РАБОТАЕМ НА УРОКЕ И ДОМА




Текст по теме человек, общество, природа.

 

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...

Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

(по Б.В. Маркову)

Задание 26. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фрагменты тек­ста и озаглавь­те каж­дый из них.

Задание 27. Какие две груп­пы наук о че­ло­ве­ке вы­де­ля­ет автор? Как рас­це­ни­ва­ет­ся чело­ве­че­ская сущность науками, вхо­дя­щи­ми в каж­дую из этих групп?

Задание 28. Автор пишет, что «и философия, и религия, и био­ло­гия воз­вы­ша­ют челове­ка над остальной при­ро­дой и признают, хотя и по раз­ным основаниям, его принци­пи­аль­ное своеобразие». При­ве­ди­те по од­но­му примеру, под­твер­жда­ю­ще­му утвер­жде­ние автора.

Задание 29. Автор пишет, что че­ло­век про­ти­во­сто­ит осталь­ной при­ро­де не как жи­тель иного, высшего мира, а как существо, в ко­то­ром осу­ществ­ля­ет­ся план самой природы. Какая гло­баль­ная про­бле­ма по­рож­да­ет­ся де­я­тель­но­стью человека, в ос­но­ве ко­то­рой лежит убеждение, что люди могут рас­по­ря­жать­ся при­ро­дой как су­ще­ства иного, высше­го мира? При­ве­ди­те любые два при­ме­ра решения со­вре­мен­ным об­ще­ством этой про­бле­мы и объясните, как каж­дый из приведённых вами при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет пре­одо­ле­ние че­ло­ве­че­ством по­доб­но­го под­хо­да к природе.

Задание 30. Укажите объ­ек­ты изу­че­ния гу­ма­ни­тар­ных и об­ще­ствен­ных наук? Приведите примеры.

Задание 31. Автор пишет, что «любая кон­цеп­ция че­ло­ве­ка ис­хо­дит из на­ли­чия в нём при­род­но­го и разумного». При­ве­ди­те по два при­ме­ра на­ли­чия в че­ло­ве­ке этих двух сто­рон — при­род­ной и разумной.

 

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

СЛОВАРЬ

 

Человек ___________________________________________________ ____________________________________________________

 

Индивид ___________________________________________________ ____________________________________________________

 

Личность __________________________________________________ ___________________________________________________

 

Индивидуальность __________________________________________ ___________________________________________

 

 

Мировоззрение _____________________________________________ ______________________________________________

 

Социализация ______________________________________________ _______________________________________________

 

Агенты социализации ________________________________________ _______________________________________

 

ОБЩЕСТВО

СЛОВАРЬ

Общество в узком смысле слова _________________________________

___________________________________________________________.

 

Общество в широком смысле слова _______________________________

___________________________________________________________.

 

Социальный институт _________________________________________

___________________________________________________________.

 

Общественные отношения _____________________________________

___________________________________________________________.

 

Общественный прогресс _______________________________________

___________________________________________________________.

 

Регресс _____________________________________________________

___________________________________________________________.

 

Эволюция ___________________________________________________

___________________________________________________________.

 

Революция __________________________________________________

___________________________________________________________.

 

Цивилизация ________________________________________________

 

.

Общественно-экономическая формация ___________________________

___________________________________________________________.

 

РАБОТАЕМ НА УРОКЕ И ДОМА

1 Соотнесите понятия и определения: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столб­ца.

 

 

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) страна Б) государство В) общество 1. социальная организация территории, основанная на социальной структуре 2. территория, имеющая определенные границы и об­ладающая суверенитетом 3. политическая организация территории, включаю­щая форму правления, территориальное устройство, политический режим

 

2 Вставьте вместо пропусков понятия: общество, страна, государство.

А. ___________ является крупным экспортером нефти и газа на миро­вом рынке.

 

Б. ___________ осуществляет политику невмешательства во внутрен­ние дела других стран.

 

В. ___________защищает права человека и гражданина.

 

Г. ___________ все население делится на касты.

 

Д. ___________ обладает богатыми природными ресурсами

.

А Б В Г Д
         

3 Заполните таблицу: Структура общества

 

ПОДСИСТЕМЫОБЩЕСТВА (СФЕРЫ) ЭЛЕМЕНТЫ
Экономическая Политическая Социальная Духовная Общности Институты
           
ПРИМЕРЫОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМЕРЫ    
   

4. Соотнесите приведенные примеры с названиями сфер общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

 

 

ПРИМЕРЫ СФЕРЫОБЩЕСТВА
А) забота о пожилых людях и инвалидах Б) проповедь в церкви В) сбор налогов Г) голосование на выборах Д) конкуренция между компаниями сотовой связи 1. экономическая 2. политическая 3. социальная 4. духовная

 

5 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Характеристика общества как _____ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются ________ (Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономиче­скую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________ (В) общества. ________ (Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___________ (Д), а также управление совместной ___________(Е) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосоче­тание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последова­тельно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обра­тите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) целостность

2) социальные блага

3) культура

4) система

5) сфера

6) социальные институты

7) общество

8) производство

9) деятельность

А Б В Г Д Е
           
           

 

6 Общество – динамическая система. Выберите из приведенного ниже перечня положения, подтверждающие данное утверждение

1) В ходе развития общества возможно возникновение новых, устарева­ние и отмирание старых элементов.

2) Главной функцией общества является воспроизводство человека.

3) Общество берет из окружающей среды ресурсы, необходимые для удо­влетворения потребностей людей.

4) Смена исторических эпох сопровождается изменениями средств и способов производства.

5) Отмена Александром 2 крепостного права в России способствовала росту численности рабочего класса.

6) В результате первой русской революции 1905–1907 года Россия стала думской монархией.

Ответ __________________________.

 

7. Общество – функциональная система. Назовите не менее пяти функ­ций общества, обеспечивающих существование человека.

1) ________________________________________________________

2) ________________________________________________________

3) ________________________________________________________

4) ________________________________________________________

5) ________________________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: