Это упражнение поможет Вам отточить навыки работы с поэтическим текстом, вы научитесь выделять наиболее значимые элементы поэтики, объяснять их художественный смысл.
Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.
Страдалец, покорно несущий бремя своих мучений; дерзкий бунтарь; пассивный созерцатель; бесстрастный летописец; беспощадный судия; грозный раскатистый смех; едкая щелочь иронии; негодующий крик; лучезарная любовь, обращенная ко всему миру; нежное солнечное чувство; ненависть к пошлости; безжалостный смех
Выберите правильный ответ
1) Маяковский выбирает форму обращения в названии для того, чтобы
а) привлечь внимание всех людей
б) вступить в дружеский диалог с миром
в) создать интимную, проникновенно- лирическую интонацию
г) его голос услышали все, он обращается не к какому-то отдельному человеку, а ко всей человечьей массе
2. Образность первых двух стихов основывается на использовании
а) градации; б) синтаксического параллелизма; в) сравнения; г) метафоры.
3. Этот прием позволяет автору
а) ввести в смысловое пространство стихотворения образы природной гармонии
б) усилить поэтическое чувство
в) создать отталкивающий образ бесформенной и бездушной толпы
г) обозначить антитезу лирического героя и мерзкого «человеческого жира»
4. Какой прием позволяет интонационно отделить лирическое «я» от безликого «мы»
а) лексический повтор; б) противительный союз; в) указательное местоимение; г) контекстуальный синоним
5. Какой смысл имеет метафорический образ «стихов шкатулок»?
а) шкатулка – это маленький ящик, куда прячут дорогие, нужные вещи, и стихи - это драгоценности, красота которых толпе недоступна
б) этим образом поэт хочет показать, что прячет от толпы самое сокровенное в шкатулку своей души
в) толпа – это свора грабителей, которые жадно хватают дорогие жемчуга «бесценных слов»
г) этот образ передает авторскую иронию, обращенную против романтически-возвышенного понимания поэзии
6. Какой смысл имеют слова «мот и транжир» в этом стихотворении?
а) лирический герой предстает перед нами дерзким бунтарем;
б) лирический герой в противовес расчетливо-эгоистичной толпе готов щедро делиться сокровищами своей души.
в) лирическому герою не хочется «метать бисер перед свиньями», ему хочет сохранить неприкосновенными свои бесценные слова
г) лирическому герою ничего не жаль: ни людей, ни этот похабный мир, ни самого себя.
7. Звуковой повтор «у», «с» образует смысловой ряд, в которой входят слова
а) мужчина, у вас, щей, вот, раковин
б) у вас, в усах, капуста, густо, устрицей,
в) вы, где-то, недокушанных, смотрите, белила
г) в усах, недоеденных, женщина, густо
8. Какой пример является иллюстрацией анафоры?
а) вот вы, мужчина…
б) недокушанных, недоеденных
в) вот вы… вот вы…
г) щей – вещей
9. Какая цитата из стихотворения иллюстрирует суждение: «Представители «жирной» толпы из мира низкой обыденности, оттуда – где только едят, пьют, и копят»?
а) «толпа озвереет»
б) «вот вы, мужчина, у вас в усах капуста /где-то недокушанных, недоеденных щей»
в) «взгромоздитесь, грязные в галошах и без галош»
г) «я захохочу и радостно плюну, /плюну в лицом вам»
10. Какая пара слов наиболее ярко отражает противостояние лирического героя и толпы?
а) «бабочка» – «вошь»
б) «гунн» – «устрица»
в) «жир» – «женщина»
г) «калоши» – «без калош»
11. На использовании какого приема основывается образность выражения «стоглавая вошь»?
а) метафоры; б) гиперболы; в) сравнения; г) перифраза
12. Словосочетание «грубый гунн» обогащает поэтический контекст смысловыми комплексами, связанными с образом:
а) чужеземного варвара, который пришел уничтожить цивилизацию пошлости и бездуховности
б) шута, который безжалостно глумится над серым миром серых людей
в) преступника, для которого нет никаких нравственных преград
г) беспечного гуляки, для которого смысл жизни заключается в получении плотских удовольствий
13. В заключительной строфе отчетливо звучит
а) ненависть к толпе
б) жалость к маленькому человеку
в) холодное равнодушие к миру
г) вера в преобразующую силу слова
14. Какое высказывание противоречит смыслу стихотворения?
а) Человеку с живым сердцем трудно жить в мире сытой пошлости.
б) Лирический герой готов обрушить на заплывшую жиром свое негодование.
в) В стихотворении конфликт яркой независимой личности и толпы доведен до высшей точки.
г) Лирический герой в бесформенной толпе стремится увидеть хотя бы одно живое человеческое лицо.
15. В каком случае Маяковский использует новый принцип создания рифмы?
а) жир – транжир
б) сердца – тереться
в) щей – вещей
г) вот – мот
16. Почему Маяковский ставит тире после личного местоимения «Я» в первой и четвертой строфе?
а) этот знак стоит в соответствии с пунктуационными правилами русского языка.
б) с помощью тире ритмически выделяется личное местоимение
в) интонация стихов становится менее напряженной, стихи приобретают напевность.
г) мысль приобретает афористическую хлесткость