Богородице-Рождественский монастырь – исторически сложившаяся совокупность храмов, административных зданий, келий и хозяйственных построек, обнесенная крепостной стеной с бойницами и башнями в древнем центре Владимира. Здесь расположен действующий мужской монастырь, основанный в 1191 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо. И монастырь, и его главный храм часто называют просто Рождественскими.
Это единственная сохранившаяся крепостная стена во Владимире, поэтому монастырь часто и не совсем верно называют кремлем. Он это лишь часть территории древнего владимирского кремля.
Внутри стены в отдельных зданиях, кроме собственно монастыря, расположены:
· епархиальное управление;
· Владимирская духовная семинария;
· департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
Князь Всеволод Большой Гнездо основал этот монастырь в восточной части кремля Владимира. И пока Владимир еще удерживал столичный статус, монастырь был первенствующим на Руси. Настоятели монастыря (сначала игумены, а позже архимандриты), как правило, становились епископами. Есть сведения, что отсюда происходили монах Лаврентий, автор знаменитой Лаврентьевской летописи, и епископ Симон - один из авторов не менее знаменитого «Киево-Печерского патерика».
Еще сам Всеволод в XII веке украсил монастырь белокаменным собором, по значению сравнимым с Успенским и Дмитриевским. Это был собор Рождества Богородицы. Во Владимире особенно развился культ Богородицы, так что выбор посвящения очередного храма был не удивителен. Так что до 1930 года в панораме высокой центральной части Владимира доминировали три великих белокаменных собора.
|
Не удивительно, что столь выдающийся собор в ведущем монастыре стал местом захоронения великого князя Александра Невского в 1263 году. Об этом напоминают мемориальные доски разных лет. Святой князь покоился в Богородице-Рожественском монастыре до 1723 года, когда Петр I явно в политических целях велел перевезти оcтанки Невского в Санкт-Петербург. До упразднения патриаршества Петром I монастырь оставался ставропигиальным, то есть подчинялся напрямую патриарху.
В 1299 году митрополичью кафедру перенесли из Киева во Владимир, и Богородице-Рождественский монастырь ненадолго стал резиденцией главы русской православной церкви.
Самые ранние из сохранившихся строений монастыря относятся к XVII веку. Это выходящий на улицу Большую Московскую массивный и длинный трапезный храм Рождества Христова, Святые ворота, кельи монахов. Но их коснулись перестройки. Стены и башни – XVII –XVIII веков, Архиерейские палаты построены в 1748 г.
После 1918 года монастырь из очага православия стал очагом репрессий. Его заняли чекисты. Однако последний наместник монастыря в 1920-1921 годах, вскоре ставший епископом Ковровским, Афанасий (в миру Сергей Сахаров) был так популярен, что большевики не решались надолго арестовывать его до конца 20-годов. В итоге он прошел лагеря, умер в Петушках, а в 2000 году по инициативе Владимирской епархии был канонизирован. Теперь его мощи – главная святыня нового Рождественского собора.
В монастыре были и расстрелы. А в 1930 году снесли Рождественский собор и другие храмы. Снос оправдывали тем, что храм был в плохом состоянии. Он действительно обветшал, но гораздо раньше. Поэтому был разобран и сложен заново во второй половине XIX века. Так что другие говорят, что храм к 30-м годам XX века был еще в хорошем состоянии.
|
Так или иначе, но тот храм Рождества Богородицы, который мы видим сегодня, - новодел начала нынешнего века. Даже не реконструкция.
Снесли в 30-е годы и красивую шатровую колокольню XVII века с часами. Ее тоже восстановили несколько лет назад, и даже с курантами.
О жертвах репрессий, погибших в монастыре в годы лихолетья (так говорят священники о периоде с 1918 по 1992 годы), напоминает мемориальный крест в западной стене храма. У него собираются владимирцы в День памяти жертв политических репрессий.
Возрождение монастыря началось с 199З года, после того как работники ЧК-НКВД-КГБ скромно покинули монастырь. Появились снова монахи. В монастырь въехало епархиальное управление во главе с архиереем – тогда еще епископом Евлогием. По решению синода с 2013 году здесь уже центр Владимирской митрополии.
Трапезный храм Рождества Христова, который по преданию освятил святой Феофан Затворник, использовался одно время под спортзал, так что устоял. Он был заново освящен в 1994 году. Если смотреть снаружи, то справа к нему примыкает часовня-притвор в честь пребывания в монастыре Иверской иконы Богородицы, эвакуированной из Москвы во время нашествия Наполеона. Под часовней - древние Святые ворота 1607 года. А слева, сразу у въездных ворот, часовня Николая Чудотворца. В западной части в 2010 году освящен симпатичный храм с балкончиком в честь Рождества Иоанна Предтечи. Новичку не запутаться по дороге к различным храмам монастыря - помогают таблички на стенах и понятный план с обозначением важнейших объектов.
|
В центральной части обители - тихий сквер. В западной части – монастырский сад.
От госорганов на территории монастыря остается только департамент имущественных и земельных отношений администрации области.
По данным епархии на 2012 год, в монастыре было братии 10 человек, из них постриженных – 7.
Древний Богородице-Рождественский мужской монастырь был основан в XII веке. Одни источники называют датой основания приблизительно в 1175 год, и утверждают, что основателем является князь Андрей Боголюбский. Другие показывают, что монастырь был основан великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1192 году. Зато точно известно время постройки собора Рождества Богородицы в монастыре – 1192-1195 годы, и дата его великого освящения – 1219 год. Это было здание, близкое по архитектуре к Димитриевскому собору, однако его стены не украшала резьба – они были предельно строги и аскетичны, как и подобает главному монастырскому собору. Нельзя забывать также и то, что в XII веке еще сохранялось очень сильное противостояние язычества и христианства, и может быть, строгость и сдержанность убранства православной церкви противопоставлялась пышности изукрашенных языческих идолов. Однако это лишь предположение – ведь современные Рождественскому собору княжеские храмы отличались именно удивительной по красоте резьбой, так что возможно, что отсутствие декора приветствовалось именно в стенах монастыря, по понятным причинам.
К сожалению, Рождественский собор до наших дней не дошел, он был разобран и выстроен в прежних формах (по проекту архитектора Н.А.Артлебена) заново в середине XIX века, так как за семь столетий здание донельзя обветшало. В советское время, когда монастырь заняла ЧК, собор был снесен (в 1930г.). Сейчас на его месте – стилизованный под древнерусский совершенно новый храм, нимало не повторяющий своего предшественника, хотя и стоящий на его фундаменте.
Рождественский мужской монастырь был духовным центром средневековой Руси до XIV века – именно здесь располагалась митрополия. Значения обители прибавляло и то, что в 1263 году в Рождественском соборе был захоронен князь Александр Невский, мощи которого привлекали огромное количество паломников. Но в XVIII веке монастырь лишился главной своей святыни – Петр I приказал перенести мощи одного из самых почитаемых в России князей в новопостроенную столицу, в Александро-Невскую Лавру.
Но до этого, в XVII веке, прославленный монастырь успел значительно обстроиться в камне, в основном на пожертвования. Так появились в 1607 году надвратная церковь Александра Невского, приблизительно в 1626 году – трапезная церковь Рождества Христова, а во второй половине возводится множество келейных братских корпусов (северный, южный, восточный), сохранившихся до сих пор. Примечательно, что келейные корпуса, уникальные памятники жилой архитектуры XVII века, сохранили во многом свою первоначальную планировку. В 1654 году рядом с собором была построена шатровая восьмигранная колокольня, разрушенная одновременно с храмом в 1930 году.
В 1744 году была учреждена Владимирская епархия, и резиденцией архиерея был избран, конечно, древнейший монастырь губернии. На его территории в 1748 году был возведен Архиерейский дом, пышное здание в стиле барокко. Его центральная часть – двухэтажная, с обеих сторон к ней примыкают одноэтажные крылья. Очень красивы наличники на больших светлых окнах – резные, с богатым узором.
Примерно в это же время монастырь был обнесен по границе древних валов новой каменной стеной с четырьмя башнями и двумя воротами. Во второй половине XIX века монастырь снова существенно обновляется: во-первых, перестраивают древний собор, во-вторых, реконструируют братский и казенный корпуса. В 1866-1867 годах по проекту Артлебена реконструируют Христорождественскую церковь и трапезную палату, частично перестраивают Архиерейские палаты.
В 1918 году территорию монастыря заняло губернское отделение ЧК. Поначалу верующим даже не запретили богослужения, но ненадолго – уже в 1920 году верующих полностью изгнали из монастыря, а за каменными стенами начали производиться массовые расстрелы. Сколько погибших захоронено прямо здесь, на территории обители, точно неизвестно. Вплоть до 1991 года это ведомство (сначала ЧК, потом НКВД, а позднее КГБ) продолжало оставаться хозяевами монастыря. Сейчас древняя обитель возвращена церкви, и в ней снова разместился центр Владимирской епархии. Отстроен заново Рождественский собор (2004г.) с шатровой колокольней (2006г.), хотя теперь он совсем не похож на прежний. Восстановлены стены, отреставрированы здания, и в стенах обители снова звучат молитвы. Стены монастыря, единственные сохранившиеся в городе, стали причиной того, что обитель туристы ошибочно называют Владимирским кремлем. Единственное неудобство для туристов – фотосъемка в монастыре запрещена.
Стена Богородице-Рождественского монастыря. 2013г.
Храм при колокольне в честь св. Князя Александра Невского. Построен в 2005г.на месте снесенского.
Епархиальное управление. 2013г
Мемориальная доска