Азиатские гиганты являются главными в мире загрязнителями почвы, воды и низших слоев атмосферы




До последнего времени основным первичным источником потребления энергии в Китае и Индии являлся уголь.

® Азиатские гиганты занимают первые места в мире по показателю образования летучей золы Др. государства (Япония, Южная Корея, Филиппины) зафиксировали на своих территориях кислотные дожди из-за загрязнения окружающей среды, вызванного сжиганием угля в Китае. Китай занимает первое место в мире по выбросам Индия — третье, после США (более 2,5 млн т; 6,3% от мировых выбросов). Существует зависимость от Ближнего Востока

Сотрудничество с Россией в энергетической сфере

1) Начали прорабатываться возможности построения газопровода из России в Японию по дну моря по аналогу с «Голубым потоком» в Турцию. 2) Начались переговоры о возможности поставок углеводородов по транспортному коридору «Север — Юг» (Россия — Иран — Индия).3) В 2003 г. российское правительство подтвердило решимость построить экспортный нефтепровод из Восточной Сибири на Дальний Восток «Ангарск — Находка. 4) В октябре 2004 г. в Пекине в рамках официального визита Президента РФ Владимира Путина в КНР было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией.

Включение в макрорегион азиатской части России и Центральной Азии и всестороннее развитие энергетических связей позволит азиатским государствам добиться: — диверсификации импорта газа и нефти, что позволяет повысить энергетическую безопасность; — обеспечения большей независимости от действий мирового лидера; — получения надежного поставщика в долгосрочной перспективе; — роста коммерческой выгоды; — улучшения экологической обстановки; — углубления региональной интеграции.

Развитие кооперации с азиатскими государствами даст России возможность: — развития крайне запущенной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока; — повышения жизненного уровня населения; — налаживания континентального сотрудничества; — превращения российского макрорегиона в реальные ворота в АТР; — диверсификации направлений своего топливного экспорта.

Энергетическая политика КНР

Китайская народная республика (КНР), имея население более 1,3 млрд. чел., занимая 3-е место в мире (после США и ЕС) по объему ВВП (12,61 трлн. долл. США), является одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

- С 2005 г. Китай вышел на второе после США место по потреблению и производству энергоресурсов.

- Потребление нефти в Китае в 2008 г. и вышло на второе место в мире после США. В 2013 г. Китай уже вышел на второе место

® В социально-экономическом развитии Китай ставит цель, многократно увеличивая ВВП, повысить жизненный уровень населения, но на это требуются дополнительные энергетические мощности и ресурсы.

В Китае выделяют четыре нефтегазоносные зоны: восточную, западную, центральную и зону континентального шельфа. Восточная зона продолжает оставаться главной базой добычи нефти, однако ее запасы значительно сократились. Наиболее перспективными были признаны районы Бохайского залива (восточное побережье) и дельты р. Чжуцзян (Южно-Китайское море).

Вопрос безопасности энергетического снабжения делится на два типа: «абсолютная» и «относительная» энергетическая безопасность. «Относительная» энергетическая безопасность предусматривает сотрудничество, направленное на обеспечение коллективной энергетической безопасности. (Приоритет для КНР) Для Китая императивы энергетической безопасности, в основном, заключаются в следующем. 1) Увеличивающийся спрос и зависимость китайской экономики от энергоресурсов. В 2013 г. уровень зависимости Китая от импортной нефти достиг 57 % (для сравнения: в США только 53 %), при этом 58,8 % импортированной нефти Китая поставлялось главным образом с Ближнего Востока. 2) Транспортировка углеводородов находится постоянно под угрозой. В Китае 80 % импортированной нефти доставляется морскими путями, однако почти 90 % перевозки нефти обслуживают иностранные судоходные компании.

Стратегии по обеспечению энергетической безопасности

В настоящее время можно выделить пять составляющих стратегии Китая по обеспечению энергетической безопасности, а именно: 1) дипломатическая работа, направленная на получение прав базирования, что делает правомерным крупномасштабное присутствие Китая в районе Индийского океана; 2) укрепление экономических связей с соседними странами и странами-поставщиками для обеспечения постоянных поставок энергоресурсов; 3) внедрение альтернативных видов топлива и их развитие, а также экономия энергии в целях снижения зависимости от импорта углеводородного сырья; 4) поощрение китайских компаний к участию и инвестированию в зарубежные проекты добычи нефти и газа; 5) образование стратегических запасов нефти.

Специфика китайской политики в том, что она готова разрабатывать природные ресурсы в странах, которые имеют напряженные отношения с Западом. Именно на Африку, занимающую второе место в импорте Китаем сырой нефти после Ближнего Востока, сегодня делается ставка в китайской нефтяной стратегии.

Китай имеет четыре всеобъемлющие стратегические цели в Африке: 1) доступ к природным ресурсам, в частности, нефти и газу; 2) доступ своих экспортных товаров на африканские рынки; 3) политическая легитимность в международных форумах, в частности, на основе принципов Китая – невмешательство во внутренние дела стран, «Юг-Юг солидарности» и приверженности политике «одного Китая»; 4) устойчивая безопасность и стабильность, чтобы обеспечить сохранность своих инвестиций и продолжить свою коммерческую деятельность.

Энергетическая безопасность становится для Китая проблемой национальной безопасности. Современная энергетическая политика Пекина является частью политической стратегии «китайского глобализма».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: