Русский язык
Обучение русскому языку формирует у детей представление о языке как целостной системе. Оно направлено на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, на формирование его индивидуальности, на становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения, на познание окружающего мира и самого себя. Результаты представлены в диаграмме 1
Диаграмма 1. Сформированность умений по русскому языку
По математике в рамках исследования были выделены базовые математические умения, необходимые учащимся для дальнейшего обучения:
умение видеть, описывать и применять отношения между величинами;
решать простейшие задачи арифметическим способом;
осуществлять вычисления.
Результаты представлены в диаграмме 2
Диаграмма 2 Сформированность умений по математике
Результаты работы по окружающему миру представлены в таблице 1
Табл. 1 Результативность выполненной работы по окружающему миру.
Ф.И. | К-во правильных ответов | К-во неправильных ответов |
Федоров Р. | ||
Коломеец С. | ||
Гутовова А. | ||
Иванов Р. | ||
Малышевич Д. | ||
Кунгуриев В. | ||
Бриль Е. | ||
Бударная Н. | ||
Тюликов С. | ||
Путренко С. | ||
Зуева Д. | ||
Чахлова С. | ||
Семеруха И. | ||
Шершова В. | ||
Колесникова В. | ||
Кошеварова Е. | ||
Хомутцова В. | ||
Сулиманов И. | ||
Ваганова С. | ||
Солонко А. |
Диаграмма 3. Сформированность умений по окружающему миру
Вывод по таблице
. ни один ребенок не справился с работой в полном объеме
. практически у всех детей вызвали затруднения вопросы и задания связанные с третьим и четвертым уровнями овладения знаниями и умениями.
.затруднения вызвали вопросы, связанные с переносом умений из одной ситуации в другую.
Вывод по второй главе
Часть исследуемых учащихся начальной школы допускают вычислительные ошибки; часть учащихся не умеют простраивать отношения между единицами; практически каждый третий не умеет решать задачи арифметическим способом.
Каждый четвертый исследуемый испытывает затруднения при выполнении заданий, проверяющих умения, связанные с усвоением знаний системы языка, и умения, связанные с овладением нормами литературного языка.
Ряд исследуемых учеников не демонстрируют умение осуществлять поиск и преобразование информации.
Заключение
Овладение умениями и навыками является условием и основой образования человека. В психолого-педагогическом понимании знание представляет собой адекватно запечатленную в памяти человека в языковой форме познаваемую действительность, в том числе способы (правила) деятельности. Умение есть знание в действии. Знание, умение и навык взаимосвязаны как абстрактное и конкретное. Человек знает только то, что умеет и наоборот. Умение своим проявлением свидетельствует об овладении определенным знанием. Пока ученик не покажет в процессе деятельности нужного умения и навыка, нельзя говорить о наличии у него такого умения и навыка, а, следовательно, и знания. Методология оценивания учебных достижений предполагает, что умение и навык как совокупность усвоенных элементов опыта человека и общества воспроизводятся обучаемым в речии в деятельности.Так как для успешного обучения школьникам необходим навык чтения, письма, счета, разговорной речи, то именно эти умения позволят перейти к усвоению более сложных умений и навыков.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности//Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конференции. - М., 2004.
. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л.А. Венгера.- М., 1986.
. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение.- М., 1999.
. Концептуальная модель развития универсальных учебных действий.
. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992.-528 с., с.351-357.
. Маскин М.М., Петренко Т.К., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностно-
.Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. шк., 1990.
.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с., с. 129-192.
.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 423 с., с. 199-224.
.Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая, // Школьный психолог. - 2006. - № 7 - С.20 - 29.
. Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. /
. Федорова, Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. - 2005. - №6. -С.128 - 135.
. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с., с. 122-148.
. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1989.
. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной жизни. - М., 2000.
Приложение
. Наблюдение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
Объект наблюдения: рисунки к страничке, знакомящей детей с буквой а и звуком «а».
Задания: рассмотреть рисунки в азбуке, которые сделаны к страничке, знакомящей с буквой и звуком «а». Выбрать те рисунки, названия которых начинаются со звука «а».
Придумать свои задания на группировку этих рисунков.
Предложить для записи на доске собственное решение.
. Слушание, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
Текст: «Борин папа - капитан. Папа Павлика - радист. Лидин папа - кок. А у Оли, Даши и Коли папы служат матросами».
Задания: прослушать два первых предложения и назвать слова, в которых есть звук «п» (папа, Павлика). Проверить себя по азбуке.
Варианты задания, которые могут придумать и дети: прослушать предложения и назвать только такие слова, в которых есть звук [п’]; такие слова, в которых нет ни звука [п], ни звука [п’] (Борин, радист, Лидин, кок, а, у, Оли, Даши, и, Коли, служат, матросами); на какие группы можно разделить слова предложений? (На группы, в которых есть звук [п], есть звук [п’], нет ни того, ни другого звука - три группы; односложные и многосложные; начинающиеся с большой буквы и с маленькой - две группы...)
. Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
Текст:
Вот стоит пастух, // Как постовой. // Стаду он сигналит: // - Стадо! Стой!
Задания: прочитать текст и решить, как разделить слова текста на две разные группы (с буквой с и без этой буквы), на разные группы (с буквой с только в начале, только в середине, без буквы с...);записать слова по группам в разные столбики; проверить работу, используя азбуку.
. Наблюдение, обобщение, самоконтроль.
Объект наблюдения: рисунок к словам он, она, оно, они, мы.
Задания: назвать этот рисунок. («Светит солнце», «Дружная семья», «Чаепитие», «Летний дождь», «Мама несет самовар»...).
Определить, чье название самое точное. Почему? («Дружная семья», «Чаепитие» - названия обобщенно и наиболее точно раскрывают рисунок.)
. Слушание, обобщение, самоконтроль
Текст: «Громко заиграла музыка. Туман окутал зал, и возник фокусник. Перед ним был пустой сундук.
Фокусник сказал:
Финти, винти, фукс!
И вдруг из сундука забил фонтан. Вот это фокус!
Браво! Браво! Браво!»
Задание: прослушай текст и озаглавить его. («Цирк», «Я тоже люблю цирк»...) Какое название наиболее точное? Почему?
. Чтение, обобщение, самоконтроль
Текст: «Новый год - это снег, сугробы, санки, коньки. Это зимние каникулы!
Но в это же время в далекой Австралии у детей наступают летние каникулы. Жара до сорока градусов. Вот тебе и Новый год! Но Санта-Клаус и Дед Мороз долетят с подарками и до Австралии, и до Африки».
Задание: прочитать и назвать этот рассказ. («Про зиму», «Зима в России и в Австралии», «Какая бывает зима»...) Какое название самое точное? Почему?