Между какими интересами это противостояние?




Базовые понятия по сохранению историко-культурного наследия

1. Человечество имеет многовековой опыт борьбы за сохранение древних построек.

Более 1500 лет назад, римский император Майорий в своем декрете писал, что, «под предлогом общественной необходимости преступно разрушаются древние здания» и за «малейшее умышленное разрушение памятника виновный понесёт суровое наказание». Интерес к историческому достоянию (прежде всего античному) возник в эпоху Возрождения. В 1791 году во Франции памятники истории и культуры были объявлены всенародным достоянием, а в 1795 году возникла государственная служба охраны памятников истории и культуры.

В XIX веке меры по охране памятников истории и культуры были введены во многих европейских странах.

История охраны памятников истории и культуры в России.

Зарождение деятельности в России связано с территорией Татарстана: Петр I после посещения Болгар в 1722 году издал первый указ об «охоронении» руин старой столицы Булгарии, и приказ об основании Успенского монастыря, для этого, а в 1764 г. монастырь перевели в Чебоксары уже по указу Екатерины II за варварское отношение монахов монастыря к историческим ценностям Булгара (т.е. велся мониторинг исполнения указов). В России в соответствии с указами 1838 и 1839 была утверждена государственная опека над памятниками, начата работа по их учету и каталогизации. Большой вклад в организацию охраны памятников истории и культуры внесли Императорская археологическая комиссия (1850) и Московское археологическое общество (1864). После революции советское государство принимает меры к сохранению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В.И. Ленина в 1918-24 г. декреты (более 15) заложили основу советской государственной системы охраны памятников.

В 2019 г. исполняется 100 лет службе охраны памятников истории ТАССР.

Почему надо охранять наследие и от кого?

«Сохранение культурного наследия - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной жизни » (Академик Д.С. Лихачев)

Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, культурных кодов идентичности, свидетелями народной судьбы, а значит служат преемственности поколений и передаче культурных норм, снимая угрозы национального беспамятства и обезличивания в условиях глобализации.

Признано на государственном уровне, это развитие культуры и сохранения историко-культурного наследия – фактор гуманитарной безопасности («Стратегия национальной безопасности РФ», утверждённая Президентом 12.05.2009 г.)

Угрозами национальной безопасности в области культуры является размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа РФ путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

 

Угроза безопасности.

1. Природная

- сейсмическая

- угроза наводнения

- угроза других стихийных явлений

2. Антропогенная

- экологическая

- техногенная

3. Социальная

- военная

- информационная

- политическая

 

Между какими интересами это противостояние?

Аристотель описывает это противопоставление между techne politike и techne oikonomike.

Первое, в его понимании - способность принимать решения в интересах общества, ради общего блага, ради сосуществования индивидов и групп людей. В этом смысле политика происходит от polis (а не наоборот).

Polis – это пространство для многих, пространство между сосуществующими индивидами или группами индивидов. В самой онтологии polis заложена как возможность конфликта, так и необходимость его разрешения.

Тechne oikonomike – экономика - касается управления частным пространством в прямом смысле этого слова: домохозяйством или oikos, от которого и происходит слово oikonomike.

Аристотелевский oikos – это сложная совокупность взаимоотношений, в пространстве oikos отношения между людьми заданы, неизменны и деспотичны (по Аристотелю деспот – это субъект, управляющий oikos)

Современные технологии в условиях глобализации, развитие «постиндустриального» общества, локальные войны, разгул терроризма, делают охрану культурного достояния в современном мире все более сложной и острой борьбой, которая требует постоянного внимания.

Её можно охарактеризовать как порой скрытую и двусмысленную, а порой явную борьбу между общественными и частными, политическими и экономическими интересами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: