Образование как социокультурный феномен.




ПЕДАГОГИКА

Гимпель Лариса Павловна


 

Педагогика как наука

1. Становление педагогики как науки;

2. Объект, предмет и функции педагогики;

3. Понятийный аппарат педагогики;

4. Система педагогических наук;

5. Связь педагогики с другими науками;

6. Методы исследования педагогики.

 

Появление любой науки всегда чем-либо обусловлено. Возникновение педагогики обусловлено исторически. Это связано с тем, что человечеством был накоплен богатый опыт по воспитанию подрастающего поколения. Анализом такого опыта и его эффективным применением занялась вновь созданная наука педагогика, которая до начала 17 века была в составе философии. В 1623 году английский философ Френсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» предложил выделить педагогику как отдельную науку.

Впервые научное обоснование педагогики как науки сделал Ян Амос Коменски (чешский педагог, 1592 – 1670). Им создана классно-урочная система обучение (1648 г.); принципы, методы.

Большой вклад в развитие педагогики внесли:

Иоганн Генри Песталоцци, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Адольф Дестэрвег, Иоганн Фридрих Гербарт;

Российские: Ломоносов, Ушинский, Л.Н. Толстой, Макаренко, Сухомлинский, Бабанский и т.д.

Белорусские: Франциск Скорина, Сымон Будный, Ефросиния Полоцкая, Якуб Колас, Элаиза Пашкевич.

 

Свое название педагогика получила от греческого paidagogos, где paida – дитя, gogos – веду, в дословном переводе – детовождение. Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал детей своего господина в школу.

Педагогика – наука, которая изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей жизни.

Объектом педагогики является педагогический процесс.

Предметом педагогики является взаимодействие.

Функции педагогики:

-теоретическая (описание, диагностика, прогноз)

-технологическая (проектирование, планирование, организация, рефлексия)

 

К основным категориям педагогики относятся:

-воспитание (в узком и широком смыслах)

-образование

-обучение

-педагогический процесс

-формирование

 

Воспитание (в широком смысле) – общественная функция посредством которой осуществляется передача социально ценного опыта ото поколения к поколению.

Воспитание (в узком смысле) – целенаправленный и специально организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по развитию у воспитуемых личностных качеств, формированию системы ценностей, принятых в обществе.

Образование – процесс и результат овладения личностью системы культурных ценностей общества и связанный с ними уровнем развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, нравственно-эстетической культуры, определяющих ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Обучение – целенаправленный процесс управляемого познания окружающего мира, его закономерностей, истории развития освоение способов деятельности происходящих в результате взаимодействия ученика и учителя или ученика с другими обучаемыми.

Педагогический процесс (ПП) – специально организованное взаимодействие педагогов воспитанников с целью передачи культурно-исторического опыта, необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Формирование – процесс придания развитию личности устойчивости и завершенности в приобретении ею социального опыта и общественно-ценных свойств и качеств.

О зрелости науки судят по тому, насколько богатой является ее система. В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика (изучает общие закономерности воспитания)

2. Возрастная педагогика (исследует особенности воспитания детей разных возрастов (преддошкольная, дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых))

3. Специальная педагогика включает в себя: сурдопедагогику (изучает особенности воспитания глухих и слабослышащих детей); тифлопедагогику (проблемы воспитания слепых и слабовидящих детей); олигофренопедагогику (особенности работы с умственно отсталыми людьми); логопедия (проблемы воспитания детей с нарушениями речи (картавость, заикание, шепеляние));

4. Частные методики преподавания учебных предметов (методика математики, химии);

5. Сравнительная педагогика (изучает состояние и основные тенденции развития образования в различных странах мира, которые она анализирует в сопоставительном плане);

6. История педагогики (исследует состояние воспитания, обучения, развития школы в разные исторические периоды);

7. Этнопедагогика (анализирует традиции, обычаи воспитания у разных народов);

8. Информационная педагогика (занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием)

В настоящее время интенсивно развиваются: педагогика семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, инженерная педагогика, педагогика детских и юношеских организаций.

 

Вопрос №5. Педагогика тесно связана с такими областями,как философия, психология, физиология, социология, политология и др.

Наиболее длительна и продуктивна связь педагогики и философии. Методологическая функция философии по отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является теоретической платформой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Связь педагогики с психологией является очевидной. Для педагогической деятельности важно знать особенности личности воспитанника: понимать его потребности, знать возможности, учитывать интересы, особенности психического и физического развития.

Педагогика тесно связана с биологией. Именно биология отвечает на вопросы: какова роль природных факторов развития человека, что в человеке определяется наследственно, каковы особенности анатомо-физиологического развития в разном возрасте.

Связь педагогики с социологией необходима и важна, потому что обе эти науки занимаются планированием педагогического процесса, выявлением основных тенденций развития школьников, организацией воспитания в различных учебных заведениях.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Личность как объект и субъект воспитания.

2. Основные факторы, влияющие на развитие.

3. Социализация личности и ее этапы.

Проблема развития личности является одной из самых сложных и одновременно ключевых в педагогике. Педагогика изучает, выявляет наиболее эффективные условия для гармонического развития личности в процессы ее обучения и воспитания.

Понятие личности напрямую связано с понятиями индивид, человек, индивидуальность. С момента рождения, когда на свет появляется биологическое существо, уместно вести речь об индивиде (биологический организм, представитель рода человеческого, независимо от его свойств и качеств).

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, речью, высшими психическими формами (мышление, понимание) и способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности.

Личность – социальная характеристика человека, в которую включены только социальные свойства и качества (речь, сознание, навыки, привычки); что делает существом социальным, общественным. Биологическая характеристика в понятие личности не входит. Свойство быть личность связано не с физической природой человека, а с его общественными качествами, сформированными в процессе жизни. Неотъемлемыми частями личности выступают: высокий уровень сознания, разумность, ответственность, свобода, достоинство, моральность, активность и др.)

Индивидуальность – то особеное, что отличает человека от других, одну личность от другой, что придает ей своеобразие и неповторимость.

С понятием личности тесно связано понятие «развитие», «формирование».

Развитие – взаимосвязанный процесс качественных и количественных изменений происходящих в анатомо-физиологическом созревании человека, в усовершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности, в обогащении мировоззрения и нравственности человека.

Человек в процессе жизни может быть и субъектом и объектом деятельности в зависимости от его активности и жизненной позиции.

Субъект – тот, кто оказывает влияние на других, кто имеет активную позицию в процессе деятельности и общения. Если речь идет о личности, то она всегда является субъектом деятельности, она активна не только в развитии, но и саморазвитии.

Объект – тот, на кого оказывают влияние, воздействие.

Движущими силами развития личности выступают противоречия, они бывают внутренними и внешними. Наибольшую эффективность имеют внутренние противоречия. К внутренним противоречиям относятся: противоречия между новыми потребностями и возможносятми их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными потребоностяими и сложившимися способами взаимоотношений. Если птротиворечие разврешилось, то человек поднимается на новую ступень в своем развитии. В случае неразрешения человек останавливается в своем развитии, чувствует неудовлетворенность, дискомфорт.

Личность человека – результат действия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, действующих стихийно и целенаправленно. Педагогика в качестве основных факторов, влияющих на развитие личности, рассматривает: биологический фактор (фактор наследственности,1), социальный фактор(2), фактор воспитания(3) и активность самой личности(4).

1. Биологический фактор: человек от рождения несет в себе определенные биологические задатки, которые играют существенную роль в его развитии. В соответствии с законами передачи наследственной информации люди наследуют:

анатомическое строение тела

характер обмена веществ

тип нервной системы

эластичность нервной ткани

(редко) некоторые болезни

Педагогическая наука признает влияние биологических факторов на развитие личности, учитывая, что это влияние различно на разных возрастных этапах развития человека. Роль наследственного фактора нельзя переоценивать.

 

2. Социальный фактор. Представлен той средой, окужении в котором находится человек. Доказано, что социальный фактор оказывает доминирующее влияние на развитие личности в подростковом возрасте. Наукой установлено, что биологическая подструктура личности подчиняется ее социальной подструктуре т.е. определяющее значение в развитии личности имеет воздействие социума.

 

3. Фактор воспитания. Среда несет человеку стихийное влияние, а воспитание всегда целенаправленно и научно аргументировано. Фактор воспитания в отечественной педагогике признан решающим из всех трех. Там,где есть воспитание, учитываются:

*движущие силы развития личности, индивидуальные и возрастные особенности детей;

*успешно используется положительное влияние окружающей среде и ослабляется ее отрицательное влияние.

*разумно координируется влияние школы, семьи и других заинтересованных учреждений и лиц;

*ребенок, вовлеченный в процесс воспитания, раньше начинает испытывать потребность в самовоспитании и самообразовании.

 

4. Активность личности. В процессе развития и воспитания личности особое значение принадлежит активности самой личности.

Активность личности – поведение личности, воспроизводящее или изменяющее условия жизнедеятельности, собственные свойства и качества, собственную психику и структуру личности.

Активность личности сопровождает процесс внутреннего изменения человека, реализацию человеком жизненного потенциала и своего предназначения. Активность личности помогает человеку сотворить самого себя.

Социализация – процесс вхождения человека в социальную среду, приспособление к ней, к условиям жизнедеятельности в ней, в результате чего происходит усвоение индивидом социального опыта. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. В качестве факторов социализации выступает среда. Выделяются и группы факторов:

мегафакторы (космос, планета, влияющие на социализацию всех людей Земли)

макрофакторы (страна, общество, государство – влияют на социализацию всех там живущих)

мезофакторы (условия социализации больших групп людей выделенных по территории проживания или по принадлежности к тем или иным классам)

микрофакторы (семья, тот микросоциум, который оказывает раннее и непосредственное влияние на развитие и социализацию личности)

 

Выделяют следующие этапы возрастной социализации личности:

младенчество (0-1 год);

раннее детство (1-3 года);

дошкольное детство (3 – 6 лет);

младший школьный возраст (6 – 10 лет);

подростковый (10 – 14 лет);

юношеский (15 – 23 года);

молодость (24 – 30 лет);

ранняя зрелость (30 – 40 лет);

поздняя зрелость (40 – 55 лет);

пожилой возраст (56 – 65);

старость (65 – 70 лет);

долгожительство (свыше 70 лет).

Характеристика этапов возрастного развития.

Дошкольное детство 3-6 лет.

- благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию формируется самосознание;

- ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других, затем – собственные действия, моральные качества и умения;

- осознание себя во времени, личное сознание;

- интенсивно растет словарный запас речи, ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущие взрослым;

- происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периоды – к словесному мышлению. Дошкольник мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений, но несмотря на это он может правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи;

- это наиболее благоприятный возраст для развития памяти;

- это период творчества. У ребенка появляется творческое воображение;

- восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

 

Младший школьный возраст.

- с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей;

- память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности;

- в учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка, младшие школьники более внимательны, чем дошкольники. Внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью;

- доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление;

- к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие;

- у детей появляются продуктивные образы-представления и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

 

Подростковый возраст (10-14 лет)

- возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания;

- самоанализ, иногда чрезмерный, приводящий к недовольству собой;

- самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой;

- появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком;

- ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная;

- импульсивность;

 

Юношеский возраст (15-23)

- проходит профессиональное самоопределение;

- ведущая деятельность – самопознавательная;;

- формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности; единства.

- мышление приобретает эмоциональный характер;

- это период самоопределения.

 

Система образования РБ.

План:

1. Понятие системы образования. Ее цели и принципы.

2. Структура национальной системы образования.

3. Факторы, влияющие на развитие системы образования РБ.

4. Особенности национальной системы образования и органы, управляющие ею.

 

Система (греч.) в переводе означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей.

Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов, управляющих ими, функционирующих в том или ином государстве. Связь между ними и те процессы, на основе которых, эти учреждения строятся и работают.

Целями функционирования системы образования в РБ выступают:

- подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстроизменяющегося мира.

- Обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей и нравственно-правовых норм.

- Воспитание сознательных граждан.

 

В соответствии с Законом РБ «Об образовании» и Кодексом РБ «Об образовании» государственная образовательная политика строится на следующих принципах:

- Приоритетность образования;

- Обязательность общего базового образования;

- Доступность школьного, профессионально-технического и, на конкурсной основе, среднего специального и высшего образования.

- Преемственность и непрерывность всех уровней и ступеней образования;

- Национально-культурная основа образования;

- Приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека и гуманистический характер образования.

- Научность образования;

- Экологическая направленность образования;

- Демократизация управления образованием;

- Светский характер образования.

 

Национализация системы образования включает в себя участников процесса воспитания, образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и процессы; учреждения образования; государственные органы, управляющие образованием.

 

В РБ выделяют 3 вида образования:

1. Основное;

2. Дополнительное;

3. Специальное.

 

1. Основное образование имеет следующие уровни

- Дошкольное воспитание и образование;

- Общее базовое образование;

- Общее среднее образование;

- Профессионально-техническое образование;

- Среднее специальное образование;

- Высшее образование;

- Последипломное образование.

 

2. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей ребенка в интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом развитии параллельно с получением основного образования. Дополнительное образование осуществляется во внешкольных воспитательных учреждениях (музыкальные школы, спортивно-юношеские школы, секции, студии, дворцы и дома молодежи, повышение квалификации и переподготовку кадров так же можно осуществить через систему дополнительного образования)

3. Специальное образование осуществляется на всех уровнях общего образования и предназначено для детей, имеющих психофизические особенности.

 

Образование в РБ может осуществляться либо в учреждениях образования либо самостоятельно. К учреждениям образования относятся: дошкольные (ясли, сад); школьные (школа (базовая и средняя); гимназия, лицей, очно-заочные и вечерние школы); учебные заведения среднеспециального образования (колледжи, техникумы); профессионально-технические (училище, УПК); вузы (высшие колледжи, институты, университеты, академии)

 

Рассмотрим ведущие характеристики образования в РБ:

1. По отношению к государству система образования РБ является государственно-частной

2. По отношению к церкви – светская (при этом допускается, согласно Закону «Об образовании» и Кодексу «Об образовании», взаимодействие с зарегистрированными религиозными организациями с учащимися, их влияние на формирование духовный, культурных и государственных традиций белорусского народа;

3. По характеру управления – централизованная система. Носит государственно-общественный характер, управляется правительством, республиканскими и местными органами на основах принципов гласности и демократии.

4. К прочим характеристикам относятся: наличие системы дошкольного образования и воспитания, 10-бальная система оценивания результатов учебной деятельности; 5-дневная рабочая неделя в дошкольных и среднеобразовательных школах.

 

Система непрерывного образования РБ включает в себя:

-семейное воспитание (до 2-3 лет);

-дошкольное образование и образование (с 1-2 лет до 6 лет);

-общее образование (6-17 лет, включает в себя:

-начальное образование (4 класса)

-базовое образование (5 лет)

-среднее образование (2 года)

-внеклассное и внешкольное воспитание

-участие общественности и СМИ в воспитании;

-профессиональное образование (состоит из:

-подготовки специалиста массовых рабочих профессий

-подготовки специалистов средней квалификации;

-подготовки специалистов высшей квалификации и научных кадров;

-повышение квалификации и переподготовки кадров;

-самообразования и самовоспитания.)

 

На развитие национальной системы образования влияет целый ряд факторов. К ним относятся:

-уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;
-политика государства и интересы различных слоев общества;

-исторический опыт и национальные особенности области образования;

-педагогические факторы, к которым относятся: уровень подготовки педагогов; обеспеченность педагогическими кадрами, учебно-методическое обеспечение.

 

 

Тема

1.

2. Закономерности и принципы педагогического процесса;

3. Структура педагогического процесса;

4.Этапы педагогического процесса.

 

 

Педагогическая парадигма – модель построения педагогической системы и педагогического процесса, которая утверждена в данном научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период.

Педагогическая парадигма – культурно-исторический тип мышления и педагогической практики. В истории сложились следующие педагогические парадигмы: знаниевые, культурологические, технократические, социетарные, гуманистические и другие

Для каждой парадигмы характерны 3 этапа:

1. Этап зарождения, становления.

2. Завершенности;

3. Статики.

 

Смена образовательных парадигм происходит в период смены эпох и связана с мощными социо-культурными изменениями.

Парадигма – модель построения чего-либо. (Появление инновационных идей в старой парадигме)

Парадигмой определяется состав педагогической системы образования в каком-либой государстве.

Система – выделенная на основе определенных процессов упорядоченное множетсво взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих, во взаимодействии со средой, как целостное явление.

Педагогическая система как определяет сущность педагогического процесса, который будет организован с определенной целью

Педагогический процесс - целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по реализации воспитательных, развивающих, образовательных задач в рамках педагогической системы.

Сущность педагогческого взаимодействия состоит в прямом или косвенном влиянии субъектов-объектов этого процесса друг на друга, которое порождает их свзаимную связь и определяет отношения, ведущие к достижению постоваленной цели.В рамках личностной организации доминирующим является субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса.

Назначение педагогического процесса заключается в том, что социальный опыт (объективное) становится достоянием и проявляется в ее свойствах и качествах.

Важнейшие …. педагогического процесса:

- двусторонность;

- системность;

- целенаправленность;

- динамичность;

- управляемость;

- результативность;

1. Предполагается наличие 2 сторон: педагога и ученика (без них педагогический процесс не состоится).

2. Педагогический процесс как система объединяет взаимосвязанные и одновременно самостоятельные процессы воспитания, обучения, социализации, сплочения ученического коллектива.

3. Педагогический процесс – целенаправленный процесс. Цель – системообразовательный компонент. Согласно целей вся педагогическая деятельность тщательно планируется и регламентируется.

4.Педагогический процесс – целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное, педагог и воспитанник, школа и семья вступают в сложные взаимодействия. Целостность обеспечивается благодаря подчинению всех участников педагогического процесса единым правилам, общей цели. Более того целостность педагогического процесса включает в себя единство целей воспитания, обучения и развития.

5.Динамичность педагогического процесса означает его постоянное развитие, совершенствование, движение вперед, перспективность. Согласно современным представлениям педагогический процесс должен быть гибким, целесообразно организованным, гуманным, развивать и утверждать в каждом ребенке радостную перспективу.

6.Результативность – основной показатель педагогического процесса. То, ради чего педагогически процесс организован. На результативность влияют многие условия в т.ч. четкость и управляемость педагогического процесса

Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия.

Противоречие – расхождения между желаемым и реальным. Выделяют внешние и внутренние противоречия. Наиболее эффективными в плане развития являются внутренние противоречия. Благодаря разрешению противоречий личность в своем развитии продвигается на более высокую ступень.

Педагогическому процессу свойственны определенные закономерности.

Закономерность – такая связь между компонентами педагогического процесса, которая объективно существует, является устойчивой, необходимой и повторяется.

Педагогическому процессу свойственны следующие закономерности:

1. между педагогическим процессом и обществом, в котором он существует

2. между воспитанием и деятельностью:

3. между воспитанием и обучением;

4. между воспитанием и активностью самой личности;

5. между воспитанием и этапами возрастного развития детей;

6. между обучением и развитием;

7. др.…

 

Изменить закономерность нельзя, их надо знать, изучать и учитывать – именно этим и занимается педагогическая наука

Из закономерностей вытекают принципы педагогического процесса.

Принцип – руководящая идея, основное требование к организации и осуществлению педагогического процесса. Принцип нарпавляет педагогическую деятельность.

К основным принципам педагогического процесса относят:

1. процесс природосообразности (Я. Камински, педагогический процесс должен быть организован сообразно природе ребенка (его возраста, способностей, индивидуальные особенности));

2. культуросообразности (А. Дистерверг; предполагается, что в педагогическом процессе должно быть обеспечено усвоение конкретного культурно-исторического опыта; обучение, воспитание, вся жизнедеятельность ребенка должны осуществляться в контексте определенной культуры);

3. гуманизации (Признание ребенка высшей ценностью, уважение личности воспитанника, учет его возможностей, потребностей, склонностей; К. Роджерс)

 

Образование как социокультурный феномен.

1. Проблемы и тенденции в развитии образования.

2. Образование как механизм развития общества личности.

 

Образование является органичной частью жизнедеятельности личности и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно изменяется. Чтобы уяснить место образования в развитии современного общества необходим анализ социокультурных ситуаций, сложившихся в мире, тех проблем и тенденций, которые задают вектор движения образованию.

Для современного этапа развития цивилизации характерны целый ряд глобальных проблем, которые оказывают влияние на социокультурную ситуацию в обществе определяют роль и значимость образования в их разрешении. К наиболее серьезным проблемам современного мира можно отнести:

1. Разрушения природной среду, изменения экологии;

2. Истощение материально-сырьевых ресурсов планеты;

3. Обострение проблемы продовольствия в связи с предстоящим к середине 21 века удвоением народонаселения (в большинстве своем за счет Азии и Африки);

4. Непосильность военного бюджета;

5. Крушение жизненных идеалов (никто не защищен);

6. Усугубление нравственных болезней в обществе (алкоголизм, наркомания, СПИД);

7. Кризис здравоохранения;

8. Кризис принципов современной политики;

9. Усиление угрозы международного терроризма.

 

Возникшие глобальные процессы поставили человечество перед выбором:: продолжить жить не задумываясь о жизни своих детей, будущих поколений или изменить способ жизнедеятельности, храктер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. В связи с этим важнейшей задачей образования выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способности понимать современные процессы и ответственно, на научной основе их разрешать. Единственным средством разрешения возникших проблем является деятельность самого человека по изменению системы.

Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит и разрешения проблем человечества выступает образование, которое способно обеспечить, научить человека преобразовательной и созидательной деятельности.

Социокультурная ситуация зависит от мировых социокультурных тенденций, оказавших влияние на развитие образования в мире. К важнейшим мировым социокультурным тенденциям, котрые определяют направление развития образования, науки и культуры в любой стране относят:

1. повышение роли образования в современном мире – образование должно стать неприходящей ценностью;

2. создать систему непрерывного образования (образование через всю жизнь; принципами системы непрерывного образования должны стать: дополнительность ступеней образования, преемственность ступеней образования, гибкость организации форм образования);

3. учет национальных особенностей при организации образования;

4. интернационализация образования – выработка стратегии по вопросам образования с целью создания единого образовательного пространства в мире.

5. Стандартизация содежания образования – приведение содержания обрзования к единым требованиям, нормам образованности.

6. Введение в содержание образования базового компонента как фундамента, основы, которые необходимы человеку для его жизни в обществе.

7. Гуманизация образования – ценностная переориентация образования на развитие личности, где личность становится не средством, а целью. Гуманизация включает в себя демократизацию и гуманитаризацию образования. Демократизация предполагает управление образованием на основе равноправия, свободы, творчества. Гуманитаризация – увеличение объема гуманитарных дисциплин с содержании образования. В контексте гуманизации уместно вести разговор об индувидуализации и дифференциации обучения.

8. Информатизация – обеспечение системы образования разноплановыми средствами получения информации.

Существующие в современном мире процессы, наметившие в развитии образования тенденции, предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высшей степенью ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизнь, умением осознавать свой интерес и согласовать его с окружающими, способностями к компромиссу и согласию, конструктивному взаимодействию с другими.

На уровне личностных психологических особеностей особое значение приобретает развитость таких способностей как понимание, осмысление, рефлексия, продуктивность понимания, творческого мышления.

В современном обществе прежние способы развития, свзанные с изменением производительной деятельности и преобразованием соиальных инстинктов при помощи традиционных схем совершенствования являются малоэффективными. Главной задачей в обществе становится подготовка личности к овладеванию новыми методами содержание образования. Особое значение проиобретают процессы сознания, саморазвития и самоизменения.

Важнейшей особенностью в современном мире явлется его постоянное изменение, развитие. В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в современном динамическом – процесс развития личности, общественного сознание и общества в целом. Однако прежняя система система образования в основном все еще выполняет функции воспроизводства культуры и трансляции знаний.

Т.о. образование в обществе выполняет 2 функции:

1. воспроизводства (культуры, опыта, способов деятельности);

2. развития (общества, человека).

Первая функция реализуется при помощи теоретической (знаниевой) модели образования; Вторая – при помощи универсальной модели образования, которая имеет альтернативные названия «способностная», «деятельностная».

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению, воспроизводство готовых знаний, умений, навыков необходимых линости для жизни в обществе. При помощи этой модели определяется и формируется сознание личности, ее мировоззрение, ценности, образ жизни. Развитие личности, общества в целом реализуется посредством универсальной образовательной модели. Данная модель обеспечивает подготовку человека к самостоятельной жизни в условиях постоянно изменяющегося мира, готовит к инновационной деятельности благодаря развитию продуктивного мышления и сознания личности. В универсальной модели акцент делается на развитие личностных способностей ученика. В динамичном обществе важными для линости выступают: способности работать в неопределенной ситуации, самостоятельно и адекватно решать, возникающие в постоянно изменяющихся условиях, нестандартные задачи.

 

2.Особую значимость приобретают способности к личностному самоизменению и саморазвитию, которое предполагает непрерывное самообразование.

К универсальным личностным способностям относят способности к рефлексии, мыслительному анализу ситуации, определение целей, способов и средств их достижения, понимание других людей и совместной продуктивной деятельности. Выделяют 2 группы универсальных способностей человека: 1. Способность действовать, мыслить в новых, постоянно изменяющихся ситуациях. 2. Способность к общению, сотрудничеству, продуктивной кооперации.

Т.о. реализация универсальной образовательной модели обеспечивает не только усвоение обучающимися культурно-исторического опыта, но и развитие у них личностных способностей к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми.

Образование обеспечивает прогресс общества, развивает и формирует личность для того, чтобы эта личность в дальнейшем обеспечивала новый, более высокий уровень развития как образования, так и общества в целом.

Педагогический процесс включает в себя 2 самостоятельных и одновременно тесно связанных процесса: процесс обучения и процесс воспитания. При это педагогический процесс не является простой арифметической суммой этих процессов; они находятся в сложной взаимосвязи и соотношении. Схематично это можно представить:

 

Педагогическому процессу свойственны определенные этапы т.е. последовательность в его организации и осуществлении:

Подготовительный этап(на этом этапе определяются цели предстоящей деятельности, проводится диагностика имеющегося уровня обученности (



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: