Установите соответствие между понятием и определением..




Тема «Мораль: ценности, нормы, принципы»

Задание:

Выполнить самостоятельную работу по теме «Культура, наука, образование»

2. Изучить содержание лекции.

2. Выписать в конспект основные понятия.

Самостоятельная работа по теме «Культура, наука, образование»

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Культура, в широком смысле слова, - это:

А. сложные формы поведения человека и животных;

Б. все, что относится к деятельности в сфере искусства;

В. степень воспитанности определенного человека, коллектива;

Г. все достижения человечества с момента его возникновения.

 

2. Элитарная культура, в отличие от массовой:

А. ориентирована на получение коммерческой выгоды;

Б. учитывает запросы самых широких слоев населения;

В. характеризуется сложностью форм художественного освоения;

Г. имеет развлекательный характер.

 

3. Комиксы являются частью:

А. национальной культуры; Б. массовой культуры;

В. элитарной культуры; Г. народной культуры.

 

Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?

А. культурно-мировоззренческую; Б. производительную;

В. социальную; Г. нравственную.

 

5. Знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, законы, традиции включает в себя:

а) материальная культура; б) идеальная культура; в) духовная культура.

 

Вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.

А. наукой; Б. искусством; В. образованием; Г. творчеством.

 

7. Метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему), называется:

А. сравнение; Б.обобщение; В. индукция; Г. дедукция.

 

8. Образование предполагает:

А. Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке.

Б. Создание новых знаний. В. Усвоение этических норм и ценностей.

Г. Изучение чужого опыта.

 

9. Гуманизация образования — это:

А. Отказ от выставления низких отметок. Б. Свободное посещение занятий в школах.

В. Большее внимание к индивидуальным особенностям личности.

Г. Уменьшение учебной нагрузки.

 

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

А) коммерческий характер Б) доступность В) использование спецэффектов

Г) развлекательный характер Д) сложность формы и содержания

Ж) узкий круг потребителей

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

11. Образование в отличие от других отраслей культуры, представляет главным образом:

А. Освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей.

Б. Классификацию явлений и типов мышления.

В. Выработку системно организованных способов воздействия на окружающий мир.

Г. Теоретическое обоснование законов развития природы и общества.

 

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на интернационализацию образовании? Запишите буквы, под которыми они указаны.

А. Обучение студентов сотрудничающих друг с другом стран.

Б. Увеличение количества часов на гуманитарные предметы.

В. Ориентация на интересы и склонности ученика.

Г. Обмен опытом преподавания между педагогами разных стран.

Д. Проведение совместных педагогических исследований.

Ж. Компьютеризация образовательного процесса.

Задание 2. Установить соответствие.

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Явление духовной жизни Формы культуры
1. концерт рок-группы А. народная
2. концерт симфонической музыки Б. массовая
3. былины об Илье Муромце В. элитарная
4. выставка авангардной живописи  

Установите соответствие между понятием и определением..

1. Духовная культура А. Вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.
2. Гипотезы Б. Наиболее распространенный вид культуры в современном обществе, рассчитанный на усредненный уровень развития человека.
3. Массовая культура В. Способ решения познавательных задач  
4. Наука. Г. Научные предположения, истинность которых требует доказательств.
5. Контркультура Д. Вид культуры, включающий в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, мораль, традиции.
6. Метод Ж. Культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

План.

1. Понятие о морали и ее функции.

2. Этапы развития морали.

3. Структура морали.

4. Взаимосвязь морали, этики, нравственности.

 

1.Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Социальные нормы конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди в тех или иных ситуациях. Они помогают установить порядок. согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства, форме. В основе таких социальных норм во всех обществах является мораль.

Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Особенность морали в том, что она регулирует отношения между людьми с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. С позиций морали можно также оценить отношение человека к природе, окружающей среде, а также отношение человека к самому себе.

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

- натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

- теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

- социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

- культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, стыковка личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Функции морали:

-регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах жизни;

- ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;

- мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать;-

- координационная – обеспечение единства и согласованности людей в самых разных обстоятельствах.

 

2. Мораль в своем развитии прошла несколько этапов.

1. Табу – жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые неприкасаемые объекты (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи). Поддерживались мистической боязнью определенных действий или существ, возникли при родовом строе.

2. Обычай – исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах, например, здороваться определенным образом. Поддерживались авторитетом общественного мнения.

3. Традиции – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

4. Моральные правила – обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека, основываются на идеях добра и зла. Поддерживаются авторитетом общественного мнения. Появляются при разложении родового строя.

Следует отметить на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так например, заповеди «не убей» распространялись только на своих сородичей.

История развития общества показывает, что сложившаяся на определенном этапе система моральных норм – регуляторов не остается неизменной. Разные социальные группы отличаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. В тоже время опыт развития человеческого общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.

Великие моралисты Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер – сводили основной смысл морали к золотому правилу. С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В этих простых на первый взгляд словах - душа морали, её предназначение. Мы получаем ответ на вопрос, зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы научить нас, как относиться к людям.

Главная особенность морали, в отличии от других общественных явлений (например, политики, науки, искусства), - ее всеохватность. Она проявляется во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в личных, семейных, и даже международных отношениях.

Структура морали включает:

1. Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость, альтруизм, порядочность и др.)

2. Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)

3. Моральные (нравственные) категории — добро, зло, справедливость, долг, смысл жизни, честь, достоинство, свобода, счастье и др.).

4. Моральные качества личности - черты характера человека (доброжелательность, мудрость и др.)

Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.

 

4.Однако, нормы морали являются лишь образцом должного поведения. Реальное же воплощение мораль­ных правил в жизнь требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, мужества. Только собственные сознательные действия позволяют человеку без всякого внешнего принуждения, самостоя­тельно и свободно применять моральные нормы в любой жизненной ситуации.

Наряду с моралью существует слово «нравственность».Понятия мораль и нравственность - отождествляют. Но разница: мораль – мир должного (что должно быть, к чему человек должен стремиться), нравственность – реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни – мир сущего.

Философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют этикой (от греческого эхос – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких. как наука,

право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности – показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Структура нравственной культуры:

- культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к сложившейся ситуации);

-культура чувств (способность к сочувствию, сопереживанию),

-культура поведения (этикет).

Таким образом, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность переплавить их в глубокие прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: