Рабочая учебная программа педагогической практики в педагогическом колледже
Факультет: Педагогический
Специальность: Педагогика и психология
Кафедра педагогики и психологии
Составитель: доцент, к.п.н.
Козилова Л.В.
Москва-2011
Цель практики:
Обеспечение участия студентов в обучении и воспитании учащихся (студентов) педагогических колледжей, приобщение к профессии педагога-психолога.
Задачи:
- ознакомление студентов вуза со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже;
- формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий;
- приобретение опыта творческой работы в роли куратора студенческой группы, методиста по учебной практике;
- совершенствование умения осуществлять психолого-педагогический анализ педагогического процесса в его различных формах;
- сбор, анализ, обобщение и интерпретация эмпирического материала в соответствии с тематикой курсовой работы, оказание помощи студентам педколледжа в выполнении учебно-исследовательских работ;
- формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в педагогической деятельности.
Практика в педагогическом колледже проводится по договорённости на основании контракта между вузом и ссузом.
Организация практики
Практика организуется на 4 курсе, в 8 семестре, 4 недели. Студенты проходят практику группами под руководством одного руководителя в педагогическом колледже. Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями (сквозная) по дням (неделям).
|
Практиканту устанавливается рабочий день продолжительностью не более 6-ти часов на очном отделении, и 4-х на очно-заочном и заочном отделениях.
Содержание практики
Практика проходит в 2 этапа. Продолжительность практики - 4 недели.
В 1-ый период каждый студент должен:
1.Осуществить общее знакомство с колледжем: - материальной базой, организационными основами, составом преподавателей, учащихся, историей и традициями, режиме работы, правилами внутреннего распорядка (пишется во введении).
2. Ознакомиться с учебно-образовательным процессом:
- Ознакомится с программами дисциплин;
- пронаблюдать и проанализировать не менее 3 занятий, проводимых преподавателем педколледжа;
- изучить особенности внеклассной учебной работы, контроля за самостоятельной работой учащихся.
3. Ознакомиться с особенностями воспитательной работы со студентами (изучить планы классных руководителей, личные дела учащихся, бытовые условия, используя для этого наблюдения, беседы с преподавателями, учащимися, активом группы в др.)
4. Составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя практикой педколледжа.
Во второй период студент - практикант должен:
1. Разработать и провести 1 тренинговое занятие, предварительно изучив литературу, проконсультировавшись у руководителя педпрактикой, который, осуществляя допуск к занятию, заверит конспект подписью.
2. Осуществлять учебно-воспитательную работу вне занятий:
- проводит работу в качестве классного руководителя (используя индивидуальные каналы общения, работу с активом, включаясь в общественную жизнь педколледжа, отделения;
|
- разрабатывает и проводит 1 внеклассное мероприятие.
3. Выполнить задания по психологии (Приложение 4.)
- проводит психодиагностику, обработку диагностического материала;
- составив психолого-педагогическую характеристику на одного из студентов;
4. Изучить методическую работу колледжа, ее содержание, формы.
В ходе практики студенты вуза организуют работу по подготовке и сбору материалов для выставки по итогам педагогической практики (фотомонтаж, стенд или альбом, отражающий деятельность студенток в школе, самодельные приборы, наглядные пособия, стенгазеты, таблицы, лучшиеконспекты уроков, психолого-педагогические дневники, рефераты по НИРС и т.д.), обеспечивают доставку этих материалов на заключительную конференцию.
На протяжении всего периода практики студент ведет дневник; занятия проводятся в присутствии руководителя, преподавателя, студентов- практикантов.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
При оценивании каждого вида деятельности студентов 4 курса рекомендуется воспользоваться следующими критериями:
1. Уровень овладения студентами знаниями:
- интерпретация научных фактов в соответствии с особенностями аудитории,
- логика построения содержания учебного материала
- аргументированность предполагаемого учебного материала.
2. Уровень сформированности профессиональных умений педагогической деятельности преподавателя колледжа:
|
- умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов
- умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях со студентами
- умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, корректировать собственную деятельность.
3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности:
- самостоятельность в разработке содержания
- самостоятельность в разработке методики
- проявление творчества в педагогической деятельности
- владение педагогической импровизацией.
4. Личностное отношение студентов к практике:
- проявление интереса к практике
- дисциплинированность студента
- активность в приобщении к методической работе преподавателя
- инициативность в организации различных форм работы со студентами
5. Качество оформления и своевременность сдачи документации:
- соответствие требованиям
- эстетика оформления
- своевременность оформления
- своевременность сдачи
Подведение итогов
1. Дневник с выполненными заданиями (Приложение 3).
2. Отчет по практике (приложение 1-2).
По итогам практики студентам выставляется, дифференцирована оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)
Методическое сопровождение педагогической практики
1. Отчет по практике (титульный лист приложение 1)
1. Выполнение плана педагогической практики.
2. Количество и анализ посещенных занятий, их обсуждений, результаты посещений.
У учителей (Ф.И.О.) | У студентов (Ф.И.О.) |
Посещено внеурочных. Посещено уроков Количество участий в обсуждениях |
1. Ознакомление с работой по выбранному направлению, ее самостоятельное проведение:
- выводы о состоянии работы, сделанные на основе наблюдений студента во время посещения мероприятий, бесед со студентами и преподавателями, анализа документации,
- содержание работы, проведенной студентом; цель, характер и форма поведения,
- изучение особенностей работы по выбранному направлению,
- характер трудностей, испытываемых студентом в этом виде работы
- составление справки о состоянии дел по выбранному направлению, предложения по совершенствованию работы.
2. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.
3. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.
Задание 2 (пишется во Введении)
1. Содержание педагогической практики
2. Расписание звонков
3. Расписание занятий
4. Индивидуальный календарный план работы студента-практиканта
5. Анализ посещаемых уроков учителей и студентов, результаты обсуждения.
6. Анализ мероприятий студента-практиканта.
7. Результаты наблюдений за учащимися класса
8. Другие формы работы студента в период практики
9.Контрольный лист посещаемости студента в период практики преподавателями университета
Примерная схема анализа урока
1. Общие сведения (дата, предмет, класс, Ф.И.O. учителя, тема урока).
2. Цель посещения урока.
3. Цели урока и их достижение.
4.Организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудования и кабинета к уроку).
5. Обоснованность выбора типа урока, его структуры и содержания.
6. Эффективность используемых методов и приемов обучения. Методы изучения нового материала, закрепления, контроля, оценки знаний.
7. Наглядность на уроке Использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, ТСО.
8. Деятельность учащихся (подготовка к уроку, активность, продуктивность, самостоятельная работа, дисциплина, интерес к уроку, отношение к учителю, культура труда и речи).
9. Деятельность преподавателя (умение организовать работу класса, индивидуальный подход к учащимся, педагогический такт, выдержка, культура речи, дикция, ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид).
10. Результаты урока (достижение цели, выполнение плана, замечания и пожелания практикант).
Самоанализ пройденной практики (в Заключении)
1. Что понравилось и не понравилось во время прохождения?
2. Как удалось почувствовать аудиторию в новом ролевом статусе?
3. Сумел(а) ли я найти способы или приемы вызвать с первых минут активность каждого студента и поддержать ее на всем занятии?
4. Сумел(а) ли я найти способы плавного перехода от одного этапа занятия к другому?
5.. Сумел(а) ли я добиться усвоения знаний и умений каждым студентом. Каков критерий эффективности?
6. Удалось ли мне сломать психологический барьер принятия новой социальной роли?
6. Что бы я изменил (а) в проведении практики в следующий раз?