Как и для чего создаются храмы?




Храмы- религиозные сооружения для верующих. Храм (от праслав. *chormъ > храмъ — «дом»[1]) — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер, обладали правом убежища. Православные храмы – культурные и духовные святыни нашего народа, они позволяют понять менталитет нашего народа, себя в этом мире, свое назначение в обществе. Священники так поясняют назначение храма для верующего человека.

Христианин, приходя в храм, можно сказать, таким образом, учится жить будущей вечной жизнью. Он учится там любить Бога и жить в любви с ближними. Если же человек не научился жить в любви с праведниками, то как же тогда он сможет жить в Царстве Божием?.. Попади человек раздражительный, обидчивый, заносчивый в рай, он сразу же превратить его в ад, расстроит всю гармонию.

Поэтому христиане ходят в храм не только для того, чтобы испросить помощи у Бога, но в первую очередь прикоснуться к миру духовному и подготовиться к жизни вечной, напитать свою душу вечностю.

Если человек думает, что ему еще рано готовиться к жизни вечной, выйду на пенсию, мол, тогда и буду готовиться. То он глубоко ошибается, потому что, во-первых, жизнь в любви к Богу и ближнему – это искусство из искусств, которому необходимо учиться годами. В старости же такое искусство может оказаться уже и не под силу. А во-вторых, не приобретя навыков искусства жизни в молодости, до старости можно просто не дожить, жизнь сурова и ошибок не прощает. Как же человек учится жизни в храме? Через стремление подражать жизни святым, изображенным на иконах, уподобление им, а потом и через любовь и к ближнему, с кем тебе придется войти в жизнь вечную.

Священник Петр Машковцев, настоятель Феодоровского храма.

 


2. Строительство храма святой Блаженной Ксении Петербургской началось 12 сентября 1997 года. В начале строительных работ архитектурно храм никак не был заявлен - внешний вид здания спроецировали только тогда, когда заложили нулевой фундамент. 7 июня 1998 года на Троицу здесь совершили первую Божественную литургию. Уже тогда стало ясно, что собор, который был лишь в проекте, нарекут Свято-Троицким. Храм, устроительству которого покровительствовала сама Ксения Блаженная, создан руками прихожан. Это теплый, уютный дом молитвы, близкий сердцу каждого приходящего сюда человека. Второй престол церкви Святой Блаженной Ксении Петербургской освящен в честь святителя Игнатия, митрополита Мариупольского. Здесь хранятся частицы его мощей. Главную икону - образ Ксении Блаженной храму подарили прихожане, написана она монахами Ионинского монастыря в Киеве и доставлена сюда из паломнической поездки. Рядом с храмом Ксении возведен каменный собор в честь Пресвятой Троицы

Ксе́ния Петербу́ргская (настоящее имя Ксе́ния Григо́рьевна Петро́ва; между 1719/1730 — не позднее 1806, Санкт-Петербург) — православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге. Канонизирована в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви.

 

Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым. Жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфиевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа, никогда с тех пор не носила женской одежды, юбок и платка, не покрывала им головы в храме, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла.

Дом Ксении и Андрея Петровых находился в начале Лахтинской улицы, вблизи Большого проспекта Петроградской стороны[2][3]. Став на путь юродства, Ксения откликалась только на имя своего мужа, и местные жители назвали улицу, где находился их дом, «улицей Андрея Петрова» (название Лахтинская улица получила в 1877 году). На иконах Ксения изображается в юбке с платком на плечах и платком на голове, опираясь левой рукой на клюку. На заднем плане изображаются Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной на Смоленском православном кладбище. Одета Ксения Петербургская, как правило, в красную юбку и зелёную кофту, либо наоборот, так как по легенде носила военную форму тех времен, оставшуюся от мужа.


3.

Святогорская Свято-Успенская Лавра – часть мирового культурного наследия. Свято́-Успе́нская Святого́рская ла́вра — православный монастырь Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры. До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры

Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 годумонастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. К монастырю относилась также Гороховатская Богородичная пустынь. Впоследствии восстановлен и во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным землевладельцем.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет. Земли оставались в роду Потёмкиных

В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры[ источник не указан 1005 дней ]. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьей в селе Борки был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя. Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор). Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (сейчас архимандрит Серафим) и четверо молодых послушников из Донецка.

Свято-Успенская Святогорская лавра является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России

IV.Подведение итогов

Какое значение имеют религиозные святыни для народа Донетчины?

V.Домашнее задание: прочитать конспект, знать даты и понятия. Подготовить интересное сообщение о храмах Донецка, Донбасса. Подготовится к игре по истории

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: