По дисциплине «Методика музыкального развития»
Содержание: Музыка как вид искусства. Выразительные средства музыки: темп, динамика, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т.д. Жанры музыки – первичные: танец, песня, марш; вторичные - вокальная, инструментальная, камерная, симфоническая, опера, балет, мюзикл. Познавательная роль музыки в воздействии на ребенка, воспитании его чувств, формировании вкуса. Влияние музыкального искусства на общую культуру ребенка, его нравственный облик, физическое и умственное развитие, уважение к людям разных национальностей. Основные задачи музыкального развития, воспитания, обучения детей на разных возрастных этапах.
Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. М. — специфическая разновидность звуковой деятельности людей. Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.
Музыка – это искусство. Здесь мы выходим в контекст социальной жизни. Музыка – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Искусство – это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного. Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и есть преобразование духовной жизни общества и человека по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных (способдуховного производства).
Лад, система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму. Необходимое условие существования Л. — качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным).
Мелодия (от греч. melodía — пение, напев, песня, мелодия), одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. — "самая существенная сторона музыки" (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое.
Ритм – (от греч. – «стройность», «соразмерность») – последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное при помощи метра.
Метр – чередование легких и тяжелых долей в музыке («пульс» музыки).
Фактура – (от лат. – «обработка») – способ изложения (склад) музыкального произведения (может быть одноголосная, полифоническая, гомофонная, смешанная).
Мелодия – (от греч. – «напев», «пение») - одноголосное последование звуков одинаковой или различной высоты, организованное при помощи ладовых тяготений.
Регистр (от лат. – «список», «перечень») – часть диапазона инструмента или певческого голоса, характеризующаяся единым тембром. Темп – (от лат., ит.– «время») – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени.
Размер музыкальный – дробь, где числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – счетная единица, её длительность.
Лад – система звуковысотных соотношений, объединенных тоникой. Самые распространенные лады – мажор и минор.
Гармония – объединение звуков в созвучия, последовательность созвучий. Динамика (от греч. – «сила») – интенсивность звучания, громкость. Различные варианты громкости называют нюансами, динамическими оттенками.
Штрих – (от нем.– «линия», «черта») – прием звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение (legato, non legato, staccato, spiccato, detache, marcato).
Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Оно определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием, характеризуется взаимодействием всех выразительных средств.
Жанры музыки – первичные:
Танец -ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела
Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций.
Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения[1]. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).
Марш (итал. marcia, фр. marche, от marcher — идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Одной из важных функций военных маршей вплоть до конца XIX века являлась синхронизация шага наступающих колонн. Марш пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. В зависимости от скорости движения, марш получает разные названия. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей.