Задание по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Для студентов групп 1ТЭО-21,1ТОРА-21 на 10.11.2021г.
Выполнить до 15.11.2021г.
Адрес обратной связи для студентов
Электронная почта преподавателя: taniazinich@mail.ru
Страница ВК: Татьяна Зинич (https://vk.com/id617853409)
Задание:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.
2. Составить конспект по данной лекции (записать в рабочую тетрадь).
3. Устно ответить на вопросы для самоконтроля.
4. Внимательно изучите примеры составления линейных программ.
5. Составить программу на языке программирования Паскаль (см. Контрольные вопросы и задания в конце лекции)
6. Тексты программ можно написать вручную, сфотографировать и выслать мне на электронную почту или ВКонтакт. Другой способ – набрать текст программы в редакторе Word и выслать мне созданный документ Word
(на электронную почту или ВКонтакт).
Лекция №
Тема: «Создание линейных программ на языке программирования Паскаль»
Цель: Научится составлять простейшие линейные программы на языке Паскаль.
План.
I. Структура программы на языке Паскаль
II. Операторы присваивания, ввода и вывода
III. Примеры создания линейных программ
I. Структура программы на языке Паскаль
В программе, написанной на языке Паскаль, можно выделить 3 части:
1) заголовок программы;
2) раздел описаний;
3) раздел операторов
Общая структура программы на языке Паскаль
Program <имя программы>; {заголовок программы}
Label <раздел описания меток>;
Const < раздел описания констант>;
Type < раздел описания типов>;
Var <раздел описания переменных>; раздел описаний
Procedure <описание процедуры>;
Function <описание функции>;
Begin
<оператор1>;
<оператор2>;
∙ раздел операторов
∙
<оператор n >
End.
Команды в языках программирования принято называть операторами. Оператор представляет собой описание каких-либо действий над константами и переменными.
Линейной называется программа, в которой операторы выполняются последовательно один за другим.
II. Операторы присваивания, ввода и вывода
Практически все программы содержат операторы присваивания, операторы ввода и операторы вывода.
Оператор присваивания
Цель любой программы – получить результаты и присвоить эти результаты каким-либо переменным. Поэтому без оператора присваивания любая программа не имела бы смысла.
Оператор присваивания служит для вычисления значения выражения и присваивания его переменной.
Формат оператора:
<Имя переменной>:=<выражение>;
Примеры: A:=5; Z:=X+Y;
Y:=5+cos(x);
B:=2*X+3*Sqr(X); {SQR – это функция возведения в квадрат, т.е. эта запись соответствует математической записи: B:=2x+3x2 }
Работа оператора присваивания: вычисляется значение выражения, записанного справа, а затем переменной присваивается это значение.
Пример:
A:=5; B:=7;
Y:=A+B; Z:=A*B;
В результате выполнения этого фрагмента программы переменные Y и Z получат соответствующие значения: Y=12 (т.к. А+В =5+7 =12); Z=35 (т.к. А*В=5*7=35).
Кроме операторов присваивания, любая программа, даже самая простая, обычно содержит операторы ввода исходных данных и операторы вывода результатов. Часто ввод исходных данных выполняется с клавиатуры, а вывод результатов осуществляется на экран.
Оператор ввода
Ввод информации осуществляется при помощи операторов
Read (список ввода);
Readln (список ввода);
Например, Read (А, В);
Readln (Х, Y);
При выполнении оператора Read ЭВМ переходит в режим ожидания до тех пор, пока пользователь не введет значения. Введенные значения будут присваиваться по очереди переменным, указанным в списке ввода.
Readln отличается от Read тем, что после ввода значений осуществляется переход к началу новой строки.
Оператор вывода
Для вывода информации используются операторы
Write (список вывода);
Writeln (список вывода)
Например, Write (‘Привет!’);
Write (A,B,С);
Writeln (‘Ответ:’, Y);
Оператор Write выполняет вывод на экран значений констант и переменных, указанных в списке вывода.
Оператор Writeln после вывода всех значений, указанных в списке вывода, выполняет переход на новую строку.
При использовании операторов Write, Writeln можно указывать, сколько знаков следует отвести под выводимое значение.
Например, Write (A:4) – при выводе для значения переменной А отводится 4 знака.
При выводе вещественных чисел можно указать общее число знаков, отводимое под значение, и число знаков, отводимое под дробную часть числа. Например,
Write (A:5:2); - при выводе под значение переменной А отводится 5 знаков, из них 2 знака – под дробную часть числа.
III. Примеры создания линейных программ
Задача 1. Составить программу вычисления среднего арифметического двух величин а, в.
Блок- схема алгоритма