Миссионерский дневник (21 - 29 июля 2017 г.)




Исторический факультет начал готовиться к традиционной миссионерской поездке ещё задолго до её фактического начала: между преподавателями и студентами были распределены обязанности, приступили к которым также всем заблаговременно, подготовлен концертный репертуар, проверена комплектация всех необходимых материалов, а также будущие участники поездки были разделены группы под руководством отца Андрея и отца Филиппа. Первая из них отправлялась в село Копки, а вторая в село Халды, находящиеся в Удмуртской Республике. Так незаметно приблизился день нашего отъезда.

21 июля. В праздник Казанской иконы Божией Матери все участники миссии, у которых была такая возможность, встретились в Николо-Кузнецком храме на Божественной литургии, которую служили отец Олег Давыденков и руководители наших групп, после чего был совершён молебен о путешествующих.

Сбор был объявлен в 15.30 на Ярославском вокзале, т.е. за час до отправления, что, впрочем, было не зря, в связи с некоторыми непредвиденными трудностями: кто-то задерживался из-за того что боковой вход в вокзал был закрыт и проходить надо было через главный вход, когда же началась посадка, выяснилось, что, так как электронные билеты были распечатаны, проводникам необходимо было предоставить бумажный вариант. Все с нетерпением дожидались Елену Николаевну, но все благополучно разрешилось. Всё успелось вовремя, и наши многочисленные коробки нашли свои места.

Поездка была плодотворной – в купе регентов были устроены небольшие спевки, кто-то доделывал заготовки к занятиям, и веселой - велись беседы на самые разные темы, устраивались игры. А вечером по давней традиции все желающие вместе тихонько совместно прочитали вечернее правило.

22 июля. Начиная с 5 утра, вагон, большую часть которого составляли миссионерствующие историки ПСТГУ, стал пробуждаться. Приближалось время прибытия в Глазов, где поезд делал остановку всего на 2 минуты. Попавшие в миссию в первый раз и не имеющие подобного опыта недоумевали: как же успеют выйти 27 человек с рюкзаками, да ещё и вытащить все наши многочисленные сумки и коробки? Высказывалось даже предположение, что мы будем выходить через соседние вагоны, но двери тамбура были закрыты. И вот остановка.… И мы уложились в 6 минут!

На перроне нас встречал отец Артемий Прозоров – благочинный Селтинского района. Мы сели в автобус и поехали в храм Преображения Господня. Приложившись к святыням, наши группы вновь отправились в путь. Правда, спустя 10-15 минут поездки раздался возглас Виталия: «Стойте, я оставил ноутбук и проектор в трапезной!». Совместно надиктовав номер о. Филиппа, который, как и все наши священнослужители ехал на машине о. Артемия мы заручились тем, что техника вернётся к нам. Зелёные просторы проносились за окном, а в автобусе слышались восклицания вроде: «Так, обсуждаем катехизацию взрослых!». А потом пришёл черед песен, как для наших будущих выступлений, так и просто любимых среди студентов.

В Селтах о. Артемий служит в храме святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, там он нам провёл небольшую ознакомительную экскурсию. Мы попили чай с листьями смородины и стали ждать транспортные средства, должные довезти нас до мест нашей миссии. Поскольку их приезд затягивался, мы среди прочего успели немного побеседовать с о. Артемием, который рассказал, что в Глазовской епархии существует проблема, связанная с большим количеством сект.

Когда за нами приехали, мы расстались со второй группой и, поскольку нас ждало интересное, но важное и сложное дело, требующее душевных и физических сил, этого друг другу и пожелали напоследок. Так, спустя некоторое время и 35 км. мы и оказались в Халдах.

В селе мы прибыли к нашему месту обитанию в миссии – школе. Двухэтажное здание, в котором учится всего пару десятков ребят, раскрыло нам свои двери. Были выбраны классы, где мы будем жить, в которые позднее мы заходили разве что для сна, и быстро разложены вещи. Как оказалось осведомлённые о нашем приезде местные жители с нетерпением нас ждали и приготовили для нас вкусный обед, из продуктов со своих хозяйств, а также удмуртское национальное блюдом – перепечи. После трапезы отец Филипп стал задавать гостеприимным хозяевам вопросы, уточняя время совершения богослужения, ведь в деревнях и сёлах многое зависит от хозяйственных работ, что подчеркнул и ответ на вопрос где найти местных жителей – «в полях и огородах». Сами они, говоря о сельчанах, сказали, что люди будут ходить и на богослужения и креститься, кто-то уже сразу просил записать в очередь на освящение домов, однако заметили: «о нашем селе говорят, что Халды – безбожники, атеистов много у нас». В итоге, решено было служить литургию в 8.30, а вечерню в 18.00.

После трапез началась распаковка вещей, были найдены спортивные маты для сна, несколько человек отправились в молельный дом, располагающийся в здании бывшей колхозной конторы, для совершения вечернего богослужения, обе наши Иры под руководством Елены, отвечающей за трапезу, отправились готовить ужин. А оставшиеся 6 человек получили задание подписать объявления, большие расклеить и маленькие раздать, сообщающие, что до пятницы будут совершаться богослужения, в школе занятия с детьми, а в клубе вечером встречи с подростками и взрослыми. Для этого мы разделились на 2 команды: я, Варвара, Татьяна и Ольга, Лидия, Виталий, и отправились по принципу: одни налево, другие направо. Улиц в деревне мало, но они были достаточно длинные, самым главным было повесить объявления на стратегически важных местах – на досках объявлений, остановке, около магазинов и клуба. При беседе с местными жителями обязательно подчёркивалось, что мы действуем по благословению Патриарха, поскольку иначе люди могли подумать, что мы из какой-то секты. Мы получали совершенно разную реакцию на наше появление от безразличия до большого интереса, когда нам задавали различные уточняющие вопросы. Кто-то, как 87-летняя Серафима Ивановна, которая нас выслушала, но отказалась от возможности сходить в церковь, сказав: «Зачем мне священник? Это раньше надо было, а теперь уже и незачем». И никакие наши аргументы не смогли её переубедить… А возвращаясь назад, мы видели, как из соседних домов шли навстречу друг другу люди, обсуждая наш приезд.

Приближалось время ужина, на котором мы узнали, что уже впервый день, на службу пришло 15 человек - взрослых и детей. А после еды вся наша компания сыграла в игру «Снежный ком» в некотором изменении – нужно было называть свою любимую музыку. Потом мы получили листочки с именами своих тайных друзей, ещё одной игры, в которую на истфаке оказывается любят играть ещё и в миссии, после чего отец Филипп сказал небольшое заключительное слово о первом дне и мы собрались на втором этаже для вечерней молитвы. Помолившись, участники хора провели небольшую спевку, так приблизилось время отбоя - 11 часов.

23 июля. Утром я дежурила на завтраке вместе с Татьяной, начиная с 8 утра мы «кашеварили». На службе было примерно столько же человек, что и вечером, и около 12 причастников. Была достаточно продолжительная исповедь и хотя все думали, что вернутся к 10.00 - времени завтрака, все подошли около 11 часов, когда у нас уже начиналась регистрация на Крещение. Поэтому я, Таня и подошедшая Варя, ответственные за это действие, быстро поели и поспешили к храму, где собралось уже достаточно много местных жителей. Мы начали: Варвара записывала данные о крещаемых, я объясняла что необходимо для таинства, а Татьяна и присоединившиеся к нам Александр и Павел проводили беседы. Всего в этот день крестилось 8 человек, среди них была семья - мать и четверо детей. Чин оглашения был в молельном доме, а само Крещение состоялось на пруду, где наши юноши нашли удобный спуск и лодку. Самые маленькие плакали, а ребята постарше храбро погружались с головой. Было непривычно взглянуть на крещение с практической стороны, будучи не участником, а помощником, подавая в нужные моменты крестики, полотенце, воду, объясняя крещаемым что-то, но при этом ощущая благоговейный трепет перед этим таинством, вводящим людей в лоно Православной церкви.

Когда мы вернулись, то оказалось, что Ира Каргинова получила свой первый опыт в должности медсестры – Александр повредил ногу осколком. А Ира Корелина и Екатерина впервые украшали икону равноапостольной княгини Ольги к вечерней службе под руководством Павла Юрьевича. Насобирав цветов, они принесли их в храм, но, как оказалось, стебли были слишком короткие и они завяли по дороге. Поэтому Катя сходила за цветами ещё раз, а Ира начала работу из того что было, и в итоге они удачно завершили начатое и получили первый опыт украшения иконы полевыми цветами, порадовав всем нам взор.

В школе нас проведал отец Артемий, по его замечанию на службе в Селтах прихожан и причастников было в 2 раза меньше. После обеда была проведена спевка, на которой мы договорились об участии отца Артемия, получившего профессиональное музыкальное образование, в одном из наших концертов, и смогли насладиться его пением.

Вечером был совершён водосвятный молебен, на котором было 3 – 4 человека, А когда он закончился, оставалось некоторое время до начала вечерни, и Ксения Сергеевна поспешила за недостающими нотами. И вот богослужение началось, нашего регента все ещё нет. И я, Ира Каргинова, Павел Юрьевич и Александр, который, несмотря на полученную травму, доблестно исполнял свой долг, начинаем петь самостоятельно…. Когда Ксения Сергеевна пришла, у всех, кажется, промелькнула вздох облегчения: «Наконец–то!».

Поужинав, мы поспешили в клуб, где нашего первого концерта ожидало уже около 50 человек. К сожалению, произошли технические трудности и ролик об университете не получилось показать, так что после вступительного слова отца Филиппа об университете, началось наше выступление, волнительное, перед, казалось бы, небольшой аудиторией, с особым восторгом принявшую всем знакомую, но от того не менее любимую «Катюшу».

По окончанию концерта большая часть ребят, несмотря на накрапывающий дождик, отправились купаться на пруд, на который многие ходили в свободное время утром или вечером, ведь вода была тёплая как парное молоко и само место весьма живописное. А кто-то «ничтоже сумняшеся» мыл голову над раковиной с помощью тазика с тёплой водой. А в коридоре, как оказалось, что-то случилось со светом и с этого дня и до нашего отъезда мы читали вечернее правило при свечах.

24 июля. На Литургию пришло 28 человек, из которых 22 причастника. После богослужения батюшка поздравил с именинами участницу нашей группы Ольгу Шимко и с днём рождения встретившего нас и помогавшего на протяжении всей миссии Сергея Помосова, большую семью которого мы успели всем сердцем полюбить. Так одним из пожеланий ему было, чтобы его дети возрастали в послушании, радуя своих родителей, а все молившиеся в этот день в храме спели «Многая лета». Были вручены свидетельства о крещении и подарки: иконы и книги - всем крестившимся в предыдущий день. А на завтраке от всей группы Оле был подарен пакет с сладостями.

Позавтракав, мы поспешили на регистрацию, крестился, также на пруду, мужчина – Евгений. Только в этот раз отец Филипп совершал таинство с мостика, который проседал когда на него кто-либо вставал. А Миропомазание было в храме, так как дул холодноватый ветер.

Были заведены 2 листочка для записи на освящение домов и на отпевание, где быстро стали появляться имена местных жителей. На обеде мы играли в ещё одну игру, любимую в миссии - «Кто едет на Север», правило которой угадать по какому принципу кто-то едет на Север, а кто-то нет. И ещё одной традицией, как оказалось, является съедение большого арбуза. После чего у кого-то было свободное время, у ответственных за православную школу были занятия с детьми, некоторые отправились в баню, которую нам любезно предоставили местные жители, где Арсений был главным по растопке, а Павел Юрьевич с Ириной Корелиной и Варварой пошли проведать и пообщаться с Серафимой Ивановной. Катя же умудрилась простыть, и коллективно было решено никуда её не пускать и отправить отсыпаться.

На вечернюю службу стабильно ходит около 15 человек. А мне выпала очередь готовить вместе с Таней ужин, на котором нас ждала очень занимательная беседа о конце девяностых и начале двухтысячных, когда появилось большое количество сект, о поездках Иерусалиме и Пасхальных богослужениях в Кувуклии и о многом другом.

Павел Юрьевич, Татьяна, Виталий и Александр отправились на встречу с взрослыми, правда основным контингентом были в основном подростки. После ролика об университете общение началось с того, почему наши студенты выбрали именно православный ВУЗ. Хотя первое время местная молодёжь и не проявляла большой активности, стесняясь, но постепенно стали поступать различные вопросы от таких как «Почему к Богу много вопросов, но мало ответов?» и о загробной жизни до бытовых тем – об отношении к социальным сетям, к различной музыке и т.п. Ребята отвечали каждый по разному, а общее… общее было в этом по настоящему важном свидетельствовании их веры.

25 июля. Поскольку Татьяна начала знакомство с удмуртским языком, то утро началось с раздающихся по всей школе приветствий: «Чеч бур» и «Чеч буреч!».

На Литургию пришло около 20 человек. На запричастной паузе Павел Юрьевич побеседовал с местными жителями о значении Причастия для православного христианина, о духовной жизни, проводя аналогию между телесной и духовной чистотой, и о соборности церкви. А на проповеди батюшка немного рассказав о событиях, вспоминаемых в этот день – об иконе Божией Матери «Троеручица», исцелении прп. Иоанна Дамаскина и памяти святых варягов мучеников Феодора и Иоанна, поговорил и о заблуждениях язычества, что, безусловно, было важно услышать местным жителям, ведь в селе достаточно неоязычников.

После завтрака мы с Татьяной отправились в храм, но никого не встретив, решили немного подождать. Вскоре к нам присоединился Павел Юрьевич, и пока я читала пусть и знакомые по содержащейся информации, но очень интересные тексты, подготовленные ребятами для бесед, Павел и Татьяна, как опытные студенты, не упустили возможности поспать. В итоге к нам никто так и не пришёл.

Когда об этом было сообщено отцу Филиппу, то он, ввиду и того, что к нам пришла живущая рядом с нами бабушка (баба Маша, как мы узнали, ближе с ней познакомившись) просить об отпевании её сына, принял решение отправиться на кладбище. Я отправилась спрашивать у работников школы телефон, чтобы связаться с Сергеем, которой хотел, чтобы отслужили панихиду на могилках у его родственников, поскольку наши московские сим-карты в Халдах почти совсем не работали, и только после долгих поисков удачного места на некоторых телефонах появлялась связь. А к батюшке тем временем пришёл пьяный мужчина (горе, что многие мужчины в селе, даже имеющие большие семьи, например 5 детей, очень сильно выпивают), который хотел, чтобы ему освятили дом. Отец Филипп объяснил, что приходить надо в трезвом состоянии, однако это не помешало тому сопровождать нас до кладбища. Итак, дождавшись Сергея, отец Филипп, отец Николай, Ксения Сергеевна, Павел Юрьевич и я отправились на кладбище, которое находилось совсем рядом, в 10 минутах ходьбы, где и были совершены требы. Пока мы шли, Сергей рассказал о настоящем бедствии, настигшем это место – борщевике, как он отметил: «По нашим грехам…».

Как оказалось ранее деревья были вырублены для последующей продажи, но в итоге проданы так и не были, а на кладбище выросли большие заросли борщевика, который очень быстро распространяется, с большим трудом уничтожается, может вырасти до 3 метров в высоту и способен вызвать ожоги до III степени тяжести.

В школе нас уже ждал обед, после которого была продолжена игра «Кто едет на Север», в которой опытные игроки, умудрялись всё больше и больше путать незнающих единственного и главного правила. В самом разгаре был и «Тайный друг», многие уже получили подарки, зачастую с интересными записками, иногда связанными с какими-то событиями, успевшими случиться в миссии, иногда с какими-то фактами, известными о человеке, и пытались отгадать своего анонима.

Была проведена спевка. А после вечерней службы было решено отправиться на встречу с молодёжью. Присутствовало чуть меньше человек, чем вчера, но, благодаря тому, что к нашим ребятам привыкли и успели проникнуться симпатией, общение выстраивалось более свободно. Арсений, Виталий и Александр создали мужской хор нашей группы и замечательно исполнили, некоторые песни, особенно «Коня». Были показаны ролики, выполненные в жанре песочной анимации, на разные темы: о свободе, о слове, от которых отталкивались наши выступающие в своих размышлениях. А подростки передавали записки, на которые с интересом ждали ответ: «Для Вас свобода это?», «У вас есть вредные привычки?», «Вы пьёте?» «Вы можете любить?», «Почему время не вернуть назад?». На все эти вопросы ребята отвечали каждый по-разному. Записка «Сколько Богу и Иисусу лет?» показывало, что в православной вере для наших слушателей нуждается в пояснении. На записку «Откуда появился мат?» будущие историки выдвинули несколько теорий. Естественно, вопрос «Что такое любовь?» вызвал единый ответ – жертвенность. Был и записка, согревшая сердце и вызвавшая немного грустную улыбку на наших лицах: «Вы к нам ещё приедете?»… Ближе к концу в зал зашёл парень, как позже оказалось, сын директора школы и тюремный психолог, сейчас проходящий практику, который задал вопрос, сначала вызвавший у ребят некоторое затруднение: «Бывает ли ложь во благо?» Он был связан с тяжёлой ситуацией, произошедшей на практике Алексея с одним из заключённых... А после встречи, по его просьбе, некоторые из ребят с ним поговорили в беседке.

26 июля. С каждым днём всё радостней слышать, как на Литургии всё дружнее «единым сердцем» поют «Отче наш» и «Верую» местные жители, число которых каждый день почти одинаково, около 30, причащается же примерно половина. Всем желающим мы раздаём различную литературу. Особенной популярностью пользуются Детские Библии, книги по подготовке к Святому Причащению, многие люди просят крестики, взамен потерянных.

Сегодня крестили 3 детей, погода была пасмурная, и чтобы они не заболели, таинство в храме в надувном бассейне. Татьяна интересуется у местных жителей удмуртскими словами и составляет небольшой словарик самых главных слов, например «Тау» - спасибо, «Нянь» - хлеб, «Ческыт» - вкусно, «Бадчым» - большое, а «Ожыт» - мало.

После обеда, за которым нас уже по обыкновению ждала очень интересная беседа, прошла спевка к завтрашнему концерту и репетиция танцев. После чего я получила опыт общения с местной администрацией, так как только там был принтер, чтобы распечатать синодик с именами крещённых в миссии для отца Филиппа.

А вечером мы с Ирой Корелиной готовили ужин. Местные жители каждый день приносят нам продукты со своего хозяйства: молоко, яйца, масло, сотовый мёд, рыбу и многое другое, так что мы уже боимся, что не успеем всё это съесть до конца. Ира рассказала мне о своей встрече с одной бабушкой, которая каждый день утром и вечером ходит к нам на службу из соседней деревни, для неё это стало осознанием значимости нашей миссии. Ведь действительно в этом году не было столько крещаемых, сколько бывало в прошлые года, но то, что наши богослужения так нужны этим людям, каждый день приходящим, приезжающим, откладывающим свои дела, ради возможности такого «общего дела»… Вот для чего мы сюда ехали!

Ужин задерживался, поскольку у отца Филиппа было очень много исповедников. Отец Николай весьма красочно рассказывал нам о тех местах, где он успел побывать. Вечерняя встреча не имела прошлого успеха, так как в клубе был устроен квест для подростков, и пришло лишь несколько женщин, которые спрашивали о практически значимых вещах – об освящение домов и т.п., и Алексей, который, как и в прошлый раз, остался побеседовать.

Маленькой деталью, благодаря которой мы чувствовали себя по вечерам какдома, хотя и так все это время казалось, что мы являемся частью большой и дружной семьи, было то, что перед сном Ксения Сергеевна пела нам колыбельные, из своих любимых народных и духовных песен.

27 июля. Настоящей драгоценностью и для местных жителей и для нас была возможность ежедневного Причащения Святых Христовых Таин. Крестился в этот день юноша по имени Савелий, имя это впрочем, вызвало у нас некоторые затруднения, поскольку в святцах был указан мученик Савел, и только после уточняющего звонка отца Филиппа выяснилось, что это первое производное от второго. А пока мы ожидали батюшку, беседующего с крещаемым и его матерью, Павел Юрьевич, для которого эта миссия стала восьмой, рассказывал нам о самых разных событиях, трудностях и радостях, которые случались за все эти поездки.… Как он и Оля заметили, эта миссия отличалась достаточно быстро течением и неким спокойствием. Внимающие первокурсники смели только надеяться, что когда-то смогут приблизиться к столь богатому опыту миссионерских поездок.

Пообедав, отец Филипп, отец Николай и Павел Юрьевич отправились освящать дома сельчан. Варя с Катей вновь сходили навестить Серафиму Ивановну. Нужно отметить, что мои записи весьма скудны в описании занятий с детьми. Но в те нечастые моменты, когда мне удавалось их увидеть… Счастливые улыбки, полные энтузиазмом голоса… Ребята пели, устраивали театр, слушали о днях творения, о праздниках, о таинствах, делали самые разные поделки, рисовали, а потом довольные дети в несколько заходов носили всё это родителям.

К нам приехал отец Артемий с детьми, так что была устроена финальная спевка, причём наши песни были женского, мужского и смешанного хора, «Эх дороги» отец Артемий исполнял один, а в «Легенде» мы пели вместе, но он солировал. Как оказалось до нашей второй группы он доехать не смог из-за погодных условий.

Вечернее богослужение отличалось особой торжественностью, и потому что это была последняя всенощная в миссии, и потому что этот день престольный праздник в Лиховом переулке и именины нашего дорогого отца ректора. После быстрого ужина мы поспешили на наш прощальный концерт в Халдах, где нас ждало, кажется, более 70 зрителей. Видео об университете, песни, танцы, выступление детей, с которыми занимались наши ребята и заключительное слово, которое сказала Надежда, о том, как все мы благодарны за гостеприимство, а вслед нам летели продолжительные аплодисменты…

28 июля. Богослужение отличалось большой торжественностью. Это подчёркивалось ещё и тем, что ектеньи вместе с нами хор детей на протяжении этих дней, занимавшихся с Арсением, Надеждой и Александром. На Литургии причастились почти все, кто присутствовал в храме. Отец Филипп сказал в проповеди о том, что для нас важна в этот день связь между просветителем Руси, развеявшего мрак язычества, и духовным просвещением, исполняемым в нашей миссии. От лица местных жителей с нами попрощался Сергей, и мы чувствовали с каким теплом и искренностью он говорил. Мы услышали и столь важные для нас слова о взаимном поминовении в молитве, что и является цементом Вселенской церкви. А напоследок, каждому из нас была подарено по банке вкусного мёда. Мы сделали общую фотографию и обменялись контактами с местными жителями, со своей стороны договорившись прислать фотографии, а с их делиться новостями.

Стоя у ограды, мы беседовали с Сергеем и его женой о надежде и планах на то, что этот молельный дом будет преобразован в церковь, что вновь воссияют в этом селе, как и раньше, купола храма во имя преподобного Сергия Радонежского. И начало уже положено! В течении всей этой недели мы видели основу церковной общины села Халды, которую только местные жители могут и дальше продолжать укреплять. С Божией помощью, пусть и не вскоре, но появится священник и будут регуляно совершаться богослужения…

После завтрака, по просьбе отца Филиппа, нам была проведена экскурсия по школьному музею. Там хранятся выпускные альбомы выпускников, предметы ускользающего деревенского быта, исследовательские работы по истории села, и информация о самых выдающихся уроженцах Халдов, например, одной из них была Заслуженная свинарка СССР и т.п. Сделав подарки сотрудникам приютившей нас школы, мы завершили сборы, в последний раз прошли по нашему жилищу, расселись по машинам и поехали в Селты. Сергею же наши юноши, на протяжении поездки, устроили небольшой концерт. В селе нас уже ждала вторая группа, с которыми начался взаимообмен подробностями поездки. Я, Татьяна и Арсений до приезда нашего автобуса беседовали с Сергеем, а после ещё раз тепло попрощались.

И вот мы едем в Глазов. Нас ждала трапеза с епископом Глазовским и Игринским Виктором. Он рассказал о некоторых деталях своей биографии и пожелал нам всегда стремиться к самообразованию. Он передал грамоту для отца Владимира, а каждому из нас вручил по иконе священномученика Виктора, епископа Глазовского. Отец Артемий же подарил нам по пакетику собственноручно сделанного ладана. И снова в путь!

Дорогу мы провели, доигрывая в «Кто едет на Север», «Мафию» и другие игры, а во время одной из остановок мы узнали кто чьим был тайным другом. А многие подарки, как оказалось, приходили от действительно «тайных» друзей, как это было, например, с Павлом Юрьевичем.

Казалось бы только недавно мы ехали в поезде, мало представляя, что нас ждёт впереди, и вот мы уже едем обратно, обмениваясь впечатлениями, и оставляя за собой эту маленькую жизнь…

29 июля. Вновь мы в Москве, на Ярославском вокзале, только теперь прощаясь до нового учебного года с людьми, за этот короткий срок – неделю, ставшими по-настоящему родными, с радостью в сердце, что именно так нам довелось прожить эти ни с чем не сравнимые дни!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: