Смоленск. Начало народной войны. Том 3, часть 2, гл. 4




Крайний срок сдачи 14 мая.

Тема: Бородинское сражение - идейно-композиционный центр романа Толстого. Урок 1.

В романе-эпопее «Война и мир» судьбы героев, сложно переплетаясь, развиваются на фоне глобальных исторических событий, главное из которых — Отечественная война 1812 года. Почему Бородинское сражение, явившееся переломным событием в ходе войны, считают и идейно-композиционным центром романа Толстого?

Цель:

  • изучить, как события Отечественной войны 1812 года представлены глазами автора романа-эпопеи «Война и мир».

Задачи:

  • рассмотреть сюжетные элементы изображения войны, её кульминацию — Бородино;
  • через анализ эпизодов раскрыть понятие «народная война»;
  • сравнить образы Щербатого и Каратаева, воплощающих противоположные черты русского характера.

На уроке

мы узнаем:

  • почему Отечественную войну 1812 года Толстой назвал «народной», а Бородинское сражение определил как идейно-композиционный центр романа;

мы научимся:

  • сравнивать противоположные народные типы, персонифицированные в образах Каратаева и Щербатого;

мы сможем:

  • найти отличия в изображении двух войн в романе — 1805-1807 годов и 1812 года.

ВАЖНО! Военная кампания 1805-1807 годов на чужой территории за чуждые интересы была не нужна народу, непонятна ему. В Отечественной войне 1812 года проявился истинный народный патриотизм. Все духовно развивающиеся герои романа «Война и мир» проходят этап единения с народом, а картина Бородинского сражения показана глазами самого «невоенного» героя Толстого — Пьера Безухова, оказавшегося в эпицентре боя. Изображая партизанскую борьбу, пленных, Толстой детализирует эпизодические образы, чтобы показать, что народная мудрость Каратаева и вынужденная жестокость Щербатого — воплощение противоположных черт русского характера.

I. Посмотрите 3 серию фильма С. Бондарчука «Война и мир», эпизоды войны. (для представления о романе предлагаю посмотреть 1-3 серии – по желанию)

II. Пройдите урок в ресурсе РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3633/main/9310/

Если вы не можете зайти по активной ссылке, то скопируйте её вставьте в поиск.

Если у вас нет возможности посмотреть урок, найдите в заданиях указания на главы и прочитайте их (можно в кратком пересказе), а также воспользуйтесь приложенным к уроку справочным материалом.

Мы пробуем новую форму работы через образовательный ресурс «Российская электронная школа». Жду ваших отзывов, понравилась ли вам такая форма работы.

III. Выполните предложенные там тренировочные задания. Перенесите некоторые из этих заданий в листы ответов. Оформите работу в документе Word и перешлите мне в VK или по электронной почте: mnikolaeva.2805@gmail.com

Для облегчения восприятия материала предлагаю посмотреть презентацию «Бородино»

Исторические события в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года, описанные в романе Л. Н. Толстого, обозначив их цифрами от 1 до 9

Подсказка: Началом Отечественной войны 1812 года считается дата 12 июня 1812 года, когда наполеоновская армия, переправившись через реку Неман, перешла границы России и начала наступление на Москву; Кутузов был назначен главнокомандующим в критический момент, когда русскими войсками был оставлен Смоленск; Тарутинский бой стал знаковым событием, ознаменовавшим переход инициативы в войне к русской армии.

Переход французской армии через реку Неман.

Оставление Москвы.

Назначение Кутузова главнокомандующим.

Тарутинское сражение.

Совет в Филях.

Сдача Смоленска.

Бородинское сражение.

Отступление русских в глубь страны.

Победоносное завершение войны.

Задание 2. Л. Н. Толстой писал о создании «Войны и мира»: «Я старался писать историю…». Укажите правильный ответ:

Подсказка: «В "Войне и мире" я люблю мысль народную», — писал Л. Н. Толстой.

· Народа,

· России,

· одной семьи,

· души,

Образ войны в романе

Через всё описание боя проходит замечательный пейзажный образ солнца, освещающего битву: утреннего солнца, только что брызнувшего из-за тучи и рассеивающего туман, смешанный с дымками выстрелов; солнца, застланного дымом и стоящего ещё высоко, — в середине сражения, когда «гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил»; солнце бьёт «косыми лучами прямо в лицо Наполеона»; а в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнурённых людей, «как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте… опомнитесь. Что вы делаете?"» На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови».(Фрагмент из книги Т. Г. Браже «Целостное изучение эпического произведения»)

Задание 3. Прочитайте отрывки из текста: том 3, часть 2, гл. Дополните пропуски в тексте словами:

Главное …………… Бородинского сражения произошло на ………. тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло ……… действие сражения, самым простым, бесхитростным ……..... Наполеон, стоя на кургане, ………в трубу, и в маленький круг трубы он ……….дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом. Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним. Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения. Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то ……….., мертвые, ……….. и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что…….. на этом месте. В продолжение………….. часов на этом месте, среди неумолкаемой …………, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские …….; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что ……. друг с другом, кричали и бежали назад.
Слова: действие, пространстве, главное, образом, смотрел, видел, французские, раненые, делалось, нескольких, стрельбы, солдаты, делать

Смоленск. Начало народной войны. Том 3, часть 2, гл. 4

Задание 4. Одним из ярких эпизодов, изображающих события 1812 года в романе, является эпизод оставления Смоленска. Но к такому решению командование русской армией пришло не сразу: этому предшествовало двухдневное Смоленское сражение. Каков его главный результат? Выделите цветом правильные варианты.

Подсказка: Накануне русской кампании Наполеон заявлял Меттерниху: «Торжество будет уделом более терпеливого. Я открою кампанию переходом через Неман. Закончу я её в Смоленске и Минске. Там я остановлюсь».

  · Французы потеряли 20 000 человек.
  · План Наполеона был сорван: он не смог разгромить главные силы русской армии, а сам опасно углубился во враждебную ему страну.
  · Смоленское сражение выявило серьёзную силу народного ополчения.

Задание 5. Сцена оставления Смоленска в романе — городская сцена, где на фоне толпы рельефно выписаны фигуры отдельных людей. Для чего Толстой прибегает к такому приёму? Выделите правильные варианты.

Подсказка: В романе «Война и мир» прослеживаются две тенденции в создании образа народа — предельная обобщённость при описании событий 1805-1807 гг. (обезличенные диалоги солдат и крестьян, четырёхугольники войск под Браунау) и детализация, изображение отдельных людей из народа, объединённых одной нравственной целью, борьбой против захватчиков.

· Чтобы показать реакцию простого народа на происходившие события.

· Индивидуализация и детализация в изображении эпизодических образов позволяет показать народ как единое целое: все люди объединены ненавистью к врагу.

· Чтобы раскрыть сложный и противоречивый народный характер.

· Чтобы показать разобщённость представителей разных сословий.

Задание 6. Восстановите фразу Л. Н. Толстого об Отечественной войне 1812 года, вписав недостающие слова.

Подсказка: Легко заметить направление сюжетного действия при изображении войн в романе: в 1805-1807 гг. через блестящие парады и незначительные победы — к серьёзному поражению; в 1812 г. — через поражения, отступления и трудности — к окончательной победе.

«Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. ………….городов и деревень, …………….после сражений, удар Бородина и опять………….., …………. …..Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская…………, всё это были отступления от правил».

Слова: Сожжение отступление война отступление пожар

Задание 7. Найдите соответствие между высказыванием и персонажем, которому оно принадлежит. Все эти персонажи выведены в эпизоде «Оставление Смоленска». Том 3, часть 2, гл. 4

· «Как! Остаться! Жить при французах? Чтобы видеть, как они будут… рассказывать о своих победах?».

· «Важно! Пошла драть! Ребята, важно!».

· «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам… Решилась! Расея!».

 

1) купец Ферапонтов 2) княжна Марья 3) человек во фризовой шинели

 

Бородинское сражение.

Задание 8. Найдите шесть имён реальных исторических лиц, упоминающихся в романе Толстого при изображении событий Отечественной войны 1812 года.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 9. Почему Бородинское сражение считается кульминационным моментом в развитии действия? Выберите все правильные ответы.

Подсказка: Кульминация (от лат. culmen — «вершина») — момент наивысшего напряжения в развитии действия, когда происходит перелом, решающее столкновение изображённых характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. Бородинское сражение — самое крупное историческое событие, изображённое в романе.

· Именно в Бородинском сражении во всей полноте проявилась «скрытая теплота патриотизма» русских людей.

· В ходе войны 1812 года Бородинское сражение было поворотным моментом.

· В сражении участвуют или присутствуют при нём все главные герои, и от того, как сложится их судьба, зависит участь всех других, связанных с ними, героев романа.

Задание 10. На страницах романа-эпопеи много размышлений о войне, успехе военного дела, причинах победы. Иногда свои мысли автор вкладывает в уста героев. Определите, кому принадлежит высказывание — автору или его герою.

1) Автор 2) Андрей Болконский

· «…Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

· «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость».

 

Задание 11. Разгадайте филфорд: запишите пять слов географических названий, упоминающихся в романе при изображении Отечественной войны 1812 года.

  • Город, который на совете в Филях решено было оставить -
  • Деревня, близ которой произошло самое кровопролитное сражение Отечественной войны 1812 года -
  • Река на границе Пруссии и России, через которую переправлялись наполеоновский войска –
  • Город, оставленный русскими войсками после двухдневного сражения-
  • Деревня под Москвой, где проходил важнейший военный совет-

Задание 12. Найдите соответствие между средством художественной выразительности и его примером.

· «Над всем полем, прежде столь весело-красивым… стояла теперь мгла сырости и дыма».

· «Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своём разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель…»

· «Пламя сражения медленно догорало».

 

1) Метафора 2) Эпитет 3)Сравнение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: