Задание 1. Подготовить эссе в Microsoft Word по тематике дисциплины
Необходимо подготовить и сдать в электронном виде преподавателю эссе на одну из следующих тем:
1. Государственная информационная политика Российской Федерации.
2. Информационное общество как понятие и как реальность.
3. Развитие информационного общества в современной России.
4. Развитие информационного общества в странах мира.
5. Международные программы информатизации.
6. Культурно-цивилизационные и национальные модели информационного общества.
7. Содержание и реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
8. Содержание и реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
9. Содержание и реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
10. Развитие цифровой экономики в Российской Федерации.
11. Развитие технологий электронного правительства в Российской Федерации.
12. Международный опыт развития технологий электронного правительства.
13. Электронное правительство и электронная демократия: российский и зарубежный опыт.
14. Международные нормативно-правовые акты в сфере развития электронного правительства.
15. Законодательные и подзаконные акты, регламентирующие деятельность электронного правительства в России.
16. Система законодательства Российской Федерации в информационной сфере.
17. Создание и функционирование Единого портала государственных услуг РФ.
18. Электронные услуги в государственной и коммерческой сферах.
19. Электронный документооборот в органах власти России.
20. Электронный документооборот в частных бизнесах России.
21. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении.
22. Информационные системы и сервисы обращений граждан и частных бизнесов в органы власти.
23. Создание и ведение электронных архивов в органах власти России.
24. Единая система межведомственного электронного взаимодействия.
25. «Открытое правительство» как доктрина государственного управления и как интернет-ресурс.
26. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти: сущность и реализация.
27. Современные информационные технологии в обеспечении общественного контроля деятельности органов власти.
28. Краудсорсинг в сфере государственного и муниципального управления: российский опыт.
29. Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ.
30. Информационные технологии в законотворчестве.
31. Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента.
32. ГАС «Правосудие»: назначение, структура и функционирование.
33. Информатизация органов прокуратуры.
34. Информационные технологии в адвокатуре (в юридических бюро).
35. Автоматизированные системы управления в органах правопорядка.
36. Информационные технологии оперативно-розыскной деятельности.
37. Информационные технологии в нотариате.
38. Перспективы развития информационных технологий по видам юридической деятельности.
39. Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений.
40. Киберпреступность и расследования преступлений в информационной сфере.
Целями подготовки эссе являются:
1. углубленное изучение одной из сложных тем дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности»,
2. овладение умениями самостоятельной работы с учебной и научной литературой (в том числе периодикой и диссертационными материалами),
3. получение опыта создания информационного продукта, готового для его представления преподавателям и другим студентам.
Что такое эссе
Слово «эссе» в переводе с французского языка (essai) означает «опыт, очерк, попытка». Это форма представления письменного материала, отличающаяся сочетанием глубины и актуальности рассматриваемой проблемы с простым, искренним, подчеркнуто индивидуальным стилем изложения. Создателем этого литературного жанра считается французский философ-гуманист Мишель Эйкли де Монтень, назвавший свое основное философское произведение «Опыты». Это его сочинение направлено против догматизма в мышлении и проникнуто духом гуманизма и вольнодумства.
В эссе необходимо высказать свое мнение по теме «Понятие информации, ее основные свойства и особенности». При написании эссе желательно выполнить следующие методические требования:
· следует высказываться свободно и открыто, не оглядываясь на авторитеты, устоявшиеся мнения, критично оценивать рассматриваемый материал, указывать на нечетко или непонятно сформулированные позиции, противоречия, замеченные при ознакомлении с тем или иным источником информации. При этом критика должна быть аргументированной и конструктивной;
· в эссе вполне допускается заблуждение, высказывание ошибочной и, даже, заведомо неверной (с общепринятых позиций) точки зрения (как известно, это является одним из условий появления новых и оригинальных идей), но с приведением обоснования и такой точки зрения;
· необходимо высказать именно собственную точку зрения, свое согласие или несогласие с имеющимися позициями и высказываниями по данному вопросу. Эссе не должно быть простым изложением сведений, полученных из лекций или учебников;
· написание эссе должно быть основано на предварительном ознакомлении не менее чем с тремя различными произведениями по данной теме (с указанием их авторов и названий в списке литературы);
· в эссе должны иметь место сопоставление и оценка различных точек зрения по рассматриваемому вопросу (с обязательной ссылкой на названия публикаций и их авторов);
· в эссе должно быть сведено до минимума или исключено дословное переписывание литературных источников, материал должен быть изложен своими словами.
