Основные понятия: коммуникация, коммуникативная компетентность, речевое развитие.
Основные вопросы:
1) Компетентный подход в системе дошкольного образования.
2) Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект
3) Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
4) Условия развития коммуникативной компетентности у детей.
Литературадля подготовки к занятию:
- Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 138 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23997.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез [Электронный ресурс]: монография/ Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 192 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/24029.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.
- Ушакова Т.Н. Речь. Истоки и принципы развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ушакова Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 256 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7429.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 103, [4] с.
2. Матухно И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей / Матухно И. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 95-97..
Задания для СРС.
1. Составьте таблицу развитие речи детей в норме.
Лекция 2. (4 часа)
Тема: Педагогические технологии: понятие и основные характеристики.
Основные понятия: технология, педагогическая технология, методика, концептуальность, системность, содержательность, алгоритмизированность, процессуальность, управляемость, ситуативность, эффективность, диагностичность описания цели.
Основные вопросы:
1. Основные подходы к определению понятия «педагогическая технология». Взгляды педагогов и психологов на многозначность понятия «педагогическая технология».
2. Характеристика признаков и качеств педагогической технологии.
3. Основные показатели технологичности деятельности педагога.
4. Основные принципы педагогических технологий.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
- Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 138 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23997.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез [Электронный ресурс]: монография/ Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 192 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/24029.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.
- Ушакова Т.Н. Речь. Истоки и принципы развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ушакова Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 256 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7429.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная:
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования.- СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995.
3. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии //Школьные технологии. – 2000.- № 3.
4. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Технологический подход к подготовке учителя //Педагог. Наука, технология, практика. – 1996. - № 1.
Задания для СРС.
1. Изучите и проанализируйте литературу к лекции и на основе анализа ответьте на вопрос - Каковы причины возникновения и практического использования педагогических технологий? (ответ оформите в форме таблицы).
2. Определите основные методологические требования (качества) современных педагогических технологий (ответ-рассуждение).
3. Подготовьте реферат (на выбор): «Основные тенденции развития педагогической технологии», «Педагогические технологии в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников ДОУ».
Лекция 3 (4 часа)