Вопрос: Личность и способности. Роль лидера в организационном поведении




Вопрос: дать определение понятиям индивид, группа, организация, формальная и неформальная группа

1. Индивид

1) это человек как единичное природное существо, представитель своего биологического вида Homo Sapiens; продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

2. Группа – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков; таковыми являются цели, общие интересы, устремления, функции или опасения, позволяющие как самим участникам, так и другим рассматривать подобное объединение в качестве коллективного образования или группы.

3. Организация – это:

- от фр. Organization, organizer – устраивать, создавать, объединить, сплотить; упорядочивать.

- строение чего-либо, определённая структура, «каркас». Результат и основа управленческой деятельности.

- социальный институт или совокупность людей, групп, объединённых для решения какой-либо задачи.

- деятельность по налаживанию, упорядочиванию, оптимизации работы других.

- оценка качества, результатов эффективности.

Организацию (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) определяют как: 1) разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов и правил; 2) внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно автономных частей системы, обусловленную ее строением; 3) одну из общих функций управления, совокупность процессов и (или) действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (структурными элементами системы).

4. Формальная группа – это социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.

В формальных группах социальные отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами внешней среды и культуры.

5. Неформальная группа – это:

- социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.

- группа людей, психологически объединенных друг с другом на основе каких-либо личных интересов, но не принадлежащих как группа к какой-либо реально существующей социальной организации.

Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп. Их интересы могут иметь как профессиональную, так и внепрофессиональную направленность (например, различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании и др.).

вопрос: Личность и способности. Роль лидера в организационном поведении

Личностные способности – это набор особенностей психики индивидуума, который оказывает влияние на возможность приобретения определенного ряда навыков.
Теплов разделял С. и задатки С. — врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития С. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что С., измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки — свойства н. с.

Существует 2 варианта классификации С.: 1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные). Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С. характеризуются, во-первых, тем, что они в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории; во-вторых, тем, что они «задействованы» в широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Специальные С. не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования (см. Тесты способностей, Тесты специальных способностей).

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.
Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно индивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются признаком всеобщности.

 

Способности тесно связаны с другими качествами личности. Талантливость человека в значительной степени зависит от уровня развития его психических процессов (восприятий, памяти, мышления, речи, воображения, внимания), а также от многих психических свойств (интересов, склонностей).
Для развития отдельных способностей решающую роль играет высокий уровень соответствующих познавательных процессов. Так, для музыканта большое значение имеют слуховые, для художника — зрительные восприятия. Очень сильное развитие большинства процессов и свойств личности обусловливает общую всестороннюю одаренность человека.
Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества.

Лидер – член группы, за которым признается право принимать решения в значимых ситуациях. Лидер непременно авторитетен, он вызывает симпатию и поддержку товарищей по работе. Лидер выдвигается стихийно, вне зависимости от должностного положения. Им может быть руководитель, но может быть и рядовой член коллектива, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение людей. Личное общение лидера с ближайшим окружением сплачивает и направляет деятельность персонала. В организации может быть один или несколько лидеров. Профессионально-ситуационный характер отношений между лидерами влияет на групповую сплоченность.

Лидерство – способность оказывать влияние на группу для достижения определенных целей. Источник этого влияния может быть формальным, если лидер занимает в организации должность высокого ранга, а может быть и неформальным. Лидеры не всегда являются менеджерами, а менеджеры не всегда способны быть лидерами. Неформальное лидерство возникает вне официальной организационной структуры и может быть даже более важным, чем формальное руководство. Лидерство может возникать стихийно внутри группы или вследствие официального назначения на руководящий пост.

 

Для объяснения природы лидерства в специальной литературе существуют три основных подхода. Первый подход предполагает поиск универсальных черт личности лидера. Второй подход пытается раскрыть особенности поведения лидера. Третий подход оперирует понятием случайности, конструируя различные модели, чтобы восполнить недостатки первых двух теорий новыми эмпирическими исследованиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: