Предметная область этнопедагогики.




Тема 1: Этнопедагогика как отрасль научного знания.

Основные подходы к определению сущности этнопедагогики как самостоятельной отрасли педагогических наук.

Этнопедагогика в России стала рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли педагогической науки с 70-х годов XX века. Основоположником этнопедагогики, как научно осмысленного явления педагогической практики различных этнических общностей в СССР, является Г.Н. Волков. Именно этот ученый одним из первых ввел в отечественный научно-педагогический категориально-терминологический аппарат понятие «этнопедагогика», определил предмет и место этнопедагогики в структуре педагогических наук.

Согласно определению Г.Н. Волкова, этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации [1, 4]. Этнопедагогика, в рамках данного подхода, рассматривается как история и теория народного воспитания. В свою очередь, народное воспитание Г.Н. Волков рассматривает как традиционное, естественное воспитание, выработанное в процессе исторического, культурного развития определенного народа.

Разработанные Г.Н. Волковым основы этнопедагогики получили дальнейшее развитие в современной педагогической науке. Это отражает общую тенденцию российского общества, сущность которой заключается в повышенном внимании, как простых граждан, так и исследователей к вопросам национально-культурного развития и этнической идентичности.

Этнопедагогика - молодая отрасль педагогической науки и этнопедагогические исследования очень разноплановы, поэтому на настоящий момент сосуществуют различные определения этнопедагогики как педагогического явления, которые раскрывают различные стороны данного феномена культурно-педагогической действительности. В качестве примера можно привести ряд авторских определений этнопедагогики.

Согласно определению Пирлиева К., этнопедагогика представляет собой отрасль педагогической науки, которая изучает роль народных масс в создании педагогической культуры, их самобытный опыт, традиции и идеи в области воспитания. [10, 24].

С точки зрения этнопсихологии, этнопедагогика занимается анализом влияния националь­ной психологии на процесс образования тех или иных этнических общностей, учетом закономерностей этого процесса в организации и осущест­влении педагогического и социально-педагогического воздействия. Данное определение сферы деятельности и интересов этнопедагогики предложили Крыско В.Г. и Э.А.Саракуев. [3, 22-23].

В.С. Кукушкин и Л.Д. Столяренко подчеркивают, что этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явления воспитания, она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа [4, 6]. В рамках подхода данных авторов, этнопедагогика представляет собой часть педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания [4, 6].

Необходимо указать, что «этнос» в этнопедагогике рассматривается в обобщающем смысле, указывающем на критерий объединение и выделение людей из других подобных общностей людей. Среди характеристик понятия «этнос», для этнопедагогики важны следующие устойчивые характеристики: единство культуры, языка, психики, в том числе общность самосознания и самовыделения с помощью этнических признаков. Особенно важно то, что данная общность людей имеет специфическую культуру (прежде всего духовную, социо-нормативную, для нашей работы - воспитательную) и осмысленную практику приобщения к ней своих новых членов. Для этнопедагогики не обязательно наличие всех вышеперечисленных критериев. Достаточно того, что человек посредством любого из них причисляет себя к определенной этнической культуре.

 

Предметная область этнопедагогики.

Все подходы к определению предмета этнопедагогики можно разделить на три группы. Согласно авторам первой группы, предметом этнопедагогики является народная педагогика, согласно авторам второй, предметом этнопедагогики является педагогическая культура народа в различных исторических, социально-политических и территориальных формах ее существования, согласно третьему подходу, предметом этнопедагогики являются закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. Эти подходы не являются принципиально различными, т.к. народную педагогику можно рассматривать как форму проявления педагогической культуры народа, а закономерности и особенности народного воспитания могут характеризовать особенности этнической культуры воспитания. Подтверждение этому можно найти в характеристике соотношения понятий национальная культура и народная педагогика, предложенной В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым [9, 101]. Ряд указанных авторов рассматривают народную педагогику как часть национальной культуры, ее педагогическую составляющую.

У различных авторов, разрабатывающих вопросы этнопедагогики, чаще всего в качестве ее предмета указывается народная педагогики, но термин «народная педагогика» не имеет четко закрепленного, общеупотребляемого определения. Определение народной педагогики достаточно многозначно. Согласно подходу Г.Н. Волкова, народная педагогика включает в себя традиции, идеи, взгляды, подходы, выработанные конкретным народом в области образования подрастающего поколения [1, 7]. По его мнению, предмет этнопедагогики включает в себя следующие вопросы:

- педагогика семейного быта;

- поговорки и пословицы народов мира, их значение в передаче нрав­ственного опыта подрастающему поколению, загадки как средство ум­ственного развития человека;

- народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и моло­дежи, самодельные игрушки и творчество детей;

- детская и молодежная среда, ее педагогические функции;

- колыбельные песни народов мира, материнская школа и материнская педагогика;

- общность педагогических культур разных народов и их национальная самобытность и др.

Термин «народная педагогика » всегда характеризует систематизированный педагогический опыт конкретной этнической группы.

На настоящий момент развития исследований в области народной педагогики, согласно дополненной классификации Джанзаковой Ш.И., можно выделить следующие подходы к определению ее сущности:

- народная педагогика – воспитательные традиции конкретной этнической группы [4, 6];

- народная педагогика - сумма воспитательных отношений;

- народная педагогика - педагогическая практика народа;

- народная педагогика - сумма педагогических идей;

- народная педагогика - национальная система воспитания человека с его национальным самосознанием, нравственным, эстетическим, экологи­ческим отношением к действительности. [2, 12].

Последнее определение является наиболее обширным. Оно, во-первых, предполагает рассмотрение педагогических элементов жизни этнической группы в их взаимосвязи (системности), во-вторых, указывает на взаимообусловленность педагогических и психологических факторов воспитания человека, в-третьих, указывает на погруженность педагогической практики в конкретную культуру этноса, в-четвертых, ориентирует на адаптацию человека к социуму этнокультурными средствами.

Таким образом, в рамках первого подхода к определению предмета этнопедагогики, им является система воспитания человека, обусловленная этнокультурными, этнопсихологическими и этносоциальными факторами жизнедеятельности определенного этноса.

В рамках второго подхода предметом этнопедагогики является педагогическая культура народа или этнопедагогическая культура (в рамках данной работы указанные определения условно рассматриваются как равнозначные). Этнопедагогическая культура это обобщающее понятие, включающее в себя всю совокупность знаний и способов практического формирования человека в соответствии с национальными традициями, в том числе национально-педагогическими и функционирования в соответствии с ними. Данные национальные педагогические традиции, обычно, включают в себя, во-первых, определенные антропологические и ценностно-смысловые ориентации, характерные для данной культуры, во-вторых, систему практических мер по формированию человека в соответствии с антропологическими и ценностно-смысловыми ориентациями, в-третьих, способы стимулирования развития человека в рамках, существующей национальной культуры.

В зависимости от степени развития культуры этноса встречается различная степень развития этнопедагогической культуры. В том случае, когда этнопедагогическая культура хорошо развита, она представлена в виде определенной системы этнопедагогической теории и практики. Кроме этого, современные исследователи этнопедагогики стремятся представить изучаемую ими теорию и практику воспитания человека в соответствии с этнокультурными традициями в виде системы, что обусловлено общими тенденциями педагогики к систематизации.

Этнопедагогика как педагогическая система включает в себя содержание, цель, задачи, методы, приемы, средства и условия воспитания, развития, обучения и другие элементы характерные для педагогической системы, причем данная система, обусловлена конкретной этнической культурой. Кроме этого, она представляет собой один из механизмов этнокультурного формирования личности.

Третий подход к определению предмета этнопедагогики может рассматриваться как частное проявление второго.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: