Погребальный обряд и материальная культура позднесарматской культуры.




Позднесарматская культура является финальным этапом существования ираноязычных племен на территории южнорусских степей с середины II в. до конца IV в. н. э. В период становления позднесарматской культуры во второй половине II в. н. э. в отдельных районах ее распространения наблюдается длительное сохранение среднесарматских черт в погребальном обряде кочевников

Позднесарматские курганы встречаются в группах вместе с более древними курганами, принадлежащих культурам эпохи бронзы, савромато-сарматам, наиболее поздние - тюркоязычным племенам средневековья.

Северная ориентировка погребенных - одна из определяющих черт погребального обряда позднесарматских племен, она приходит на смену южной ориентировке, господствовавшей в раннее и среднесарматское время. Наиболее распространенным положением погребенных в позднесарматское время, как и в предшествующее, является положение на спине с вытянутыми руками и ногами. Эта поза составляет 50% всех позднесарматских погребений с выявленным положением. Довольно часто в сарматских погребениях встречается положение, когда одна или обе руки находятся на тазовых костях.

Иногда погребенным подгибали правую или левую ногу, в результате чего получалась, так называемая, «атакующая» поза. В тридцати двух случаях у погребенных были подогнуты обе ноги, раскинутые коленями в разные стороны, так называемая поза «всадник», или в одну сторону. Первоначально, вероятно, в том и другом случае подогнутые ноги ставились коленями вверх.

В погребальном обряде поздних сарматов Нижнего Поволжья довольно редко использовались гробовища. Чаще в позднесарматских погребениях использовались различные подстилки. В качестве подстилок применялись, вероятно, войлок и кожа, которые в большинстве своем не сохранились, чаще дно выстилалось досками, корой, прутьями или камышом.

С давних пор у сарматов с определенными религиозными представлениями связана посыпка дна могил мелом или наличие в них кусков мела, иногда обработанных в форме вытянутых пирамидок.

У поздних сарматов также продолжает встречаться меловая посыпка в погребениях преимущественно до середины III в. Наиболее распространен этот обычай в Заволжье.

Кроме кусков мела, довольно часто в позднесарматских погребениях находят куски серы, охры, отщепы кремня. Несколько раз были найдены плиты песчаника круглой формы 20-25 см диаметром. Наличие этих предметов в сарматских погребениях отражает различные магические представления сарматов, известные по этнографическим примерам у ряда теперешних народов.

Часто, преимущественно в женских погребениях, встречаются речные раковины. Возможно, они были принадлежностью женского туалета. В погребальном обряде сарматов важную роль играл культ огня. В позднесарматское время, хотя и в меньшей мере, отмечены случаи использования огня во время погребения. В одиннадцати случаях обнаружено разведение костра под насыпью, на уровне погребенной почвы. Иногда в этих кострищах встречается битая посуда, обожженные кости животных, по всей вероятности, остатки тризны по умершему. Углем посыпали дно ямы и перекрытие. После обвала перекрытия угли попадали в засыпь ямы. В отдельных случаях на дне ямы встречались кучки угля и золы, насыпанные у черепа погребенного.

С представлениями о потустороннем мире связано наличие в сарматских могилах напутственной пищи и вещей. Кости животных довольно часто встречаются в позднесарматских погребениях, среди которых первое место занимают кости овцы, второе - кости лошади, затем кости крупного рогатого скота. Однажды встречены кости козы и зайца, трижды отмечены находки костей осетровых рыб.

Обычно в позднесарматскую могилу клали переднюю ногу овцы с лопаткой прямо на дно ямы или в миску. Этот обычай установился еще со времени прохоровской культуры, вытеснивший обычай савроматов класть в яму обезглавленные туши баранов или части туши лошади. В насыпях позднесарматских курганов и могильной засыпи встречаются кости овцы.

Погребальный инвентарь позднесарматских погребений довольно разнообразен. Наряду с уже встречавшимися в более раннее время категориями вещей, появляются новые, изменяются детали формы. Среди прочих вещей в позднесарматских погребениях первое место занимает глиняная посуда, которая делится на две большие группы: лепную и изготовленную на гончарном круге (преимущественно кувшины и миски). Преобладает лепная посуда, Глиняная посуда служила для хранения пищи. В подбойных и прямоугольно-удлиненных ямах они стоят обычно в ногах или головах погребенных.

Так же как и ранее в позднесарматских погребениях продолжают встречаться курильницы, только новой четырехугольной формы. Чаще они встречаются в женских погребениях.

В позднесарматское время помимо ряда вещей, которые одинаково встречаются как в мужских, так и в женских погребениях, есть предметы, которые находят только или преимущественно в погребениях одного пола. Для женских погребений характерны украшения и предметы туалета: зеркала, серьги, бусы. Бусы, правда, встречаются и в мужских погребениях, но их назначение здесь другое. Они обычно крупнее и служили для украшения ручек мечей, ножен, конской упряжи. В женских погребениях из бус составлялись ожерелья и браслеты, ими обшивалась одежда и обувь.

Из орудий труда только в женских погребениях встречаются пряслица, иногда по нескольку штук. В позднесарматское время преимущественно в женские погребения часто клали ножницы. По этим находкам можно судить о занятиях женщины.

Для мужских погребений наиболее характерны предметы вооружения: мечи, накладки луков, стрелы. Несколько раз оружие находили и в женских погребениях, но таких находок не много. Обычай класть оружие в женские погребения у сарматов постепенно отмирает.

Меч и кинжалы - довольно частая находка в позднесарматское время, стрелы по сравнению с предшествующим временем встречаются редко. Причем исчезает обычай класть в яму колчан со стрелами, его заменяют один или несколько наконечников стрел. Хотя сам лук в позднесарматских погребениях находят чаще, чем в более ранних. Возможно, это связано с новой формой сложного лука с костяными накладками, которые всегда сохраняются. Обычны в мужских погребениях находки оселков, служивших для заточки оружия, а также предметы конской упряжи.

Только в мужских погребениях и всегда с вооружением находят деревянные чаши полусферической формы. Вероятно, они были необходимой принадлежностью воина. Эта старая традиция была известна еще с савроматского времени.

Часто встречающиеся в погребениях того и другого пола вещи обычно связаны с представлениями о заупокойной пище: посуда, железные ножички, часто лежащие вместе с костями животных.

Новой распространенной категорией погребального реквизита поздних сарматов стали фибулы.

Детских погребений позднесарматского времени известно немного. Среди прочих вещей в них наиболее часто встречаются бараньи альчики. Существует несколько предположений об их назначении. Считают, что они использовались для игры или служили амулетами-оберегами.

В позднесарматское время в Нижнем Поволжье можно выделить ряд погребений, которые отличаются богатством могильного инвентаря В них обычно находят по нескольку сосудов, изготовленных на гончарном круге, и другие предметы, иногда золотые вещи. В то время как в других они отсутствуют вообще, или находится, например, один горшок. Однако следует отметить, что имущественная дифференциация у поздних сарматов, судя по погребальному инвентарю, не так ярко выражена как, например, у скифов или на предшествующих этапах сарматской культуры.

Использованная литература:

Синицын И.В. Памятники Нижнего Поволжья скифо-сарматского времени.

Скрипкин А.С. Нижнее Поволжье в первые века нашей эры.

Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: