ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Государственное образовательное учреждение




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Филиал в г. Калуге

Кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: Управление государственным внешним долгом

 

Выполнил: студент группы

ФО-307 очного отделения

Панамарчук Олег Валерьевич

Проверил:

Гагарина С.Н.

 

 

Калуга 2010


Содержание

 

Введение

. Теоретические основы управления государственным внешним долгом

Сущность государственного внешнего долга, его экономические и финансовые последствия

Сущность и методы управления государственным внешним долгом

Зарубежный опыт управления государственным внешним долгом

Выводы

. Анализ управления государственным внешним долгом Российской Федерации

Анализ динамики государственного внешнего долга за период с 1995 года по настоящее время

Анализ структуры государственного внешнего долга России

Анализ управления государственным внешним долгом Российской Федерации

Выводы

. Разработка мероприятий по совершенствованию управления государственным внешним долгом

. Основные направления повышения эффективности управления государственным внешним долгом

Выводы

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

 


Введение

 

Представленная работа посвящена теме управления государственным внешним долгом. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных достаточно сложных условиях мирового финансового кризиса, когда исполнение федерального бюджета множества стран прогнозируется с дефицитом, особую актуальность приобретает задача управления государственным внешним долгом. От эффективности ее решения напрямую зависят показатели макроэкономической стабильности и перспективы роста экономики страны. Возросшая нестабильность мировых финансовых и товарно-сырьевых рынков еще более усугубляет положение суверенных должников, существенно уменьшая их возможности обслуживания внешних обязательств. И в данной ситуации главным является определение общей стратегии на поиск оптимального решения. В связи с этим осознание фундаментальных истоков проблемы, ошибок, и изучение зарубежного опыта урегулирования подобных вопросов, представляется весьма актуальным и объективно необходимым для успешного разрешения данной проблемы.

Объектом исследования курсовой работы является государственный внешний долг Российской Федерации.

Предметом исследования выступают финансовые отношения, возникающие в процессе управления государственным внешним долгом России.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию механизма управления государственным внешним долгом Российской Федерации.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- изучение теоретических основ управления государственным внешним долгом;

- изучение зарубежного опыта управления государственным внешним долгом;

- осуществление анализа динамики и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации;

- определение направлений повышения эффективности управления государственным внешним долгом Российской Федерации.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам государственного долга и управления внешними долговыми обязательствами, таких как: Г.Б. Поляка, И.Д. Мацкуляка, М.В. Романовского, О.В. Врублевской, М.П. Афанасьева, В.К. Ломакина, Г.П. Рыбалко, Ф. Друди, Р. Барро.

Методологической основой исследования явились общенаучные методы и межнаучные методы: анализ и синтез, статистические методы.

Курсовая работа изложена на 40 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и содержит: 2 таблицы, 3 рисунка, 1 приложение.

 


1. Теоретические основы управления государственным внешним долгом

 

Сущность государственного внешнего долга, его экономические и финансовые последствия

 

С появлением государства возникли и его потребности, которые необходимо было финансировать, что способствовало появлению таких финансовых категорий, как государственные налоги, расходы, бюджет. Развитие государства привело к расширению его функций, росту потребностей. Это вызвало увеличение государственных расходов.

С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Государственный долг - это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов (правительственные займы).

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а так же долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний государственный долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, но оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внешний государственный долг - это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим. Он должен быть погашен в определенный срок и его погашение осуществляется свободно конвертируемой валютой.

Государственный внешний долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

- объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

- объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Величина государственного внешнего долга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего государственного долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли - это служит одним из факторов изменения общей величины этого долга.

Увеличение государственного внешнего долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Также он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. Поэтому государство должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях, тем более сейчас, в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Внешние заимствования приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги. Вместе с тем они могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата полученных ранее кредитов.

Последствия государственного внешнего долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного внешнего долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.

ü поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений).

ü отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики.

ü возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.

ü происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг.

ü происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Постоянное использование внешних займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного метода, вследствие этого нужно искать наиболее эффективные методы управления данной проблемой.

 

Сущность и методы управления государственным внешним долгом

 

Существование государственного внешнего долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным внешним долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного внешнего долга.

Целью управления государственным внешним долгом является нахождение оптимального состояния между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным внешним долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов России с помощью определенных методов. Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным внешним долгом:

сохранение объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне;

сокращение стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

Методы управления государственным внешним долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления. Они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления государственным внешним долгом: консолидация займов, реструктуризация, рефинансирование, конверсия займов, аннулирование. Управление государственным внешним долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

 

Рис. 1. Методы управления государственным внешним долгом

 

Из всего многообразия существующих методов управления государственным внешним долгом в Российской Федерации применяется метод конверсии. Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками.

конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;

Меры, направленные на поддержание платёжеспособности кредиторов в средней и долгосрочной перспективе, получили название пересмотра (реструктуризации) долга.

Реструктуризация государственного внешнего долга включает сочетание различных мер:

· перенос платежей, т. е. перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний период по сравнению с первоначально согласованным;

· сокращение долга - снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого списания (прощения) части долга, либо продажи его со скидкой на вторичном рынке, либо перевод (конверсия) в какие - либо национальные активы страны (ценные бумаги, акции должника); Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

· рекапитализация - обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов;

· взаимозачет, или обмен в национальной валюте одного долга на другой.

Данные операции направлены на достижение основной цели - восстановление кредитоспособности и платежеспособности развивающихся стран, укрепление позиций ТНК в странах - должниках. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением.

консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;

рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;

аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Страны с рыночной экономикой обычно не используют приведенные выше приемы управления государственным долгом (кроме конверсии), так как такие методы ведут к падению рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Применение таких методов наблюдается только в тяжелых финансово-бюджетных кризисах.

Обычно используются такие методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

 

1.3 Зарубежный опыт управления государственным внешним долгом

 

Управление государственным внешним долгом является одним из важных направлений финансовой политики любого государства. История многих стран служит иллюстрацией того, что неэффективность структуры государственного внешнего долга в плане сроков погашения, валют или процентных ставок и значительных, не обеспеченных резервами, условных обязательств были важными факторами зарождения или распространения экономических кризисов.

Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного внешнего долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства. Долг, выраженный в иностранной валюте, связан с особым риском, и чрезмерная зависимость от долга, выраженного в иностранной валюте, способна привести к давлению на обменный курс и/или напряженности в денежно-кредитной сфере в том случае, если инвесторы не пожелают рефинансировать задолженность правительства в иностранной валюте.

Кризисы на рынках долговых инструментов выявили значение надежных методов управления долгом и потребность в эффективно работающем и надежном рынке капитала. Хотя политика управления государственным внешним долгом не всегда была единственной или даже главной причиной возникновения этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей долговых обязательств правительства нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными макроэкономическими рамками рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических и финансовых потрясениях.

В современных условиях общей для многих стран причиной дефицитности бюджета и связанного с этим роста государственного внешнего долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что обуславливает необходимым изучения многообразного опыта управления государственным внешним долгом в западных странах.

Одним из подходов в управлении государственным долгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, обычно не вызывает опасений задолженность от 50 до 70 % ВВП.

Государственный долг в странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, находится в целом на уровне свыше 60 % ВВП. Например, в Финляндии он составляет около 56 %, во Франции - 58 %, Германии - 61 %, Испании - 69 %, в Италии - 122 %. При этом Италия обязалась вдвое снизить свой долг к 2016 году. В США государственный долг (деньги, которые должно федеральное правительство США <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A1%D0%A8%D0%90>) составляет в настоящее время немногим более 14 трлн. долларов, это более 90 % ВВП. Доля американского долга перед Россией составляет более 120 млрд. долларов. На 2011 в США прогнозируется государственный долг равный 15,673 трлн. долларов или 101,1 % ВВП. В условиях кризиса такие выплаты станут ощутимой нагрузкой для бюджета любой страны. Что касается соотношения между государственным внешним и внутренним долгом, то отдельные страны, в зависимости от обстоятельств, придерживаются различных подходов. К примеру в Новой Зеландии, государственный внешний долг был полностью погашен еще в 2000 году. Отказавшись от внешних заимствований, правительство стало крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. В ряде же других стран, наоборот, стремятся переместить госзаимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора и тем способствовать увеличению внутренних капиталовложений. Подобной позиции придерживается, в частности, Бразилия. Здесь при всех изменениях в финансовой политике и экономических реформах учитывается необходимость снижения государственного внутреннего долга.

В ряде стран, таких как Ирландия, Дания, Швеция, используются не совсем обычные, усложненные методы управления государственным внешним долгом, нацеленные на снижение затрат и риск в его обслуживании. Главная задача - это сокращение затрат на обслуживание государственного внешнего долга. Для оценки эффективности управления долгом используется теоретически сконструированная базовая модель долгового портфеля с подразделениями по видам валют, срокам погашения, структуре процентных ставок и относительно равномерным графиком долговых платежей. Стремление к аналогичным подходам в управлении государственным внешним долгом наблюдается также в Австрии, Аргентине, Бельгии, Италии, Колумбии и Португалии.

Отмечаются определенные успехи отдельных стран по совершенствованию системы обслуживания государственного внешнего долга путем его коммерциализации. Особое агентство по управлению долгом при казначействе с лицензией от министерства финансов ведет операции как бы с позиций инвестиционного банка, зарплата его сотрудников зависит от результатов деятельности по управлению долгом. Какая - то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое определенным образом управление нескольким независимым менеджерам, что позволяет министерству финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями собственных сотрудников. В целом использование новых подходов в управлении государственным внешним долгом считается более продуктивным, чем простое составление и исполнение обычных программ внешних заимствований.

Одним из новых моментов зарубежного опыта обслуживания государственного долга становится его увязка с приватизацией. Можно выделить два аспекта такой увязки:

Ø доходы от приватизации зачастую используются для снижения государственного долга;

Ø при проведении приватизации предусматривается выпуск государственных конвертируемых облигаций.

Из опыта стран с переходной экономикой представляет интерес организация и практика внешних заимствований в Китае, в особенности при использовании их для инвестиционных целей. Здесь внешние займы традиционно проводились десятью уполномоченными заемщиками, часть которых принадлежит центральному и местным правительствам. Используя свое имя и репутацию, уполномоченные заемщики привлекают на выгодных условиях инвалютные заемные ресурсы, которые затем передаются в кредит для отдельных корпораций и проектов. В основном внешние заимствования осуществлялись государственными учреждениями, с высокими кредитными рейтингами. В будущем основным заемщиком, как полагают, станет министерство финансов, которое уже смогло успешно разместить в США сверхдолгосрочные облигации со сроком погашения через 100 лет. Внешние заимствования для инвестиционных целей осуществляют также три государственных банка: Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк и Банк сельхоз развития. Государственный банк развития финансирует инфраструктуру и ключевые проекты, которые обычно направляются ему правительством, но он вправе отклонить их. Все акции банка принадлежат государству, и он подотчетен Госсовету. Хотя банк не производит заимствования под прямые гарантии правительства, у него высокий международный кредитный рейтинг.

Вместе с тем, как следует из опыта западных стран, все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внешний и внутренний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а так же сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего подхода к управлению государственным внешним и внутренним долгом, что также ускоряет процесс оперативного принятия необходимых решений.

 

Выводы

 

В условиях глобального финансово - экономического кризиса важным для многих стран мира является нахождение наиболее эффективных методов управления внешней задолженностью. Государственный долг разнороден, составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов.

Учитывая изложенное, наличие устойчивой и всеобъемлющей системы управления государственным внешним долгом, направленной на предотвращение возможных долговых и финансовых кризисов, изучение и применение зарубежного опыта урегулирования данного вопроса, является важным условием для экономического развития государства, обеспечения четкого исполнения федерального бюджета.

Таким образом, целью управления государственным внешним долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

 


2. Анализ управления государственным внешним долгом Российской Федерации

 

Анализ динамики государственного внешнего долга за период с 1995 года по настоящее время

внешний долг государственный конверсия

Совершенствование управления государственного внешнего долга (ГВД) России не представляется возможным без глубокого анализа его состояния. За период с 1995 года по 2010 год, величина государственного внешнего долга значительно изменилась.

 

Таблица 1 Анализ динамики государственного внешнего долга Российской Федерации за период с 1995 по 2010 гг.

год Объем долга, млрд. $ США Абсолютный прирост, млрд. $ США Абсолютное ускорение, млрд. $ США Темп роста, % Темп прироста, % Абс. знач. 1% прироста; млрд. $ США
    баз-й цепной   баз-й цепной баз-й цепной  
  119,9   - -   -   - -
  120,4 0,5 0,5 - 100,4 100,4 0,4 0,4 1,199
  125,1 5,2 4,7 4,2 104,3 103,9 4,3 3,9 1,204
  123,5 3,6 -1,6 -6,3   98,7   -1,2 1,251
  149,3 29,4 25,8 27,4 124,5 120,9 24,5 20,9 1,235
  148,4 28,5 -0,9 -26,7 123,7 99,4 23,7 -0,6 1,493
  139,3 19,4 -9,1 -8,2 116,1 93,8 16,1 -6,1 1,484
  129,3 9,4 -10 -0,9 107,8 92,8 7,8 -7,1 1,393
  122,1 2,2 -7,2 2,8 101,8 94,4 1,8 -5,5 1,293
  119,8 -0,1 -2,3 4,9 99,9 98,1 -0,08 -1,8 1,221
  114,1 -5,8 -5,7 -3,4 95,1 95,2 -4,8 -4,7 1,198
  76,5 -43,4 -37,6 -31,9 63,8   -36,2 -32,9 1,141
    -67,9 -24,5 13,1 43,3 67,9 -56,6 -32 0,765
  44,9 -75 -7,1 17,4 37,4 86,3 -62,5 -13,6 0,52
  40,6 -79,3 -4,3 2,8 33,8 90,4 -66,1 -9,5 0,449
  37,6 -82,2 -2,93 1,371 31,4 92,7 -68,5 -7,2 0,406

 


Рис. 2. Динамика государственного внешнего долга России за период с 1995 по 2010 гг.

 

В течение исследуемого периода с 1995 года по 2010 год, государственный внешний долг Российской Федерации уменьшился на 82,229 млрд. долларов США или на 68,58 %.

С 1995 года до 1999 года наблюдается тенденция увеличения объема государственного внешнего долга Российской Федерации, увеличение составило 29,4 млрд. долларов США или 24,52 %.

Среднегодовой темп роста государственного внешнего долга РФ в период с 1995 по 1999 гг. составил 105,6 %. Ежегодно долг в среднем увеличивался на 5,6 %, что в абсолютном выражении составляет 7,35 млрд. долларов США.

Вместе с тем в 1998 году величина государственного внешнего долга России по сравнению с 1997 годом снизилась на 1,6 млрд. долларов США или 1,27 %.

Значительное увеличение объема государственного внешнего долга Российской Федерации произошло в период с 1 января 1998 года по 1 января 1999 года, когда государственный внешний долг увеличился на 25,8 млрд. долларов США или на 20,89 %, а по сравнению с 1995 годом увеличение составило 29,4 млрд. долларов США или 24,52 %.

Это произошло в связи с экономическим кризисом 1998 года в Российской Федерации, также называемым «Дефолт». Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза - c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, обанкротились многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

С 1999 года по 2010 год наблюдается тенденция снижения объема государственного внешнего долга Российской Федерации.

Среднегодовой темп роста государственного внешнего долга РФ в период с 1999 по 2010 гг. составил 88,2 %. Среднегодовое снижение за исследуемый период составляет 11,8 %, что в абсолютном выражении составляет 10,14 млрд. долларов США.

Если на 1 января 1999 года объем государственного внешнего долга Российской Федерации составлял 149,3 млрд. долларов США, то уже на 1 января 2010 года его объем составил 37,671 млрд. долларов США. Следовательно, объем государственного внешнего долга России за исследуемый период с 1999 по 2010 год, снизился на 111,629 млрд. долларов США или 74,7%.

Значительное снижение государственного внешнего долга Российской Федерации произошло в период с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года, когда объем государственного внешнего долга России, снизился на 37,6 млрд. долларов США и составил 76,5 млрд. долларов США на 1 января 2006 года. По сравнению с 1995 годом снижение составило 43,4 млрд. долларов США или 36,2 %.

 

Анализ структуры государственного внешнего долга России

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

· Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

· Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

· Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· Государственным гарантиям Российской Федерации;

Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Рис. 3. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г.

 

По состоянию на 1 января 2010 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 74,3 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 11,02 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,07 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.

 

Таблица 2 Динамика структуры государственного внешнего долга России в 2000 г. и 2010 г. (на начало года, млрд. долларов США)

наименование задолженности    
  долг на начало года удельный вес в общем объеме долга (%) долг на начало года удельный вес в общем объеме долга (%)
Задолженность по кредитам правительств иностранных государств 60,8 40,98 4,1503 11, 02
задолженность странам - участницам Парижского клуба 42,8 28,84 0,9998 2,66
задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,7 2,5 1,8204 4,83
задолженность бывшим странам СЭВ 14,3 9,64 1,3301 3,53
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм   23,6 0,8305 2,2
задолженность кредиторам Лондонского клуба   19,55    
коммерческая задолженность   4,05 0,8305 2,2
Задолженность по кредитам международных финансовых организаций 19,4 13,07 3,7939 10,07
Государственные ценные бумаги 26,8 18,05 28,0149 74,3
еврооблигационные займы 15,7 10,55 26,24 69,6
задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 11,1 7,5 1,7753 4,7
Задолженность по кредитам Центрального банка Российской Федерации 6,4 4,3 0,8814 2,3
Государ


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: