Текст по теме человек, общество, природа.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
(по Б.В. Маркову)
Задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание 27. Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп?
Задание 28. Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.
Задание 29. Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
Задание 30. Укажите объекты изучения гуманитарных и общественных наук? Приведите примеры.
Задание 31. Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ
СЛОВАРЬ
Человек ___________________________________________________ ____________________________________________________
Индивид ___________________________________________________ ____________________________________________________
Личность __________________________________________________ ___________________________________________________
Индивидуальность __________________________________________ ___________________________________________
Мировоззрение _____________________________________________ ______________________________________________
Социализация ______________________________________________ _______________________________________________
Агенты социализации ________________________________________ _______________________________________
ОБЩЕСТВО
СЛОВАРЬ
Общество в узком смысле слова _________________________________
___________________________________________________________.
Общество в широком смысле слова _______________________________
___________________________________________________________.
Социальный институт _________________________________________
___________________________________________________________.
Общественные отношения _____________________________________
___________________________________________________________.
Общественный прогресс _______________________________________
___________________________________________________________.
Регресс _____________________________________________________
___________________________________________________________.
Эволюция ___________________________________________________
___________________________________________________________.
Революция __________________________________________________
___________________________________________________________.
Цивилизация ________________________________________________
.
Общественно-экономическая формация ___________________________
___________________________________________________________.
РАБОТАЕМ НА УРОКЕ И ДОМА
1 Соотнесите понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) страна Б) государство В) общество | 1. социальная организация территории, основанная на социальной структуре 2. территория, имеющая определенные границы и обладающая суверенитетом 3. политическая организация территории, включающая форму правления, территориальное устройство, политический режим |
2 Вставьте вместо пропусков понятия: общество, страна, государство.
А. ___________ является крупным экспортером нефти и газа на мировом рынке.
Б. ___________ осуществляет политику невмешательства во внутренние дела других стран.
В. ___________защищает права человека и гражданина.
Г. ___________ все население делится на касты.
Д. ___________ обладает богатыми природными ресурсами
.
А | Б | В | Г | Д |
3 Заполните таблицу: Структура общества
ПОДСИСТЕМЫОБЩЕСТВА (СФЕРЫ) | ЭЛЕМЕНТЫ | ||||
Экономическая | Политическая | Социальная | Духовная | Общности | Институты |
ПРИМЕРЫОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ПРИМЕРЫ | ||||
4. Соотнесите приведенные примеры с названиями сфер общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СФЕРЫОБЩЕСТВА |
А) забота о пожилых людях и инвалидах Б) проповедь в церкви В) сбор налогов Г) голосование на выборах Д) конкуренция между компаниями сотовой связи | 1. экономическая 2. политическая 3. социальная 4. духовная |
5 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Характеристика общества как _____ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются ________ (Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________ (В) общества. ________ (Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___________ (Д), а также управление совместной ___________(Е) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) целостность
2) социальные блага
3) культура
4) система
5) сфера
6) социальные институты
7) общество
8) производство
9) деятельность
А | Б | В | Г | Д | Е |
6 Общество – динамическая система. Выберите из приведенного ниже перечня положения, подтверждающие данное утверждение
1) В ходе развития общества возможно возникновение новых, устаревание и отмирание старых элементов.
2) Главной функцией общества является воспроизводство человека.
3) Общество берет из окружающей среды ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей людей.
4) Смена исторических эпох сопровождается изменениями средств и способов производства.
5) Отмена Александром 2 крепостного права в России способствовала росту численности рабочего класса.
6) В результате первой русской революции 1905–1907 года Россия стала думской монархией.
Ответ __________________________.
7. Общество – функциональная система. Назовите не менее пяти функций общества, обеспечивающих существование человека.
1) ________________________________________________________
2) ________________________________________________________
3) ________________________________________________________
4) ________________________________________________________
5) ________________________________________________________