Базовые понятия по сохранению историко-культурного наследия
1. Человечество имеет многовековой опыт борьбы за сохранение древних построек.
Более 1500 лет назад, римский император Майорий в своем декрете писал, что, «под предлогом общественной необходимости преступно разрушаются древние здания» и за «малейшее умышленное разрушение памятника виновный понесёт суровое наказание». Интерес к историческому достоянию (прежде всего античному) возник в эпоху Возрождения. В 1791 году во Франции памятники истории и культуры были объявлены всенародным достоянием, а в 1795 году возникла государственная служба охраны памятников истории и культуры.
В XIX веке меры по охране памятников истории и культуры были введены во многих европейских странах.
История охраны памятников истории и культуры в России.
Зарождение деятельности в России связано с территорией Татарстана: Петр I после посещения Болгар в 1722 году издал первый указ об «охоронении» руин старой столицы Булгарии, и приказ об основании Успенского монастыря, для этого, а в 1764 г. монастырь перевели в Чебоксары уже по указу Екатерины II за варварское отношение монахов монастыря к историческим ценностям Булгара (т.е. велся мониторинг исполнения указов). В России в соответствии с указами 1838 и 1839 была утверждена государственная опека над памятниками, начата работа по их учету и каталогизации. Большой вклад в организацию охраны памятников истории и культуры внесли Императорская археологическая комиссия (1850) и Московское археологическое общество (1864). После революции советское государство принимает меры к сохранению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В.И. Ленина в 1918-24 г. декреты (более 15) заложили основу советской государственной системы охраны памятников.
|
В 2019 г. исполняется 100 лет службе охраны памятников истории ТАССР.
Почему надо охранять наследие и от кого?
«Сохранение культурного наследия - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной жизни » (Академик Д.С. Лихачев)
Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, культурных кодов идентичности, свидетелями народной судьбы, а значит служат преемственности поколений и передаче культурных норм, снимая угрозы национального беспамятства и обезличивания в условиях глобализации.
Признано на государственном уровне, это развитие культуры и сохранения историко-культурного наследия – фактор гуманитарной безопасности («Стратегия национальной безопасности РФ», утверждённая Президентом 12.05.2009 г.)
Угрозами национальной безопасности в области культуры является размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа РФ путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.
Угроза безопасности.
1. Природная
|
- сейсмическая
- угроза наводнения
- угроза других стихийных явлений
2. Антропогенная
- экологическая
- техногенная
3. Социальная
- военная
- информационная
- политическая
Между какими интересами это противостояние?
Аристотель описывает это противопоставление между techne politike и techne oikonomike.
Первое, в его понимании - способность принимать решения в интересах общества, ради общего блага, ради сосуществования индивидов и групп людей. В этом смысле политика происходит от polis (а не наоборот).
Polis – это пространство для многих, пространство между сосуществующими индивидами или группами индивидов. В самой онтологии polis заложена как возможность конфликта, так и необходимость его разрешения.
Тechne oikonomike – экономика - касается управления частным пространством в прямом смысле этого слова: домохозяйством или oikos, от которого и происходит слово oikonomike.
Аристотелевский oikos – это сложная совокупность взаимоотношений, в пространстве oikos отношения между людьми заданы, неизменны и деспотичны (по Аристотелю деспот – это субъект, управляющий oikos)
Современные технологии в условиях глобализации, развитие «постиндустриального» общества, локальные войны, разгул терроризма, делают охрану культурного достояния в современном мире все более сложной и острой борьбой, которая требует постоянного внимания.
Её можно охарактеризовать как порой скрытую и двусмысленную, а порой явную борьбу между общественными и частными, политическими и экономическими интересами.