека к определенным действиям вопреки его желанию.
Психологическая игра — последовательная (неосознаваемая) цепочка действий, содержащая в себе «ловушку» для партнера и направленная на получение одностороннего психологического выигрыша.В сущности, целенаправленно нападающий варвар добивается того же, что и манипулятор, но гораздо более варварскими психологическими способами. Он использует средства слишком интенсивные, грубые, резкие, возможно, слишком «ядовитые
|
Формы операции нападения
Операция нападения может совершаться в трех формах: деструктивная критика; деструктивные констатации; деструктивные советы.
Деструктивная критика - это:
· пренебрежительные или оскорбительные суждения о личностичеловека;
· грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дели поступков, значимыхдля него людей, социальных общностей,идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т. п.;
Примеры
«Как ты можешь так нелепо одеваться?»
«Тебе не приходит в голову, что это глупость?»
«Ты что, совсем соображение потерял?»
«Как можно пользоваться таким ужасным дезодорантом?»
2. Деструктивные констатации -упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять.
«Ну да, ты же из маленького города»
«Ты ведь интеллигент всего лишь во втором (первом) поколении...»
«Ты ведь говорил, что в твоей семье есть и другие отклонения»
«Я помню, вуз ты закончил не самый престижный»
«Когда ты сердишься, я почему-то вспоминаю твоего брата, который попал в места не столь отдаленные..»
«Ты не видишь, наверное, из-за слабого зрения»
Деструктивные советы- непрошеные рекомендации и предложения по изменению позиции, способа поведения и пр.
|
Безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумевающиеся социальными или рабочими отношениями с партнером.
Е.В. Сидоренко в своей работе приводит пример случая, произошедшего с ней и её американской коллегой и иллюстрирующего распространённость в нашей повседневной жизни деструктивных советов и их отрицательных последствий.
«Однажды одна американская коллега Шелби Морган сказала мне: «Я вовсе не всегда открыта для чужой критики и чужих советов. Часто мне хочется покоя и целостности, а иногда я чувствую, как что-то важное вызревает во мне. Зачем мне в этот момент чужая интервенция?» Однажды Шелби приехала ко мне на дачу со своей дочерью Сарой. Девочке было пять лет. Мы шли по платформе втроём, и у Сары шнурки от кроссовок были не завязаны. Только что прошёл дождь. Белоснежные шнурки на глазах превращались в грязные мокрые хвостики. И Шелби, и Сара не обращали на это никакого внимания. Я, наученная опытом общения с моей американской подругой, тоже помалкивала и держала возможные комментарии при себе. Однако каждая идущая нам навстречу женщина обязательно говорила что-то вроде: «Ребёнку шнурки завяжите! Смотрите, как они болтаются!» Почуяв в Шелби иностранку, они обращались уже ко мне: «Скажите ей…» и т.д. Я всем отвечала: «Спасибо» и шла дальше. После третьего такого обращения Шелби не выдержала: «Почему мы должны ходить с завязанными шнурками? Почему все вокруг лучше меня знают, что мне надо делать, и пытаются заставить меня жить по-другому? Почему в России все мне что-то советуют? Ведь это нарушение моих прав!»
|
Способы противостояния влиянию
1. Контраргументация. Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.
2. Психологическая самооборона. Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции.
3. Информационный диалог. Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.
4. Конструктивная критика. Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.
5. Энергетическая мобилизация. Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.
6. Творчество. Создание нового, которое пренебрегает влиянием образца, примера или моды либо преодолевает его.
7. Уклонение. Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.