ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ




РАЗВИТИЕ ФОРМ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

 

Раздражимость - это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на биологически полезные или вредные воздействия (биологическая форма отражения). Для этого не нужно нервной системы: даже простейшие одноклеточные организмы - инфузория-туфелька (класс инфузории, тип простейшие), эвглена зеленая (класс жгутиковые, тип простейшие), амеба (тип простейшие) - способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Собственно же психи­ка как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

Для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных для них воздействий. Эти движения называются тропизмами.

· Фототропизм (движения к свету);

· Термотропизм (движения к теплу);

· Хемотропизм (движения к определенным химическим раздражителям);

· Геотропизм (направление корня растения в сторону центра земли);

· Отрицательный тропизм (движение от вредного воздействия).

 

Чувствительность - способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение. Чувствительность и есть психическое, то есть сигнально-приспособительное отражение действительности. Это - раздражимость по отношению к воздействиям среды, выполняющим сигнальную функцию.

Появление чувствительности связано с возникновением простейшей нервной системы, например у гидры (класс гидроидные, тип кишечнополостные). У гидры диффузная(сетевидная) НС. Диффузная НС дает возможность проявляться недифференцированным реакциям всего организма на раздражители. В диффузной НС нервные точки рассеяны хаотично по всему организму, в связи с чем нет единого управляющего центра.

СТАДИИ АРЗВИТИЯ ПСИХИКИ

 

Сенсорная стадия развития психики (возможность отражать отдельные свойства предметов или явлений, т.е. способность ощущать).

Представители – кольчатый червь (тип кольчатые черви). Червям присуща ганглиозная (цепочная) НС. Ганглиозная нервная система присуща животным, она дает возможность более дифференцированно реагировать на раздражители, т.к. есть простейший управляющий центр. Так, у дождевого червя НС состоит из подглоточного и надглоточного нервных узлов и брюшной нервной цепочки.

У насекомых (класс насекомые, тип членистоногие) ганглиозная НС более усложненная: есть органы чувств (органы зрения, слуха), фасеточные глаза, разделение на головной и брюшной нервные узлы. В переднем отделе «головного мозга» находятся грибовидные тела – высший отдел головного мозга насекомых. Они представляют собой центр условнорефлекторной и инстинктивной деятельности.

Перцептивная стадия развития психики (возможность целостного отражения свойств предметов или явлений, т.е. способность воспринимать).

Позвоночные:рыбы (класс хордовые рыбы, тип хордовые), млекопитающие (класс млекопитающие, тип хордовые).

Для этой стадии характерно наличие центральной нервной системы (ЦНС), выделение спинного и головного мозга, происходят процессы кортикализации (появление серого вещества) и иерархизации (серое вещество «подчиняет» себе белое). Благодаря этому усиливается целостная деятельность коры головного мозга, а также дифференциация отдельных ее функций.

 

Стадия интеллекта (способность не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами).

Представители – высшие млекопитающие: человекообразные обезьяны, дельфины.

ФОРМЫПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

 

1. Инстинкт – врожденная видовая форма поведения, передающаяся по наследству.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного реф­лекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Инстинкт способствует сохранению вида в целом.

 

2. Навык – индивидуально приобретенная форма поведения.

В основе навыка лежит система условных рефлексов.

Навык способствует выживанию отдельных особей.

Для сохранения навыка необходимо подкрепление.

 

3. Интеллектуальная форма поведения присуща высшим млекопитающим (а) приматы (т.е. человекообразные обезьяны): гориллы, шимпанзе; б) дельфины).

 

Данной форма поведения присущи три основные новообразования:

1. Способность устанавливать связи между различными формами предметов.

2. Возможность устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации.

3. Способность решать двухфазные задачи. В первой фазе действия животного не ведут непосредственно к достижению желаемо результата. Вторая фаза – собственно решение поставленной задачи, достижение желаемого результата.

 

Обезьяны также способны создавать ситуативные «орудия труда» (вернее, орудия). Но у них не происходит закрепления функций орудия (сделав однажды орудие, в следующий раз обезьяна уже не вспомнит про него)

 

СОЗНАНИЕ

 

Человеку присуще сознание, как высший уровень развития психического отражения. Возникновение сознания у человека является качественно новым этапом развития психики. Основой перехода явился труд людей, представляющий собой их совместную цель. Сознание – коллективный продукт. Основной предпосылкой и условием возникновения человека явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором влияющим на развитие сознания была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.

Факторы, влияющие на развитие сознания: развитие головного мозга, совместная трудовая деятельность, речь.

Сознание имеет целенаправленный, активный характер и является общественным продуктом.

 

Структура сознания:

1) Совокупность знаний о мире

2) Различие субъекта и объекта; отношение субъекта к объекту

3) Возможность целеполагающей деятельности

 

Важное отличие сознания человека от психики животных за­ключается и в наличии самосознания, т. е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и инди­видуальные особенности. Это открывает возможность совершенст­вования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: