Урок 99. С. А. Клычков «Весна в лесу»




Урок 99. С. А. Клычков «Весна в лесу»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с поэзией начала – середины XX века; работать над развитием у детей воображения, наблюдательности, мышления, красивой, грамотной речи; развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение; воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству писателей
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением С. А. Клычков «Весна в лесу»; научатся: называть особенности жанра лирических произведений, представлять картины, описываемые в произведении, читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), осознанно читать текст художественного произведения «про себя» Метапредметные: Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать свое высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников. Коммуникативные: строить речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использова-нию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие эпитеты вы выписали из стихотворения? – Какие нашли сравнения? – Какие олицетворения использовал автор? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Рассказывают наизусть понравившийся им отрывок из стихотворения Б. Л. Пастернака «Золотая осень», объясняя свой выбор, затем несколько человек выразительно читают все стихотворение. – Эпитеты: сказочный чертог, след янтарный, древний уголок, позолота небывалая. – Сравнения: липы обруч золотой – как венец на новобрачной; в желтых кленах флигеля, словно в золоченых рамах. – Олицетворения: лик березы под фатой, бушует лист, перелистывает стужа Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте слова А. Толстого и предположите тему сегодняшнего урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Клычкова Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Читают эпиграф: «Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит, и поет» (А. Толстой) Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. – Сергей Антонович Клычков – сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Он учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета. В конце 1910 г. выпускает первый стихотворный сборник «Песни». Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе, а именно в романе «Сахарный немец». В 1930-е годы подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 году арестован как член «Трудовой крестьянской партии» (несуществующая организация), приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии С. Клычкова, его портрет. Задают вопросы о творчестве поэта Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Проводит беседу по вопросам: – Какие чувства и какое настроение вызывает у вас весна? – Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной? – А вот вряд ли кто из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем три весны. – Начало всей весны – это Весна Света. – Посмотрите на картину и опишите Весну Света. Солнце нестерпимо яркое, чистое, красивы тени на снегу: то синие от неба, то желто-коричневые от земли. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко-голубое, почти синего цвета. Теперь светлого времени будет больше и больше. Настоящий праздник Света. – Дальше начинается Весна Bоды. – А как вы думаете, третья весна как называется? – Ребята, как можно определить Весну Зелени? – Да, весна всегда приносит легкое, воздушное настроение, яркие краски. Но бывает, что весна не радует. – Прочитайте поговорку «На чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена». Как вы ее понимаете? – Итак, мы узнали, что весна бывает разная, а вот какая весна у Сергея Антоновича Клычкова вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение. Учитель читает стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу». – Вот как рассказывает поэт о приходе весны в лес. – Каким настроением наполнено стихотворение? – Какими перед вами предстали обитатели леса? – Прочитайте о каждом из них. – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Почему? – Как относится поэт к весеннему лесу? Работают с толковым словарем. Рудый – рыжий. Яр – 1 – крутой берег, обрыв; 2 – глубокий заросший овраг (обл.). Истома – чувство приятной расслабленности. Клохчут – (клохтать, то же, что и квохтать) о самках некоторых птиц: издавать короткие, прерывисто повторяющиеся звуки. Сои – возможно, имеются в виду сойки – пестрые лесные птицы. Свирелка (свирель) – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника. Утренник – начало дня. Груда – большая куча чего-нибудь. Дрема – полусон, состояние, при котором хочется спать. Никнуть – опускаться, пригибаться. Бор – хвойный лес. Странник (устар.)– человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.   Прослушивают текст, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.   – Веселье, бодрое, пробуждение, восхищение, радость, потому что пробуждается природа. – Поэт с восхищением, любовью относится к весеннему лесу, он радуется пробуждению весеннего леса, он хочет уйти в лес, побыть подольше среди просыпающейся природы Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Найдите действующих лиц, персонажей. О ком и о чем пишет автор?   – Почему так много действующих лиц?   – Прочитайте первую строфу. О чем эти строки? – Найдите слова, которые зовут нас в лес? – Почему автор приглашает нас рано (в утренник)? – Прочитайте вторую строфу. Кого встречаем в лесу? – Почему зайцы собираются грудой? – Какие звуки леса мы слышим? – Какой ствол выбирает дятел? – Прочитайте третью строфу. Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки. – А это кто так громко стучит в лесу? Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну. – Дятла называют «лесным санитаром». Почему? – Прочитайте четвертую строфу. – Почему автор хочет уйти в бор?   – Сои – кто это? – Глухари кружатся, как вы себе это представляете? Они, наверное, тоже рады весне. – А какие птицы прилетают к нам весной? Какую пользу приносят? – Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению? Какие цветовые оттенки будете использовать при рисовании своей картины? –Прочитайте последнее четверостишие. О каком чудном страннике «с золотыми кудрями» говорит поэт? – В каком темпе надо прочитать последнюю часть? – Расскажите. Какой вы себе представляете Весну?     – В учебнике на странице 117 рассмотрите картину Н. П. Крымова «К весне». Что и как изобразил на ней художник? – Сравните эти два произведения. Что можете сказать? – Каким настроением пронизаны эти произведения? Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Чтобы лучше рассказать о весне в лесу, об изменениях в природе. – Автор зовет нас в лес. – Слова «тепло», «мягкий мох». – Чтобы больше успеть увидеть. – В лесу встречаем зайца и дятла.   – Здесь место сухое. – Мы слышим капель, звук дятла. – Дятел выбирает рыжий ствол. – Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен. – Он хочет наблюдать за пробуждением весны.   – Ему хочется увидеть, что происходит в весеннем лесу, понаблюдать за его обитателями. – Сои – птицы сойки, они клохчут, как курицы.     – Весной прилетают грачи, журавли, скворцы, жаворонки, ласточки. – Можно нарисовать лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву…   – Так поэт описывает образ Весны.   – Читать надо в умеренном темпе. – Весна – это красивая молодая девушка. Волосы у нее золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный зеленый сарафан. Желтая блузка расшита в красивые весенние цветы, на голове у нее венок из подснежников. На руке – волшебный посох. Где коснется он, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные. – Весна – это красивая маленькая девочка. У нее кудрявые короткие волосы, голубые, как небо глаза. На ней пышное пестрое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет. Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются. – Весна – это младенец, появившийся на свет. У него слезы, как весенние ручейки, смех звонкий, как весенние капели. Все живое радуется его появлению… – Картина Н. П. Крымова «К весне» поражает чистотой и свежестью самых первых, еще несмелых солнечных лучей. Этот слепящий свет дарит невероятно радостное, бодрое настроение, он пронзает полотно и буквально захлестывает все сущее, вовлекая в бурную весеннюю волну и дома, и деревья Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
VI. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу». По желанию выучить стихотворение, сделать рисунки Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Какие мысли, чувства пробудил в вас сегодняшний урок? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: