№ п/п | Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) | Лекции | Практические занятия | Семинары | Контроль сам.работы. | СРС | Всего |
I. | Исторические и современные аспекты коммуникативной деятельности. | ||||||
2. | Этические нормы деловой коммуникации | ||||||
3. | Этикет делового человека как практическое воплощение его нравственной идентичности. |
Содержание основных разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) | Содержание раздела |
Исторические и современные аспекты коммуникативной деятельности | Понятие коммуникации. Гипотезы о происхождении человеческой коммуникации. Развитие деловой этики в России. | |
Этические нормы деловой коммуникации. | Культура и этика речевого общения в деловой сфере. Этические нормы дискуссии и аргументации. | |
Этикет делового человека как практическое воплощение его нравственной идентичности. | Деловой этикет: сущность, принципы и функции этикета. Этикет умения вести переговоры по телефону. |
5.3.Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля):
Наименование дисциплинарного модуля | Кол-во часов/зачет.единиц | Формируемые компетенции | Общее кол-во компетен ций. | ||||
Исторические и современные аспекты коммуникативной деятельности. | 32/0,89 | ОК-2 | ОПК-3 | ||||
Этические нормы деловой коммуникации | 38/1,06 | ОК-3 | ОПК-3 | ПК-2 | ПК-9 | ПК-13 | |
Этикет делового человека как практическое воплощение его нравственной идентичности. | 38/1,06 | ОК-2 | ОПК-3 | ПК-2 | ПК-9 | ПК-13 |
Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) | Тема занятия | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) | Объем ауд. часов/в том числе в интерактивной форме |
п/з № 1 | Понятие коммуникации. Этика как теория морали. | Информационное занятие | 2/0 |
п/з № 2 | Развитие деловой этики в России. | Информационная занятие. Фильмы, презентации. | 2/2 |
п/з № 3 | Межличностное взаимодействие. Подчинение авторитету и группе. | Дискуссия, доклады, фильмы, презентации | 2/2 |
п/з № 4 | Общение как средство коммуникаций. Деловое общение и его особенности. | Обзорное занятие. Фильм, презентация. | 2/2 |
п/з № 5 | Концепции личности и их учет в деловом общении. Гендерные, национальные особенности личности. | Дискуссия, доклады, фильмы, презентации | 2/2 |
п/з № 6 | Конституционная типология и темперамент личности в деловом общении. | Опрос студентов | 2/0 |
п/з № 7 | Этикет делового человека как практическое воплощение его нравственной идентичности. | Информационное занятие | 2/2 |
п/з № 8 | Организация делового завтрака, обеда и ужина. | Дискуссия, доклады, фильмы, презентации | 2/2 |
п/з № 9 | Умение вести деловые телефонные переговоры. | Информационное занятие | 2/2 |
п/з № 10 | Манипуляции в общении. Защита манипуляций в деловом общении. | Дискуссия, доклады, фильмы, презентации | 2/2 |
п/з № 11 | Конфликты в деловых отношениях. Выход из стрессовых ситуаций. | Информационное занятие Презентация | 2/2 |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса по выбору:
7.1.Основная литература:
1. В.В. Кафтан, Л. И. Чернышева Деловая этика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Изд. Юрайт, 2016. – 301 с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб./ А.В. Дмитриев. 4-е изд., перераб. М. – Альфа: М. ИНФРА-М – 2013, 336 с.
3. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис – 2006. – 376 с.
4. Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами: учебник / Л. В. Карташова; Ин-т экономики и финансов «Синергия». – М.: Инфра – М, 2014. – 235 с.
5. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие / В. Б. Кашкин. – 5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 224с.
6. Основы теории коммуникации: Учебник под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. С. 9-62.
7.2.Дополнительная литература:
1. Вехи российской социологии: 1950-2000 / отв. ред. Ж. Т. Тощенко, Н. В. Романовский. – СПб.: Алетейя, 2010. – 664 с.
2. Капитонов Э.А. Управление общественными отношениями: учеб. Пособие для вузов / Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. – М.: Дашков и Кнаук-Пресс,2008. – 368с.
3. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный ун-т бизнеса и управления – 1997. Глава I. Основы теории социальной коммуникации. – С. 18-38.
4. Новые идеи в социологии: монография / Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Ж. Т. Тощенко. – М.: Юнити, 2013. – 479 с.
5. Соколов А.В. Манкевич А.И. Информатика в перспективе (К вопросу о классификации видов информации в системе наук коммуникационного цикла) // НТИ. Сер. 2. – № 10. – М., 1971. – С. 5-9.
6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива». – 2002. Глава 3. Коммуникативные процессы. – С. 30-32; Глава 6. Аудитория коммуникации. 6.2. Барьеры коммуникации и искажение информации. – С. 117-127.
7. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб: Авалон, Азбука-классика – 2006. Глава 6. Семиотика коммуникаций. С. 33-41. Глава 10. Структурализм и коммуникации. – С. 54-64.
Периодические издания
1. Инновации: Режим доступа https://elibrary.ru.
2. Инновации в образовании: Режим доступа https://elsevier.sciencedirect.com.
3. Наука и инновации Режим доступа https://www.knigafund.ru.
4. Социально-гуманитарные знания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.elibrary.ru (доступ с компьютеров в локальной сети ВУЗ). – 2011 – 2014.
5. Социологические исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.elibrary.ru (доступ с компьютеров в локальной сети ВУЗа). – 2011 – 2014.
6. Вестник Московского университета. Серия 15: Социология и политология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.elibrary.ru (доступ с компьютеров в локальной сети ВУЗа). – 2011 – 2014.
Интернет – ресурсы
1. Сетевой научный журнал «Вестник института социологии» // Режим доступа: https://www.vestnik.isras.ru
2. Электронные публикации// Режим доступа: https://www.vestnik.isras.ru/
3.. Аналитический центр Юрия Левады. Режим доступа: https://www.levada.ru/issledovaniya
4. Фонд общественное мнение. Режим доступа: https://corp.fom.ru/
5. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://www.gks.ru/