При написании эссе желательно иллюстрировать свои суждения и выводы примерами из различных сфер человеческой деятельности, например, из разработки и использования информационных технологий, производства и продаж товаров, маркетинга, работы банков и обслуживания ими своих клиентов, принятия решений в органах власти и т.п.
Объем эссе, в зависимости от темы, может колебаться от 5 до 30 страниц (полуторный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman, размер - 12). Подготовленное эссе с титульным листом, включающим учебное заведение, факультет, направление подготовки, фамилию и имя автора, место и год написания работы, необходимо переслать преподавателю по электронной почте.
Рекомендуемые разделы эссе:
· Содержание. Указываются разделы эссе и страницы начала каждого из них.
· Введение. Описывается постановка задачи эссе – с какой целью и для достижения каких результатов эссе написано. Желательно обосновать значимость выбранной темы для самого студента и его будущей профессиональной деятельности.
· Основное содержание, разделённое на главы. Каждая глава должна быть посвящена одному или нескольким взаимосвязанным вопросам темы эссе. Последовательность глав должна достаточно полно и обоснованно раскрывать содержание эссе.
· Заключение. Описываются основные выводы эссе, обосновывается то, насколько удалось реализовать те цели, с которыми эссе было написано.
· Литература. Приводятся библиографические описания источников сведений, использованных при написании эссе. В тексте эссе приводятся ссылки на эти источники при их цитировании или пересказе содержания.
Примеры оформления ссылок в тексте эссе и в списке литературы:
Ссылки на источники (литературу) в тексте даются в квадратных скобках с указанием автора и года издания, через запятую, а страницу – после двоеточия. Например: [Грошев, 2010: 11]. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (https://www.internet-law.ru/gosts/gost/44298) и размещается в конце текста в алфавитном порядке, отделяется пустой строкой от текста эссе.
Примеры оформления ссылок на источники:
В тексте:
«Термин информатика происходит от французского слова informatique (объединение слов information — «информация» и automatique— «автоматика»). В англоязычных странах этому термину соответствует синоним Computer Science (компьютерная наука)» [Кудинов, 2011: 5].
«Информатика – комплексная научно-техническая дисциплина, занимающаяся изучением структуры и общих свойств информации, информационных процессов, разработкой на этой основе информационной техники и технологии, а также решением научных и инженерных проблем создания, внедрения и эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной практики» [Малинина].
«Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества – передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее – с использованием радиоволн» [Грошев, 2010: 11].
В списке литературы:
Литература
1. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. / под ред. С.В. Симоновича. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 640 с. URL: https://studfiles.net/preview/1826117/ Ссылка для скачивания: https://studfiles.net/preview/1826117/#1826117
- Информатика: Учебник для вузов / А.С. Грошев. – Архангельск, Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. – 470 с. URL: https://www.studfiles.ru/preview/1792661/#1792661
- Кудинов Ю. И., Пащенко Ф. Ф. Основы современной информатики: Учебное пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань», 2011. — 256 с.: ил. URL: https://infsafety.vsuet.ru/informatika_books/217-%20Основы%20современной%20информатики_Кудинов%20Ю.И,%20Пащенко%20Ф.Ф_2011%20-256с.pdf
- Малинина Л.А., Лысенко В.В., Беляев М.А. Основы информатики: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. URL: https://www.plam.ru/compinet/osnovy_informatiki_uchebnik_dlja_vuzov/ (дата обращения: 03.03.2018).
Критерии оценивания эссе:
· Соответствие содержания эссе заявленной тематике.
· Чёткость композиции и структуры текста эссе.
· Логичность и последовательность изложения материала.
· Умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, обосновывать выводы.
· Наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
· Умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материалы из учебников, учебных пособий, публикаций в Интернете и других источников.
· Умение привлекать актуальные и новые работы по проблеме (материалы сборников научных трудов, научных монографий, статей из научных журналов, тексты действующих законов и инструкций, публикации СМИ и Интернета и т.п.).
· Соблюдение общих требований и требований к оформлению эссе.