по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия»




По дисциплине «Гигиена»

Для студентов III курса

по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия»

 

1. Предмет и содержание гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности лечащего врача.

2. Структура, виды деятельности и задачи санитарно-эпидемиологической службы. Санитарное законодательство. Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. История становления и развития гигиены. Гигиена в античном мире (Гиппократ), в раннем средневековье и в эпоху Возрождения. Основоположники отечественной гигиенической науки (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман и др.). Проблемы гигиены в условиях научно- технического прогресса.

4. Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Основные принципы гигиенического регламентирования, разновидности гигиенических нормативов, этапы их разработки и установления.

5. Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Биосфера и ее основные компоненты.

6. Экологические факторы и здоровье населения. Понятие об экологически обусловленных заболеваниях населения. Задачи гигиенической науки и санитарной практики в управлении сис­темой "Человек - окружающая среда".

7. Значение биологических цепей в переносе веществ из окружающей среды в организм человека. Депонирование и аккумуляция вредных веществ.

8. Сочетанное, комплексное (аддитивность, синергизм, антогонизм), комбинированное, последовательное и интермитирующее воздействие на организм различных вредных факторов окружающей среды.

9. Отдаленные эффекты воздействия на организм вредных веществ, основные виды (гонадотропное, эмбриотропное, тератогенное, эмбриотоксическое, мутагенное). Основные причины и проявления.

10. Климат, определение понятия. Строительно-климатическое райони­рование территории России. Особенности труда, быта, жилища, одежды, обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации и формировании здорового образа жизни.

11. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Биоритм и здоровье. Сезонный фактор в патологии человека. Гелиометеотропные реакции и их профилактика

12. Солнеч­ная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Биологическое действие ультрафиолетовой час­ти солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявление и профилактика.

13. Физические свойства воздуха и их значение для организма (темпе­ратура, влажность, барометрическое давление и скорость движения воз­духа). Микроклимат и его гигиеническое значение.

 

КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

1. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Химические и бактериологические показатели загрязнения воды органическими веществами и микроорганизмами.

2. Санитарная характеристика централизованной и децентрализован­ной системы водоснабжения.

3. Выбор источников децентрализованного водоснабжения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водо­снабжения.

4. Централизованная система водоснабжения, основные методы очист­ки питьевой воды: осветление, обесцвечивание, коагуляция, отстаивание, фильтрация.

5. Выбор источников централизованного водоснабжения. Общая схема устройства водопровода. Зоны санитарной охраны водоисточников.

6. Специальные методы улучшения качества питьевой воды (фторирование, дефторирование, дезодорация, дезактивация, обезжелезивание, опреснение и др.).

7. Эндемические заболевания и их профилактика. Современные методические подходы к гигиеническому нормированию микроэлементов и других химических веществ.

8. Санитарно-гигиеническое значение почвы. Процессы самоочищения от органического загрязнения. Гигиеническое значение химического состава почвы. Биогеохимические провинции. Предупреждение эндемических заболеваний.

9. Режим труда и отдыха различных групп населения. Активный и пассивный отдых. Личная гигиена. Гигиена жилых помещений.

10. Физиологическое, санитарно-гигиеническое и бальнеологическое значение воды. Нормы водопотребления для населения. Роль воды в рас­пространении инфекционных и паразитарных заболеваний.

 

 

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

1. Требования к транспортировке, приему и хранению пищевых продуктов. Санитарная экспертиза продуктов питания.

2. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, их пищевая и биологическая ценность. Болезни, связанные с нарушением питания, их профилактика.

3. Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы. ги­повитаминозы. гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.

4. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных, и условно-год­ных продуктах. Общие принципы санитарной экспертизы и гигиенической оценки качества пищевых продуктов. Санитарная охрана пище­вых продуктов как основная часть охраны окружающей среды.

5. Пищевая и биологическая ценность молока, творога. Эпидемиологическое значение молока, молочных продуктов, Пищевые отравления, передаваемые через молоко и молочные продукты и мясо, зоонозы, гельминтозы, их профилактика.

6. Пищевая и биологическая ценность мяса. Эпидемиологическое значение мяса. Пищевые отравления, передаваемые мясо, зоонозы, гельминтозы, их профилактика.

7. Пищевая и биологическая ценность рыбы. Эпидемиологическое значение рыбы. Пищевые отравления, зоонозы, гельминтозы, передаваемые через рыбу и их профилактика.

8. Методы консервации пищевых продуктов. Пищевая и биологическая ценность консервов. Эпидемиологическая опасность и гигиеническая оценка баночных консервов.

9. Профилактика заболеваний, связанных с нерациональным питанием. Алиментарная дистрофия. Квашиоркор. Избыточное питание, его роль в формировании сердечно-сосудистой и другой патологии. Особенности питания детей и лиц пожилого возраста.

10. Пищевые отравления и их классификация.

11. Пищевые отравления микробной природы. Ботулизм, стафилококковый токсикоз.

12. Пищевые отравления немикробной природы: продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми по своей природе, продуктами, содержащими примеси химических веществ в дозах, превышающих ПДК.

13. Роль продуктов питания в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии.

14. Особенности планировки производственных помещений пищеблоков лечебно-профилактического учреждения. Оборудование пищеблоков.

15. Особенности кулинарной обработки и технологии приготовления пищи в больничных учреждениях. Правила проведения бракеража.

16. Назначение, основные задачи, принципы организации и проведения, характеристика основных видов лечебно-профилактического питания.

17. Основные рационы лечебно-профилактического питания6 цель, назначение, виды, правовые основы организации и правила выдачи.

18. Молоко, молочные продукты, витаминные препараты, пектины, как составная часть лечебно-профилактического питания: цель, назначение, виды, правовые основы организации и правила выдачи.

 

ГИГИЕНА ТРУДА

1. Основы физиологии труда. Труд умственный и труд физический. Из­менения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.

2. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных рабочих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-про­филактические.

3. Организация лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий: Принципы организации, задачи, виды медицинских учреждений.

4. Основные виды, организация проведения лечебно-профилактических мероприятий для работающих, подвергающихся воздействию вредных факторов.

5. Гигиеническая классификация условий труда. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Регистрация, учет и анализ профессиональных отравлений, заболеваний.

6. Гигиеническое значение температуры, влажности и скорости движения воздуха в производственных условиях. Микроклимат и тепловой обмен. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений.

7. Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Шумовая и вибрационная болезни. Меры предупреждения вредного воздействия шума и вибрации.

8. Производственная пыль, физико-химические свойства, классификация и действие на организм. Методы определения содержания пыли в воздухе рабочей зоны.

9. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производстве с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика.

10. Производственный травматизм. Основные причины травматизма на производстве. Мероприятия по предупреждению травматизма. Профилак­тика глазного травматизма и гнойничковых заболеваний кожи.

11. Гигиена труда в сельском хозяйстве: основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, сельскохозяйственный травматизм, меры профилактики.

12. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания, связанные с работой на сельскохозяйственных машинах, меры профилактики.

13. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания при работе с ядохимикатами и минеральными удобрениями, меры профилактики.

14. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания при работе на животноводческих фермах, меры профилактики.

15. Состояние условий труда и заболеваемости медицинских работников. Классификация профессиональных вредностей, категории медицинских работников наиболее подверженных воздействию различных вредных факторов.

16. Общая характеристика механических и физических производственных факторов в медицинских учреждениях, категории медицинских работников наиболее подверженных их воздействию.

17. Общая характеристика физических и химических факторов в медицинских учреждениях, категории медицинских работников наиболее подверженных их воздействию.

18. Общая характеристика химических и биологических производственных факторов в медицинских учреждениях, категории медицинских работников наиболее подверженных их воздействию.

19. Гигиена труда хирургов, основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, меры профилактики.

20. Гигиена труда врачей стоматологов, основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, меры профилактики.

21. Гигиена труда фармацевтов, основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, меры профилактики.

22. Гигиена труда медицинских сестер, основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, меры профилактики.

23. Гигиена труда медицинских работников при использовании лазеров. Основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, меры профилактики.

24. Гигиена труда медицинских работников в барокамерах и при работе с ультразвуковой аппаратурой. Основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, меры профилактики.

25. Гигиена труда медицинских работников при работе в физиотерапевтических кабинетах. Основные профессиональные вредности и профессиональные заболевания, меры профилактики.

26. Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лаборато­рий. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом ви­де.

27. Фак­торы, определяющие радиационную опасность. Нормы радиационной безопасности. Принципы защиты от внешнего ионизирую­щего излучения.

28. Радиационный контроль. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию радиологических отделений больниц. Сбор, удаление и обезвреживание радиоактивных веществ, их тран­спортировка в радиологических отделениях больниц.

29. Основные параметры, характеризующие острую токсичность при разных путях поступления вредных ве­ществ в организм, способность к кумуляции и опасность длительного воздействия. Мероприятия по профилактике острых и хронических отравлений на производстве.

30. Роль лечащего врача в расследованиях пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.

31. Значение питания для здоровья и физического развития населения. Гигиенические основы рационального и сбалансированного питания. Количественный и качественный состав пищевых рационов. Физиологические нормы питания для различных групп населения.

Пищевая и биологическая ценность хлеба. Эпидемиологическое значение зерновых продуктов, их роль в возникновении микотоксикозов. Виды порчи хлеба и оценка его качества.

 

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

1. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Состояние здоровья детей и подростков. Влияние социальных и эко­логических факторов на состояние здоровья.

2. Физическое развитие детей и подростков как показатель общественного здоровья населения. Методы оценки физического развития (сигмальньй, регрессионный, центильный).

3. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии оценки групп здоровья и физического воспитания детей и подростков и их характеристика.

4. Гигиенические основы режима дня. Основные режимные моменты, их последовательность и продолжительность для детей преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов.

5. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений.

6. Гигиенические принципы планировки детских дошкольных учреждений. Принципы групповой изоляции. Задачи медицинского персонала по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в детских дошкольных учреждениях.

7. Гигиена учебных занятий в школе. Факторы, способствующие разви­тию утомления, профилактика утомления. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учеб­ной недели. Роль активного отдыха в профилактике утомления.

8. Гигиеническое значение рационального рассаживания учащихся в классах. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы в школе.

9. Гигиенические требования к школьной мебели, учебникам и учебным пособиям. Профилактика болезней школьного возраста (неврозов, близорукости, искривления позвоночника и др.).

10. Профилактическая работа дошкольно-школьного отделения поликлиники. Медицинское обслуживание школьников. Задача врача лечебного профиля по подготовке и проведению летней оздоровительной кампании.

10. Методика проведения закаливающих мероприятий: воздушные и солнечные ванны; воздушные процедуры. Обязанности врача по организации и контролю за закаливанием детей и подростков. Применение УФ-излучения для санации объектов внешней среды.

11. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудова­нию, воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению детских дошкольных и школьных учреждений.

 

ЛПУ

1. Основные задачи больничной гигиены, номенклатура учреждений здравоохранения. История развития систем больничного строительства. Современные тенденции в больничном строительстве.

2. Санитарно-гигиенические принципы планировки лечебно-профилактических учреждений. Гигиеническая оценка типов застройки больниц.

3. Гигиенические требования к размещению, планировке и зонированию больничного участка. Выбор территории для строительства больницы. Гигиенические требования к размещению на участке больничных корпусов и хозяйственных построек, ориентация лечебных корпусов.

4. Гигиенические требования к организации приема больных, размещению, планировке и режиму работы приемного отделения больниц.

5. Гигиенические требования к основным структурным подразделениям больниц: палата; палатная секция; больничная секция; палатное отделение; больничные коридоры и система застройки отделений

6. Лечебно-диагностическое отделение больницы: назначение, структура. Требования к размещению, планировке и режиму работы операционного блока, отделения анестезиологии и реанимации, дневного стационара.

7. Особенности размещения, планировки устройства, эксплуатации и режима работы детского и акушерского отделений больниц.

8. особенности размещения, планировки устройства, эксплуатации и режима работы хирургического отделения больниц.

9. Особенности размещения, планировки устройства, эксплуатации и режима работы инфекционного и поликлинического отделений больниц.

10. Гигиеническое значение света и освещения для жизнедеятельности здорового и больного человека. Гигиеническая оценка различных типов инсоляционного режима. Гигиенические требования и нормативы естественного освещения помещений больничных учреждений.

11. Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика светильников и светозащитной арматуры. Виды источников искусственного освещения их гигиеническая характеристика. Гигиенические нормы искусственной освещенности лечебно-профилактических учреждений.

12. Гигиеническая оценка микроклимата помещений больниц. Значение основных метеорологических факторов микроклимата для создания охранительного режима и благополучных условий пребывания больных в лечебном учреждении.

13. Гигиенические требования к отоплению, вентиляции и рациональному воздухообмену в помещениях больниц, их роль в создании охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных в лечебном учреждении.

14. Воздух как фактор передачи возбудителей воздушно-капельных инфекций. Гигиеническая оценка микробного загрязнения воздушной среды в лечебных учреждениях. Гигиенические аспекты профилактики воздушно-капельных инфекций.

15. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций. Планировочные, санитарно-технические и дезинфекционные меро­приятия. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим боль­ницы.

16. Гигиенические требования к водоснабжению, канализованию, сбору и удалению медицинских отходов больничных учреждений, их роль в создании охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных в лечебном учреждении.

17. Специфика организации питания в лечебно - профилактических учреждениях. Принципы построения диетического питания. Режим питания больных в стационарах и санаториях.

18.Особенности современного больничного строительства, многокоечные специализированные больницы и проблеммы создания оптимальных условий для пребывания в них больных.

 

 

ВОЕННАЯ ГИГИЕНА

1. Задачи медицинской службы по обеспечению личного состава доброкачественной питьевой водой. Силы и средства медицинской службы по гигиеническому обеспечению водоснабжения войск.

2. Гигиеническая экспертиза продовольствия при подозрении на заражение РВ, ОВ, БС. Табельные средства проведения экспертизы продуктов питания в полевых условиях. Дезактивация, обезвреживание и обеззараживание продовольствия.

3. Силы средства и средства медицинской службы по гигиеническому обеспечению питания войск. Химический состав и количественное содержание пищевых веществ общевойскового пайка, его калорийность. Физиолого-гигиенические требования к меню-раскладке. Режим питания военнослужащих.

4. Санитарно-гигиеническое обеспечение размещения военнослужащих в полевых условиях. Задачи медицинской службы по гигиеническому обеспечению размещения войск.

5. Санитарно-гигиенические требования к военным городкам, казарме (планировка, внутренняя отделка, освещение, отопление, вентиляция, площади помещений). Задачи медицинской службы по гигиеническому обеспечению размещения войск в казарме.

6. Гигиеническая оценка и медицинский контроль состояния питания военнослужащих. Методы контроля за качеством и количеством питания военнослужащих. Правила отбора проб готовой пищи для лабораторного анализа. Способы контроля за качеством приготовления и вкусовыми свойствами пищи.

7. Способы размещения личного состава и сооружения, используемые для размещения войск в стационарных и полевых условиях. Задачи медицинской службы по гигиеническому обеспечению размещения войск.

8. Табельные средства добычи, хранения и транспортировки воды при полевом размещении войск. Защита источников водоснабжения и запаса воды от заражения ОВ, РБ, БС.

9. Гигиенические особенности службы в бронетанковых войсках, характеристика основных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье танкистов. Особенности медицинских мероприятий по гигиеническому обеспечению личного состава бронетанковых частей.

10. Гигиенические особенности службы в ракетных войсках и основные факторы оказывающие неблагоприятное действие на здоровье личного состава. Санитарно-гигиенические мероприятия в комплексе мер по защите личного состава от вредного воздействия компонентов ракетного топлива. Особенности медицинского контроля за здоровьем личного состава ракетных войск.

11. Гигиенические особенности службы в радиотехнических войсках. Назначение и принцип работы РЛС. Неблагоприятные факторы среды, влияющие на здоровье личного состава обслуживающего РЛС. Профилактические мероприятия, медицинский контроль за состоянием здоровья лиц обслуживающих РЛС.

 

 

Контрольно-экзаменационные вопросы по дисциплине «Гигиена» для студентов 3 курса специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» утверждены на заседании кафедры 18.11.2016 года, протокол №3.

 

 

И.о. зав. кафедрой гигиены и

эпидемиологии, профессор В.И. Пивень

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: