Содержание
Введение
1. Создание Центрального и Белорусского штабов партизанского движения
2. Операция "Рельсовая война" в Беларуси и ее оперативно-стратегическое значение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Данная работа посвящена теме партизанского и подпольного движения. В ней рассмотрены темы: Создание Центрального и Белорусского штабов партизанского движения; Операция "Рельсовая война" в Беларуси и ее оперативно-стратегическое значение.
Изучение партизанского движения и подпольной борьбы с оккупантами являются актуальными, так как любое новое погружение в историю народа способствует формированию национального самосознания. Практическое изучение данного вопроса необходимо также и в связи с тем, что, к сожалению, мир не стал безопаснее. Изучив прошлое, необходимо учесть его горькие уроки и не допустить их повторения.
История не знает более масштабного сопротивления завоевателям, чем борьба белорусского народа против германских поработителей, развернувшаяся на всей территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на жестокость оккупационного режима, патриотическое движение против германских захватчиков расширялось, принимало более эффективные, организованные формы и использовало разнообразные методы борьбы. Эта борьба началась с первых дней войны и велась в различных формах - от невыполнения мероприятий оккупационных властей до вооруженного сопротивления. Имели место как самостоятельные акты противодействия новому режиму со стороны отдельных лиц и групп, так и организованные в централизованном порядке военные и политические акции. Во многих местах партизанские формирования возникали стихийно.
|
Существуют различные точки зрения, порой полярные, на многие факты партизанской борьбы. Так, в абсолютном большинстве источников говорится об однозначно позитивной роли партизан и подпольщиков в годы войны. Подчеркивается роль коммунистической партии в организации партизанских отрядов и деятельности подполья. Но, с другой стороны, определенная часть историков, философов, литераторов пытается дискредитировать партизанскую деятельность в Беларуси и реабилитировать преступления немецких оккупантов, нацистских прислужников, стараясь тем самым исказить справедливый, освободительный характер Великой Отечественной войны.
Создание Центрального и Белорусского штабов партизанского движения
Нападение нацистской Германии на СССР поставило советский народ перед лицом смертельной опасности. Складывавшаяся на фронтах с первых дней обстановка показывала, что борьба предстоит длительная и исключительно упорная. Было очевидно, что отстоять свободу и независимость Советского государства и разгромить врага можно лишь в том случае, если борьба с оккупантами приобретет всенародный характер, если советские люди в той или иной форме примут участие в защите Отечества.
Советское партизанское движение в Белоруссии - партизанское движение во время Великой Отечественной войны против немецких оккупантов и их союзников на территории БССР в 1941-1944 годах. Основными организаторами партизанского движения являлись коммунисты и беспартийные активисты, бывшие воины и командиры Красной Армии.
|
Партизанское движение на территории Белоруссии имело общенародный характер. К концу 1941 года в рядах партизан сражались 12 000 человек в 230 отрядах. Численность белорусских народных мстителей к концу войны превышала 374 тыс. человек. Они были объединены в 1255 отрядов, из которых 997 входили в состав 213 бригад и полков, а 258 отрядов действовали самостоятельно.
Расширению и укреплению партизанского движения в Белоруссии способствовало огромное количество лесов, рек, озёр и болот. Эти географические факторы затрудняли эффективное проведение немцами карательных мер против партизан.
Одной из первоочередных задач белорусских партизан было препятствие подвоза немецких подкреплений к фронту. По территории Белоруссии проходили следующие железнодорожные магистрали: Белосток-Вильнюс-Псков, Седлец-Волковыск-Невель, Брест-Минск-Смоленск, Брест-Пинск-Гомель, Брест-Ковель, Невель-Орша-Гомель и Вильнюс-Минск-Гомель, общей протяженностью 5700 километров. За годы борьбы белорусскими партизанами было взорвано более 300 тыс. рельсов и пущено под откос 11 128 немецких эшелонов с живой силой и боевой техникой.
В развитии белорусского партизанского движения можно условно выделить несколько этапов:
Первый этап (июнь 1941 - ноябрь 1942 г.) - начальный период организации и развития партизанского движения
Второй этап (ноябрь 1942 - декабрь 1943 г.) - период массового развития партизанского движения
Третий этап (декабрь 1943 - июль 1944 г.) - заключительный период партизанского движения
В предвоенный период проблема организации партизанской борьбы в тылу врага была разработана недостаточно, а вопрос о централизованном управлении действиями партизанских сил вообще не затрагивался. Поэтому все мероприятия по развертыванию массового партизанского движения стали проводиться уже в ходе войны, причем в условиях, когда советские войска теряли свою территорию, и противник развивал наступление на всех стратегических направлениях. Избежать ошибок не удавалось.
|
Центральный штаб партизанского движения, его задачи и структура:
Для координации партизанской деятельности 30 мая 1942 года был подписан приказ о создании Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) при Ставке Верховного Главнокомандования. Первым руководителем штаба стал П.К. Пономаренко.
Постановлением ГКО от 9 сентября 1942 г. был образован Белорусский штаб партизанского движения (БШПД). Его возглавил П.З. Калинин. С созданием БШПД Северо-Западная группа ЦК КП(б)Б была упразднена. В оперативном отношении БШПД подчинялось ЦШПД, что позволяло обеспечить единство их оперативной работы, не лишая определенной самостоятельности.
Это обеспечивало партийным органам, возглавившим борьбу в тылу врага, наилучшим образом проводить намеченные мероприятия и в тоже время удовлетворяло запросы и требования фронтов и армий. «Опираясь на представительства Центрального и республиканского штабов, связанных по радио с партизанскими силами, - разъяснял П.К. Пономаренко, - командующие фронтами получали возможность организовывать оперативное и тактическое взаимодействие партизанских отрядов и действующих войск, направлять удары партизан по наиболее уязвимым и важным с точки зрения операций фронта местам оперативного тыла противника, избегать шаблона в проведении этого взаимодействия, учитывать возможности партизанских соединений, увязывать взаимодействие со сроками и темпами наступательных операций». Впервые внедренная в практику Ворошиловым такая схема управления партизанскими силами оказалась весьма плодотворной. С небольшими изменениями она просуществовала до конца войны.
Партизанские штабы были организованы в Украине, Молдавии, Литве, Латвии, Эстонии. Возглавляли их секретари республиканских комитетов партии.
К 1 декабря 1942 года ЦШПД постоянно поддерживал связь с 417 отрядами
Руководство партизанским движением, основной задачей которого является дезорганизация тыла противника, а именно:
разрушение коммуникационных линий противника (подрыв мостов, порча железнодорожных путей, устройство крушений поездов, нападение на автомобильный и гужевой транспорт противника);
разрушение линий связи (телефон, телеграф, радиостанции);
уничтожение складов - боеприпасов, снаряжения, горючего и продовольствия;
нападение на штабы и другие войсковые учреждения в тылу противника;
уничтожение материальной части на аэродромах противника;
осведомление частей РККА о расположении, численности и передвижениях войск противника.
Штабы партизанского движения вначале создавались как коллегиальные органы. В руководстве ими вводились представители от партии, НКВД и разведки, так как все они в предшествующий период принимали участие в формировании и руководстве партизанскими отрядами и со многими из них поддерживали связь. Но вскоре коллегиальность в руководстве штабами была заменена единоначалием. Так, начальником ЦШПД был утвержден П.К. Пономаренко - от ЦК ВКП(б). Его заместителями стали: от НКВД СССР - В.Т. Сергиенко, от Генерального штаба - Т.Ф. Корнеев. По такому же принципу формировалось руководство фронтовых штабов.
Структура ЦШПД
По первоначальному штату ЦШПД состоял из шести отделов: оперативного, информационно-разведывательного, связи, подготовки партизанских кадров (отдел кадров), материально-технического обеспечения (МТО) и общего. В него также входили: центральный радиоузел, пункт сбора резерва, школы подготовки кадров. ЦШПД был укомплектован 1431 военнослужащим и 232 вольнонаемными. Почти аналогичную структуру, только в уменьшенном виде имели и фронтовые штабы партизанского движения. По первому штату в них числилось 129 военнослужащих и 12 вольнонаемных. Каждый фронтовой ШПД имел всего одну школу подготовки партизанских кадров, которая состояла из 52 человек вольнонаемного состава и 270 - переменного. Кроме того, приказом начальника ЦШПД в необходимых случаях создавались оперативные группы фронтовых партизанских штабов при военных советах общевойсковых армий.
В последующем ЦШПД пополнился отделами: политическим, шифровальным, секретным и финансовым. Одни отделы упразднялись, другие создавались. Функции одного отдела передавались другому. Так, вопросами медико-санитарного обеспечения партизанского движения вначале занимался отдел МТО, а позднее была создана медико-санитарная служба с медбазой. Значительные изменения претерпел и политотдел ЦШПД (отделение по печати, отдел специнформации, политотдел, политуправление).
Функциональные обязанности подразделений ЦШПД в основном сводились к следующему:
Оперативный отдел занимался изучением районов и условий действий партизан, рассмотрением оперативных планов республиканских и фронтовых (областных) штабов, разработкой планов отдельных крупных операций, обобщением опыта партизанской войны, составлением оперативных сводок и строевых записок. Отдел вел учет всей боевой деятельности партизанских бригад и отрядов. Для этого были разработаны и разосланы в штабы соответствующие формы, что в значительной мере упорядочило учет и отчетность.
Разведывательный отдел ведал изучением дислокации войск и техники противника, наблюдением за передвижением его войск, разведкой штабов, узлов связи, складов, баз, выявлением намерений и планов врага, обобщением опыта разведывательной работы, изучением приемов и методов разведки и контрразведки противника. Он рассылал разведывательную информацию заинтересованным организациям.
Отдел специальной информации изучал и обобщал важнейшие вопросы политического и экономического положения на оккупированной территории, опыт партийно-политической работы, проводившейся подпольными партийными и комсомольскими организациями, организовывал разоблачение приемов и методов фашистской пропаганды.
Отдел связи обеспечивал бесперебойную радиосвязь со штабами и представительствами ЦШПД, оперативными группами и в необходимых случаях - с партизанскими отрядами и бригадами, организовывал снабжение средствами связи фронтовых ШПД и представительств, осуществлял контроль за работой радиоузлов.
Отдел кадров занимался укомплектованием штабов партизанского движения, учетом партизанских кадров, подготовкой специалистов, оформлением награждений и присвоением воинских званий.
Отдел материально-технического снабжения ведал организацией складов, баз вооружения, боеприпасов, продовольствия, обмундирования и другого имущества, обеспечением материально-техническими средствами фронтовых штабов партизанского движения и отдельных отрядов.
Созданное несколько позднее политическое управление, реорганизованное впоследствии в политический отдел, координировало всю массовую политическую работу в тылу врага, направляло деятельность партийного подполья, находившегося в зоне ответственности партизанских формирований.
Партизанское движение развивалось в тесном взаимодействии с патриотическим подпольем. Для организации нелегальной работы в Беларуси еще до оккупации были созданы 89 районных партийных троек и 187 парторганизаций, оставлено 1215 коммунистов, 73 кадровых комсомольских работника, 1400 первичных комсомольских организаций, насчитывавших свыше 5 тыс. человек. В оккупированных городах и деревнях они налаживали деятельность нелегальных партийных, комсомольско-молодежных и антифашистских органов и организаций.
Уже в начале 1943 г. была создана широкая сеть подполья. На оккупированной территории Беларуси важную организационную и массово-политическую работу проводили Барановичский, Белостокский, Брестский, Вилейский, Витебский, Гомельский, Минский, Могилевский, Пинский и Полесский обкомы партии. Они руководили деятельностью 193 межрайкомов и межрайпартцентров, горкомов и райкомов партии, около 1200 первичных партийных организаций партизанских отрядов и бригад, 184 территориальных организаций.
Подполье подчинялось ЦК КП(б)Б, возглавляемому первым секретарем П.К. Пономаренко. Среди активных организаторов партийного подполья были Н.Е. Авхимович, А.Ф. Брагин. В.Г. Ванеев. И.Д. Варвашсия, И.Д. Ветров, Я.А. Жилянин, П.3. Калинин, И.M Карлович, А.Е. Клещев.
Ряды патриотов пополнялись молодыми партизанами и подпольщиками, не имевшими необходимой подготовки. В Связи с этим встал вопрос военного обучения. ЦК КПБ и БШПД организовали работу по обеспечению партизан необходимыми кадрами. В советском тылу были открыты школы и пункты по подготовке командных кадров, организаторов партийного и комсомольского подполья, инструкторов, подрывников, радистов, разведчиков и других специалистов.
Такого количества специалистов было недостаточно. Поэтому основная подготовка осуществлялась непосредственно в отрядах и бригадах. Во многих формированиях были созданы учебные кружки, где молодежь обучалась боевому мастерству, в некоторых существовали учебные роты, взводы, отделения. Хорошо налаженной была военная подготовка в Барановичской, Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской, Полесской и других областях. Подготовка кадров во многих партизанских формированиях Беларуси достигла довольно высокого уровня, что стало причиной повышения эффективности борьбы против захватчиков.
2. Операция "Рельсовая война" в Беларуси и ее оперативно-стратегическое значение
патриотический партизанский рельсовый подполье
«…Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны. В тылу немецко-фашистcких полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, цистерны на станциях разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах...».
Такими словами начинается постановление Центрального Комитета Коммунистической партии (б) Белоруссии №1 от 24 июня 1943 года «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны», в котором был предложен план уничтожения железнодорожных коммуникаций одновременным массовым ударом, что делало невозможным быстрое восстановление противником железнодорожного сообщения.
Центральный штаб партизанского движения (далее - ЦШПД) под руководством генерал-лейтенанта Пономаренко Пантелеймона Кондратьевича разработал план операции «Рельсовая война», одобренный 12 июля Ставкой Верховного Главнокомандования с учетом стратегических замыслов и планов на лето 1943 года.
июля 1943 года были издано приказание начальника ЦШПД в котором ставилась задача каждому отряду и бригаде, привлекавшихся к операции, указанием участков железных дорог и количества рельсов, подлежащих уничтожению во время первого удара, порядку обеспечения операции.
С 16 июля по 5 августа из советского тыла было переброшено 144 тонны грузов: тол, мины, капсюли-детонаторы, бикфордов шнур и другое военное имущество. Десятки специалистов минно-подрывного дела, прошедшие подготовку в советском тылу, были заброшены в партизанские отряды и соединения Беларуси. В районы предстоящих боевых действий направлялись разведчики для уточнения обстановки, изучения участков и системы охраны важных железнодорожных магистралей. В отрядах развернулось массовое обучение технике минирования. Создавались ударные группы для уничтожения охраны, подавления огневых точек противника и прикрытия минеров. Готовились заряды, выплавлялась взрывчатка, изготавливались скобы для крепления толовых шашек к рельсам. Создавались отряды, бригады, основной «специальностью» которых являлась диверсия на коммуникациях врага.
Лучше всего узнать об обстановке, характере этой операции помогают воспоминания партизан. Как раз такой фрагмент из воспоминаний ветерана партизанского движения комиссара 1-ой партизанской бригады им. Суворова Н.Е. Усова: “...Вечером 1 августа в штабе бригады было оживленно. Сюда вызвали всех командиров, комиссаров и начальников штабов. Пришел Хомченко, и все настороженно притихли. Комбриг начал читать приказ. Центральный штаб партизанского движения в ночь на 3.08. 1943 г. объявляет начало крупномасштабной операции "Рельсовая война". Собравшихся командиров поразила широта её охвата - железнодорожные коммуникации врага на территории Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы и областей Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской».
1-й этап «Рельсовой войны» (с 3 августа по 15 сентября 1943 года)
Операция «Рельсовая война» началась в ночь на 3 августа 1943 г. во время контрнаступления Красной Армии под Курском.
Около 74 тысяч партизан одновременно нанесли удары по железнодорожным линиям оккупантов. Так, в ночь с 3 на 4 августа 13-я Костюковичская бригада Могилёвской области взорвала 637 рельсов на железной дороге Кричев-Унеча, подорвала мост, семафор, 1,5 км связи. Движение поездов было приостановлено на 5 суток. Одновременно проводились операции по разгрому гарнизонов на железнодорожных станциях. Разрушение путей велось не только взрывами. Некоторые партизанские бригады при активной помощи местного населения организовывали развинчивание рельсов.
В послевоенных мемуарах командир Лепельской партизанской бригады имени И.В. Сталина, Герой Советского Союза полковник Лобанок Владимир Елисеевич пишет «…Так делали, например, партизаны бригады им. С.М. Короткина. Им было приказано разрушить железнодорожное полотно между станциями Сиротино-Оболь протяжением в 5 км. Вражеская охрана, заметив приближение партизан, открыла огонь. Штурмовые группы перебили охрану и железная дорога оказалась в руках народных мстителей. А в это время партизаны и местное население, вооружённое кирками, топорами, лопатами, начали разбирать путь. С Оболи противник бросил подкрепление. Пока охранение вело бой, партизаны с населением сносили пути, развинчивали и перебивали рельсы, выдергивали из шпал костыли. Более 4 часов шла работа, было разобрано 5 км двухколейной железной дороги, уничтожено 7600 метров телефонной связи, в четырёх местах партизаны перекопали насыпь железной дороги. Движение вражеских поездов было прервано на 3-е суток». Из-за разрушения коммуникаций части противника нередко вынуждены были оставлять эшелоны и двигаться к месту назначения в пешем строю или на машинах. Командир 8-й Круглянской партизанской бригады Сергей Георгиевич Жунин сообщал в БШПД: «В связи с разрушением железнодорожного пути на участке Борисов-Крупки движение временно приостановлено. Танковую часть выгрузили в Борисове. На Крупки пустили своим ходом до 200 машин…».
До середины сентября 1943 года в результате проведенных операций было перебито свыше 120 тысяч рельсов.
Итогом 1-го этапа «Рельсовой войны» стало уничтожение 833 гитлеровских эшелонов, 184 железнодорожных мостов, свыше 1400 автомашин, около 400 км телефонно-телеграфных линий. Отрезки железных дорог Бобруйск - Старушки, Жлобин - Калинковичи были полностью выведены из строя. Магистраль Полоцк - Молодечно не работала 15 дней, Минск - Молодечно - 10 дней.
Анализ отчетов немецкой генеральной дирекции железных дорог «Минск» свидетельствует о том, что поставки фронту в ходе рельсовой войны сократились в августе 1943 года более чем на треть.
2-й этап «Рельсовой войны» (с 19 сентября по конец октября 1943г.)
В сентябре 1943 года началось освобождение белорусской земли от немецких оккупантов. В связи с этим перед подпольными органами и партизанскими формированиями встали новые задачи: организовать тесное взаимодействие с регулярными частями Красной Армии, оказывать им всяческую помощь.
В период осеннего наступления Красной Армии с 25 сентября по 1 ноября 1943 года проводилась вторая операция «Рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт».
В распоряжении руководства Белорусского штаба партизанского движения от 21 сентября 1943 года ставилась задача усилить удары по тылам оккупантов, не дать возможности грабить народное богатство и вывозить советских людей в Германию.
В этот период белорусскими партизанами было взорвано более 90 тысяч рельсов, свыше 1 тысячи эшелонов, разрушено 72 железнодорожных моста, уничтожено 400 км телефонно-телеграфных линий. Это была одна из самых значимых и ярких операций в партизанской деятельности.
Гитлеровское командование было вынуждено в 2 раза увеличить количество дивизий для охраны коммуникаций с 7 до 14.
Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М.В. Фрунзе Витебской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно - Минск - свыше 2,5 тысяч рельсов. За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н.А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В.П. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.
-30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию. В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.
Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.
Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».
Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.
В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.
Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.
Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан, по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.
Заключение
Таким образом, партизанка на Беларуси стала важным военно-политическим фактором стратегического значения, который показал крах оккупационной политики немцев. Размах действий белорусских партизан можно сравнить с результатами любой крупной наступательной операции Красной Армии. Партизанами были уничтожены или ранены свыше 500 тыс. немцев, взорваны 11,1 тыс. железнодорожных составов и 34 бронепоезда, уничтожены 29 железнодорожных станций, 19 тыс. автомашин, 305 самолетов, 1355 танков и бронемашин. Потери партизан составили 45 тыс. убитыми, но к ним добавляются сотни тысяч мирных жителей, уничтоженных во время проведения 140 карательных экспедиций.
Партизанская война была объявлена без внимания на будущие поведение немецких оккупационных властей и настроение населения, она была продиктована исключительно военными и политическими задачами СССР. С первых дней войны основная часть населения Беларуси стала на путь борьбы против оккупантов. Ведущей формой всенародной борьбы в Белоруссии стало партизанское движение. Даже после отхода частей Красной Армии из Беларуси здесь продолжалась антифашистская борьба. Росло количество и активность народных мстителей. Важным шагом для расширения партизанской деятельности было создание Особого белорусского сбора "Рельсовая война" стала "визитной карточкой" белорусского национальной борьбы против фашистских оккупантов. На захваченной врагом территории создавалась сеть подпольных центров, организаций и групп. Важную роль в становлении и укреплении подполья и партизанского движения сыграли первые подпольные партийные комитеты самоотверженно сражались с врагом подпольщики Могилева, Витебска, Орши, Жлобина, Бреста, Гродно и других городов и поселков республики.
Список использованной литературы
1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.- Мн., 2004.
2. История второй мировой войны 1939-1945 гг. Мн.: Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах
. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Мн.: Воениздат, 1960-65 гг., в 6-ти томах
. Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия Глав. ред. М.М. Козлов. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 832 с.
. Кузьмин А.Т. Всенародное партизанское движение а Белоруссии в годы Великой Отечественной войны / Ред. А.Т. Кузьмин, И.Е. Авхимович и др. -Мн., 1967.
. Кук Н.П. Партизанское движение Белоруссии периода Великой Отечественной войны в отражении западногерманской буржуазной историографии, Н.П. Кук.- Мн. 1991, 31 стр.
. Типпельскирх К. История Второй мировой войны СПб.: Полигон; Мн.: АСТ, 1999
. Электронный источник: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны