Тема: Стиль семейного воспитания




Класс Конспект факультативного занятия по семейному воспитанию

Урок № 18 Дата

Тема: Стиль семейного воспитания

Цель – ознакомить учащихся с существующими стилями воспитания и их влиянием на развитие ребенка.

Задачи:

· Рассмотреть понятие «Стиль воспитания»

· Ознакомить с четырьмя основными стилями воспитания.

 

 

Оборудование

Ход занятия.

1. Эвристическая беседа.

 

Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

 

1)отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

На выбор стиля влияют:

— Типы темпераментов родителей, их совместимость.

— Традиции семей, в которых воспитывались сами родители.

— Научно-педагогическая литература, которую читают родители.

— Уровень образования родителей.

 

2. Упражнение «Мой чемодан»

 

Ведущий. Уважаемые участники, представим себе ситуацию. Вы отправляетесь в поездку под названием «Воспитание здоровой личности» (Здоровая личность – физически, социально, психологически). Вы берете чемодан со всем необходимым. Ваша задача собрать этот чемодан, положив в него только те карточки, которые, по вашему мнению, помогут воспитать вам

«здорового» человека.

 

Карточки

 

ü Поощрение личной ответственности и самостоятельности

ü Силовые методы наказания

ü Жесткого направления ребенка по пути социальных достижений

ü Руководствоваться собственным примером

ü Строгий контроль своих положительных эмоциональных проявлений

ü Социальная пассивность(отсутствие своего досуга и общего)

ü Изменчивая безучастная среда


ü Последовательность в требованиях к воспитанию

ü Согласованность педагогических действий в семье

ü Понимание индивидуальности ребенка

ü Знание психо-физиологических особенностей возраста

ü Гибкость в отношениях

ü Контроль

ü Адекватность

ü В ущерб себе для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка

ü Разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей

ü Знать внутренний мир ребенка и чутко откликаться на его проблемы

ü Чрезмерный контроль

ü Предъявление слишком строгих нравственных требований

ü Запугивание

ü Подавление самостоятельности

ü Заботиться о том, чтобы ребенок не повторил Вашу судьбу

 

3. Эвристическая беседа. Стили воспитания.

 

А) Демократический стиль. Авторитетный, сотрудничество

 

Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

 

Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

 

Б) Гиперопека.

 

Это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

 

Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

 

В) Гипоопека. (попустительский стиль)


Ребенок должным образом не направляется, не знает заботы, запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

 

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отражения, дети чувствуют страх и неуверенность.

 

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может провести к вовлечению его в ассоциации группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

 

Г) Авторитарный.

 

Этот стиль воспитания предполагает жесткий родительский контроль над ребенком. Как правило, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, пытаются навязать детям жесткие правила поведения, а также наложить серьезные ограничения, с целью полного контроля за ребенком. Приверженцы авторитарного стиля считают, что дети не должны позволять себе демонстрировать негативные эмоции, например, плакать, поскольку, по их мнению, это является проявлением слабости.

 

Дети авторитарных родителей постоянно пребывают в состоянии борьбы, чтобы все время соответствовать высоким требованиям и ожиданиям родителей. Обычно это приводит к тому, что дети перестают ощущать родительскую любовь, ласку и заботу, что, в свою очередь разрушает связь между родителями и детьми.

 

Авторитарные родители зачастую не в состоянии объяснить своим детям причину введения строгих правил и ограничений. В результате, у ребенка возникают проблемы с чувством самостоятельности, способностью принимать решения и верой в свои силы.

 

Во более позднем возрасте, дети авторитарных родителей могут чувствовать себя одинокими, часто переживать состояния эмоционального стресса, у них могут возникать проблемы в обучении и сложности в общении со сверстниками.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: