Урок 8. СокровищНИЦа Земли под охраной человека
Урок 8. СокровищНИЦа Земли под охраной человека
Цели деятельности учителя
| Создать условия для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия, Международной Красной книгой, редкими видами растений и животных; определения границы знания и «незнания»; показать красоту и неповторимость великих достопримечательностей, содействовать формированию у учащихся убеждения о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
| Тип урока
| открытие нового знания
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, научно-познавательной литературой.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные:имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
| методы и формы обучения
| объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная
| Образовательные ресурсы
| https://khabibullina.ucoz.ru/load/moi_razrabotki/urok_po_okruzhajushhemu_miru_v_4_klasse/6-1-0-13
https://festival.1september.ru/articles/560868/
| Оборудование
| Интерактивная доска, компьютер; фотографии с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; Международная Красная книга; рисунки с изображением семи чудес света, презентация
| Основные понятия
| объекты Всемирного наследия, Международная Красная книга
|
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия
на уроке
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| Промежуточный
контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти
| Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
| – Сегодня на уроке предлагаю поговорить о сокровищах и чудесах. С чем у вас ассоциируются эти слова? Что можно назвать чудом? сокровищем? Предлагаю обратиться к словарю С. И. Ожегова и узнать значение этих слов.
Сокровище – 1. Драгоценность или дорогая вещь.
2. Ценности духовной и материальной культуры.
Чудо, чудеса – 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью.
– О каких чудесах мы будем говорить?
На протяжении нескольких уроков мы рассматривали окружающий мир с точки зрения астрономии, географии, истории, экологии. На смену идеи завоевания, покорения природы к человечеству, частью которого мы являемся, все чаще приходит более гуманная идея: изучение, сохранение и бережное использование окружающей нас среды.
– Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры
| Слушают, принимают участие в диалоге.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
| Фронтальная, индивидуальная
| Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; умеют слушать собеседника.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, мотивацию на работу на результат; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
| Устные ответы,
организация рабочего места
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| II. Актуализация опорных
знаний
| Проверка знаний и умений: графический диктант.
Конкурс рисунков «Планета заболела»
| – Выясним, у кого из экологов класса знания на «пять».
У вас на партах таблица. Если вы согласны с моим утверждением, то ставьте под цифрой, обозначающей номер вопроса, знак «+» (да), а если это не так – знак «–» (нет):
• Человек – властелин и покоритель природы.
• Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.
• Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
• Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
• Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.
• Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
• Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
• Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
– Проверяем ответы.
Краткое комментирование работ
| Заполняют таблицу.
Организуют выставку рисунков
| фронтальная, коллективная,
индивидуальная
| Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Устные ответы,
пись-
менные
работы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| III. Изучение нового материала
| Беседа по теме урока.
Выступления учеников. Рассказ учителя
| – Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ?
– В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».
– К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до наших дней.
Просмотр презентации 1.
– Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот:
1) пирамида Хеопса (Египет, III век до нашей эры);
2) висячие сады Семирамиды (Вавилон, VI в. до н. э.);
3) статуя Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.);
4) храм Артемиды в Эфесе (Греция, IV в. до н. э.);
5) Галикарнасский мавзолей (Кария, IV в. до н. э.);
6) маяк на острове Форос (Александрия, Египет, III в. до н. э.);
7) колосс Родосский (остров Родос, III в. до н. э.).
– Об этих чудесах нам расскажут ученики.
– Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Смотрят презентации.
Заранее подготовленные ученики выступают с сообщениями.
| Фронтальная, индивидуальная
| Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, ведут учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения рук человеческих.
– Посмотрите на эмблему «Всемирное наследие». Круг символизирует природу, квадрат в центре – творения человеческих рук.
– В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.
– Природа и люди создали новые уникальные чудеса.
Летом 2007 году в Европе проводился конкурс «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России. Поэтому решили провести свой конкурс. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигали на конкурс свои «чудеса». Выборы происходили через SMS и интернет-голосование. В них приняли участие около 26 миллионов человек. 12 июня 2008 года на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса
| Рассматривают эмблему. Внимательно слушают
|
| позиций; используют критерии для обоснования своего суждения, достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| IV. Практическая деятельность
| Работа по карте в учебнике.
Работа по теме «Байкал».
| – Изучим карту-схему в учебнике (с. 56–57). Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. (Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия).)
демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия.
–Назовите объекты Всемирного культурного наследия.
(Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.)
демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия.
Быстро к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз-два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
Здравствуй, чудо-озеро.
– Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении?
| Отвечают на вопросы учителя.
Внимательно слушают.
Отвечают на вопрос.
| Фронтальная, индивидуальная.
| Познавательные:
осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;
| Устные ответы,
выполненные
задания,
сообщение об озере Байкал
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
Знакомство с Красной книгой.
Игра «Узнай животных».
| – Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.
– К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги возникла в конце пятидесятых годов XX века. Ученые посчитали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.
– В вашем учебнике помещены рисунки нескольких видов животных из Международной Красной книги. Попробуйте объяснить, почему эти виды попали под угрозу исчезновения. (Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Также черепахи гибнут от загрязнения океана и т. д.)
Карточка: морж, фламинго, волк, орел-беркут, зебра, белый носорог, утка мандаринка, колорадский жук, орнитоптера александры, саранча, зеленая морская черепаха, жук-красотел, амурский тигр.
| Слушают сообщение подготовленного ученика.
Внимательно слушают учителя.
Высказывают свое мнение
выбирают животных, внесенных в Красную книгу.
|
Парная.
| ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы, слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и эти-
|
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
|
| Задания из электронного приложения к учебнику
| Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации
| Выполняют задания
| Индивидуальная
| ческим требованиям; имеют мотивацию к работе на результат
|
| V. Итоги урока.
Рефлексия
| Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Выставление оценок
| – Вернемся к утверждениям урока. С какими согласны вы и почему?
– Как иначе можно сказать фразу: «Природу побеждают, только повинуясь ее законам»?
– Что нужно для этого делать?
– Что такое Всемирное наследие?
– Какие объекты природы относятся к Всемирному природному наследию?
– С какими объектами Всемирного культурного наследия вы сегодня познакомились?
| Отвечают на вопросы учителя
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
| Устные ответы
| VI. Домашнее задание
| Комментарий учителя
| Учебник, с. 54– 62. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания по вариантам:
1-й вариант – задание 1; 2-й вариант – задание 2
| Задают уточняющие вопросы
| фронтальная
| Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
| Задания
|
|
Поиск по сайту:
|