Речевая характеристика Максима Максимыча




Особенности речи помогают лучше понять личность персонажа, объяснить многие его поступки. Так, в романе «Герой нашего времени» штабс-капитан Максим Максимыч предстаёт прямодушным, скромным, простым человеком, и во многом эти качества можно определить по его манере речи.

Будучи малообразованным человеком, Максим Максимыч выражает свои мысли просто, безыскусно. Его речь проста по словарному составу и синтаксическим конструкциям, но при этом отличается эмоциональностью благодаря обилию вводных и восклицательных предложений: «Славная была девочка, эта Бэла!..», «Да так-с! Ужасные бестии эти азиаты! Вы думаете, они помогают, что кричат? А черт их разберет, что они кричат?», «…вот мы и вышли перед фрунт навеселе, да уж и досталось нам, как Алексей Петрович узнал: не дай господи, как он рассердился!»

Максим Максимыч, всю жизнь посвятивший военному делу, часто использует слова и обороты, характерные для военных: «Так-с точно…», «Девки и молодые ребята становятся в две шеренги». Иногда в его речи встречаются ругательства и грубые слова («косматый дьявол», «рожа у него была самая разбойничья»), а также просторечные обороты («животики надорвёшь от смеха», «наделал он (Печорин) мне хлопот, не тем будь помянут»).

Долгая жизнь на Кавказе наложила свой отпечаток на речь Максима Максимыча, который, сам того не замечая, часто использует местные слова и выражения: «бешмет», «гяур», «духанщина», «кунак». Кроме того, он хорошо владеет местным языком, благодаря чему может свободно общаться с горцами.

Биография

Максим Максимыч — 50-летний русский офицер в чине штабс-капитана, он родом из простой семьи. Собственной семьи у героя нет: в молодости ему некогда было искать невесту, а спустя время решил, что жениться ему уже слишком поздно.

На Кавказ Максим Максимыч попал в молодые годы в звании подпоручика — первом офицерском чине в Российской императорской армии. За годы службы не раз участвовал в сражениях против горцев. Благодаря проявленной доблести и отваге он смог сделать небольшую военную карьеру, поднявшись на два чина вверх и получив звание штабс-капитана. На момент повествования Максим Максимыч числился в Третьем линейном батальоне — воинской части, расположенной на линии границы России с Кавказом.

Максим Максимыч долгое время провёл на Кавказе и за это время успел выучить язык горцев, а также нравы и обычаи местных жителей. Постоянная угроза смертельной опасности научила штабс-капитана всегда быть начеку, проявлять выдержку и сохранять ясность ума в трудные минуты.

Знакомство с Печориным произошло в тот момент, когда Максим Максимы заведовал крепостью, расположенной за Тереком. Штабс-капитан стал невольным свидетелем трагической любви Бэлы к молодому офицеру. После смерти красавицы-черкешенки судьба вновь сводит Максима Максимыча с Печориным, но эта встреча оставила неприятный осадок в душе штабс-капитана.

Образ Максима Максимыча

В образе Максима Максимыча М.Ю. Лермонтов воплотил типичного представителя офицерского гарнизонного корпуса русской армии, несшего опасную службу на Кавказе. Лучшие годы своей жизни Максим Максимыч посвятил Отечеству, так и не успев создать собственную семью.

Жизнь вдали от светского общества, среди диких и жестоких горцев наложила свой отпечаток на характер Максима Максимыча. Это несколько грубоватый, простой в общении человек, отвыкший от деликатного обхождения. Он не способен понять сложный характер Печорина и его душевные поиски, поскольку принимает всё происходящее таким, как оно есть, ничего не приукрашивая и не усложняя.

Максим Максимыч — на редкость общительный, дружелюбный человек. Выучив местный язык, он свободно общается с жителями гор, которые уважают его за личные качества. Среди кунаков (товарищей) Максима Максимыча и местный князь, и опасный головорез Казбич.

Душевная открытость, доброта, способность к сопереживанию являются отличительными чертами Максима Максимыча. Он эмоционален, не способен скрывать свои чувства, по-детски обидчив. Это настоящий друг, верный и преданный, который никогда не оставит в беде.

· В романе «Герой нашего времени» Максим Максимыч является связующим звеном между Печориным и рассказчиком. Именно он первым дал характеристику Григорию Александровичу, а затем передал его дневники рассказчику.

· У Максима Максимыча нет реального прототипа. Это собирательный образ так называемого «русского кавказца» — простого русского воина, принимавшего участие в военных действиях на Кавказе в начале XIX века.

· Между событиями «Бэлы» и встречей Максима Максимыча с Печориным на глазах у рассказчика в главе «Максим Максимыч» проходит пять лет.

· Укрепление Каменный Брод, в котором Максим Максимыч простоял с ротой 10 лет, существовало на самом деле. Оно располагалось на реке Аксай, на самой границе с Чечней — неподалеку от тех мест, где Лермонтов находился во время своей первой ссылки на Кавказ.

· Многие исследователи полагают, что «героем нашего времени» является не сложный и противоречивый Печорин, страдающий от непонимания внешнего мира, а простой, открытый и добрый Максим Максимыч — соль земли, олицетворение русского народа.

Бэла

Биография

Бэла — дочь черкесского князя, юная княжна, возраст которой на момент повествования не превышает 16 лет. У Бэлы есть старшая сестра и младший брат Азамат, мать, по всей вероятности, умерла.

Девушка получает воспитание, соответствующее её национальности и высокому социальному статусу. Она не приучена к тяжёлому и грязному труду, но умеет всё, что входит в обязанности княжеской дочери: прекрасно вышивает, красиво поёт и танцует. Образование Бэла не получает, поскольку в те времена воспитание восточных женщин сводилось к подготовке к замужеству, чтобы девушка могла быть хорошей женой — любящей, заботливой, способной украсить жизнь своего супруга.

На свадьбе старшей сестры Бэла знакомится с русским офицером Печориным, который поражает её воображение. В свою очередь, Печорин, ослеплённый красотой юной горянки, похищает её и делает заложницей в неприступной крепости.

Воспитанная в строгих мусульманских традициях, Бэла не сразу отвечает взаимностью Печорину, однако спустя время со всем пылом юного сердца влюбляется в него. Счастье влюблённых длится всего несколько месяцев. Печорин постепенно начинает охладевать к восточной красавице, в её компании он откровенно скучает.

Воспользовавшись подходящим случаем, Бэлу похищает горец Казбич, который был давно в неё влюблен. Скрываясь от погони, он наносит девушке смертельную рану, и она умирает мучительной смертью.

Образ Бэлы

Михаил Лермонтов вводит образ юной красавицы Бэлы во многом в качестве противовеса главному герою, Печорину. Это абсолютно искренняя, прямодушная, открытая девушка, способная любить сильно и страстно. Любви к Печорину она отдаёт всю себя, не задумываясь о возможных последствиях. Именно в отношениях с главным героем наиболее полно раскрывается характер Бэлы, все грани её личности.

Выросшая среди гор и воспитанная в большой строгости, Бэла имеет чёткие представления о чести. Это независимая и свободолюбивая девушка, которой проще умереть, чем смириться с позором. Став невольной пленницей Печорина, Бэла демонстрирует свой сильный, волевой характер. Она не поддаётся искушениям в виде дорогих подарков и деликатному обращению. Лишь когда Печорин создаёт ей видимость свободы, Бэла отвечает офицеру взаимностью.

Любовь к Печорину становится для прекрасной черкешенки одновременно самым большим счастьем и тяжёлым испытанием в жизни. Полюбив Григория всем сердцем, она тяжело переживает его холодность и равнодушие. Девушке трудно принять тот факт, что она оказалась лишь очередной игрушкой в руках опытного ловеласа.

Бэла проживает яркую, но очень короткую жизнь. Трагический уход становится для девушки настоящим спасением: обладая высокими моральными качествами, пылким сердцем и чистой душой, Бэла не смогла бы пережить предательство Печорина, его равнодушие.

Фактов о Бэле

· Несмотря на тот факт, что Бэла была княжной и принадлежала богатому и знатному роду, она была необразованной, невежественной девушкой, которая, кроме красоты, ничего не могла предложить светскому интеллектуалу Печорину. Их отношения изначально были обречены.

· В основу рассказа о Бэле легла реальная история, которая произошла с родственником Лермонтова, Акимом Хастатовым. Мужчина выкрал татарку Бэлу и привез её в родовое имение, где она жила некоторое время.

· По мнению литературных критиков, художественный образ красавицы Бэлы был списан Лермонтовым с молодой супруги его сослуживца, Г. И. Нечволодова. Семья графа Нечволодова проживала в Грузии, и однажды в их доме появилась маленькая девочка-черкешенка, похищенная казаками. Нечволодовы удочерили её, дав при крещении имя Екатерина. Девушка отличалась удивительной красотой, и спустя время овдовевший граф Нечволодов женился на ней.

· В романе указано, что Бэла по национальности была черкешенкой. Однако в XIX веке все многонациональное население Кавказа обозначалось русскими терминами «татары», «черкесы», «осетины». Исследователям так и не удалось установить истинную национальность княжны Бэлы.

· После публикации романа «Герой нашего времени» имя Бэла стало одним из самых распространенных женским имен на Кавказе.

Грушницкий

Биография

Грушницкий — молодой военнослужащий, чей возраст на момент повествования не превышает 21 года. Родом из небогатого дворянского семейства, чьё имение расположено где-то в глубинке России. Получил прекрасное воспитание и образование, традиционное для русского дворянства первой половины XIX века.

Пребывая в плену романтических фантазий, Грушницкий в звании юнкера отправился на Кавказ, где в одном из сражений получил ранение в ногу. Для восстановления здоровья отправился на воды в Пятигорск, где повстречал своего товарища по службе, Печорина.

Грушницкий, будучи натурой страстной и импульсивной, влюбился в красавицу-княжну Мери. Печорин, преследовавший свои личные цели, стал ухаживать за княжной, чем спровоцировал конфликт с Грушницким. Горячий юнкер, на днях получивший офицерские эполеты, не смог вынести такого унижения. Он принялся распускать грязные слухи о княжне и Печорине, за что был вызван на дуэль.

Грушницкий согласился на подлое предложение сослуживца оставить без патрона пистолет противника, однако об этом стало известно Печорину. Оскорблённый Печорин не простил подобного коварства старому приятелю и застрелил его на дуэли.

Образ Грушницкого

Грушницкий — натура романтическая, страстная, склонная к драматизации. Очень любит находиться в центре внимания, демонстрируя при этом не подлинную свою натуру, а маску героя пошлого романа.

Отличительная черта Грушницкого — фразёрство. Он любит говорить длинными, красивыми, пышными фразами, за которыми, по сути, ничего стоит. Внешний лоск он ценит куда больше содержимого и в общении буквально погружает собеседника в пучину своих витиеватых речей.

Грушницкий полностью зациклен на собственной персоне и потому плохо разбирается в людях, психологии человеческих взаимоотношений. Он становится лёгкой жертвой манипуляций Печорина, так как отличается болезненным самолюбием и тщеславием. Глупый, самодовольный Грушницкий не замечает ни иронии, ни презрения со стороны Печорина, однако моментально реагирует на известие о его романе с княжной.

В этот момент в Грушницкий демонстрирует тёмные стороны своей души. Он самым подлым образом распространяет слухи о княжне, а затем соглашается оставить пистолет Печорина незаряженным во время дуэли. И даже в самую решительную, судьбоносную минуту самолюбие не позволяет Грушницкому признать свою вину и раскаяться, что влечёт за собой трагическую гибель.

Биография

Мери Лиговская — юная девушка, чей возраст на момент повествования не превышает 17–18 лет. Она принадлежит к высшей московской знати и вращается исключительно среди аристократов. Будучи единственным ребёнком княгини Лиговской, Мери является богатой, завидной невестой.

Юная княжна получила лучшее воспитание. Она имеет прекрасные манеры, её отличает безукоризненный утончённый вкус в одежде. Мери воспитана так, чтобы блистать в свете: она прекрасно поёт, играет на фортепиано, вальсирует, способна поддержать разговор на любую тему. Кроме того, девушка очень умна и образованна. Она в совершенстве владеет иностранными языками, французским и английским, знает алгебру.

Мери с матерью приезжают в Пятигорск, чтобы поправить здоровье на модном курорте. Московская княжна быстро становится королевой «водяного общества», привлекая к себе внимание красотой, утончёнными манерами, столичным лоском.

В Пятигорске происходит знакомство Мери с харизматичным Григорием Александровичем Печориным. Скучающий офицер, привыкший играть чувствами других людей, решает позлить дерзкого юнкера Грушницкого, влюблённого в Мери. Кроме того, роман с красивой княжной становится прекрасной ширмой для его любовной связи с Верой.

Неискушённая девушка влюбляется в Печорина, который в итоге разрывает связь с ней. Так Мери получает первый жестокий жизненный урок.

Образ Мери

Княжна Мери — представительница московской элиты, юная и прекрасная аристократка, которая с рождения вращается исключительно в высшем обществе. Она весьма самодовольна, и к тому есть явные предпосылки: красивое лицо, стройная фигура, умение преподнести себя в самом выгодном свете. Кроме того, Мери — умная и образованная девушка, благодаря чему уверенно себя чувствует в любом обществе.

Высокое положение, богатство, великосветское воспитание не испортили юную княжну. Будучи единственным ребёнком, она несколько избалованна, но душа её чиста и невинна. В душе Мери есть и доброта, и милосердие, и сострадание. Она способна на романтические порывы и сильные поступки.

Пожалуй, единственным серьёзным недостатком Мери является отсутствие жизненного опыта. В силу своего юного возраста, она не способна разбираться в людях, в её характере нет твёрдости и цельности, благодаря чему она с лёгкостью попадает в сети, расставленные Печориным. Однако Мери обладает такими неоспоримыми достоинствами, в её характере заложен столь мощный фундамент, что можно смело сказать, что с возрастом она будет сильной, интересной, самодостаточной личностью.

Вера

Биография

Вера — молодая привлекательная женщина. Дважды замужем. В первом браке у Веры родился сын, но о судьбе мужа ничего неизвестно — скорее всего, он скончался. Чтобы обеспечить сыну стабильное будущее и подобающее место в обществе, Вера вновь вышла замуж.

Её вторым мужем оказался человек очень знатный, состоятельный, но при этом старый и больной. Этот союз изначально стал своего рода сделкой, в которой Вера отдала себя, свою молодость и красоту взамен на благополучие единственного сына.

Ещё будучи в первом браке Вера, встретила сильную, страстную и, по сути, единственную любовь всей своей жизни — Григория Александровича Печорина. Эта встреча оказалась судьбоносной, оставившей глубокий след в сердцах и душах Веры и Печорина.

Вторая встреча состоялась спустя несколько лет в Пятигорске, куда Вера приехала уже со вторым своим супругом на лечение. К тому времени женщина уже страдала тяжёлой болезнью, которая медленно, но верно подтачивала её жизненные силы.

Как и в первый раз, Вера не смогла противостоять силе своего чувства к Печорину. Об этой связи стало известно её супругу, и в страшном гневе он поспешил увезти молодую жену подальше от соблазна. Вера лишь успела написать прощальное письмо Печорину, в котором признавалась ему в вечной любви.

Образ Веры

В образе Веры М. Ю. Лермонтов заключил все те качества, которые сам высоко ценил в женщинах: женственность, мягкость, жертвенность, мудрость, способность к всепрощению. Наиболее полно героиня раскрывается в своей любви к Печорину.

Полюбив всем сердцем молодого красивого офицера, Вера решилась на супружескую измену ради своего чувства. Она впервые смогла полюбить по-настоящему, отдав всю себя без остатка любимому мужчине. Обладая умом и природной мудростью, Вера смогла принять Печорина таким, каким он был на самом деле — со всеми его недостатками, слабостями, дурными наклонностями. Вера поняла, что нет смысла ждать от Печорина сверх того, что он мог ей предложить, и просто наслаждалась сильным и ярким чувством.

Личность Веры раскрывается и в её отношении к сыну. По сути, это единственный человек, к которому она привязана на этой земле. Ради благополучия своего ребёнка Вера повторно вышла замуж без любви, исключительно по расчёту. Прекрасно понимая, что дни её сочтены, женщина пожертвовала своей молодостью и красотой ради будущего сына.

Вера не способна бороться за свою любовь, строить жизнь так, как подсказывает ей сердце. Она подстраивается под жизненные обстоятельства, безропотно подчиняется воле тех, кто сильнее её. В итоге Вера чувствует себя глубоко несчастным, опустошённым человеком, неспособным на решительные поступки.

Вернер

Биография

Вернер — мужчина среднего возраста, русский по происхождению, несмотря на немецкую фамилию. В прошлом служил военным медиком на Кавказе, затем завёл практику на водном курорте Пятигорска, где было много богатых клиентов.

Внешность Вернера неказиста, а из-за разной длины ног он вынужден передвигаться с помощью трости. Однако благодаря природному обаянию и поэтической натуре доктор способен нравиться женщинам.

Волей судьбы Вернер побывал в разных городах и даже имел врачебную практику в Москве. Благодаря своему профессионализму он мог бы нажить целое состояние, однако в силу своего характера так и остался бедным, скромным человеком.

Будучи близким приятелем Печорина, Вернер соглашается быть его секундантом на дуэли с Грушницким. Как верный друг, он предупреждает Григорию о смертельной опасности — незаряженном пистолете. Однако после дуэли Вернер меняет своё отношение к Печорину, который демонстрирует полное равнодушие к судьбе Грушницкого. Они прощаются, полностью разочаровавшись друг в друге.

Образ Вернера

В романе «Герой нашего времени» Вернер выступает в роли своеобразного двойника Печорина. Подобно главному герою, доктор является большим эгоистом, скептиком и материалистом, который прекрасно разбирается в психологии.

Однако даже суровая профессия Вернера, в которой он должен проявлять холодность и беспристрастность, не заглушила в нём живые человеческие чувства. Он способен сопереживать, проявлять милосердие, не оставаться чёрствым к страданиям людей. В Вернере не атрофированы нравственные идеалы и в этом он заметно отличается от Печорина.

Особенностью доктора является и удивительная дисгармония его внешнего и внутреннего образа. Обладая несовершенной внешностью, будучи слабым, некрасивым калекой, Вернер поражает глубиной и богатством своей натуры. Это прекрасно образованный, эрудированный, тонко чувствующий человек, чьи аналитические способности, проницательность и знание человеческой природы не могут не восхищать.

От природы Вернер является безучастным созерцателем. Он не готов брать ответственность за решительные поступки, не способен своими силами менять судьбу. При возникновении каких-либо трудностей, проблем или недоразумений он привычно отходит в тень, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны.

Вулич – человек, с которым свела судьба Печорина из романа “Герой нашего времени”, когда тот служил недолгое время в казачьей станице. Это второстепенный герой, однако его образ очень яркий и запоминающийся, благодаря вере в мистику, предопределение и рок. В нашей статье представлена развёрнутая характеристика Вулича с цитатами.

Знакомство с героем

Вулич был сербом:”высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…”. Поручик был молчалив, говорил редко, выразительно и вдумчиво. Он не отличался дружелюбием, весёлым нравом или тягой к спиртному. Единственной страстью поручика была игра, азарт. Как правило, он проигрывал, но упрямство не давало мужчине покоя, желание выиграть и доказать всем, что он удачлив, заставляло играть снова и снова.

О семье и жизни Вулича ничего не известно, сослуживцы лишь упоминали, что он не любил этих тем и никогда не касался их в беседах. К женскому полу поручик был также равнодушен. Игра в карты была для него единственным и самым желанным наваждением. В его судьбе была какая-то большая тайна или трагедия, которая оставалась загадкой. Только взгляд серба-красавца выдавал его: тоска, боль или что-то неведомое читалось во взгляде. Вулич – не просто любитель риска, он отчаянный человек. Такими бывают лишь те, кто всё потерял.

Показателен случай из жизни поручика, о котором рассказывают его сослуживцы. Страсть к игре у Вулича достигала такой силы, что однажды, когда её прервало нападение врага, поручик доиграл под огнём, отдал то, что должен….и с чистой совестью, бесстрашно бросился “рубить врага”.

Пари

Печорин соглашается на пари, которое предлагает Вулич, чтобы доказать, что существует рок, судьба. Все, наблюдавшие эту сцену, в ужасе следят за тем, как поручик заряжает пистолет, случайно снятый со стены… Вулич делает ставку и направляет оружие себе в лоб. Происходит осечка, следующий выстрел в стену доказывает, что пистолет исправен. Довольный, внутренне ликующий поручик забирает выигранные деньги. Печорин замечает, что он очень удачлив. Вулич отвечает, что это впервые в жизни, понимая цену своей “счастливой игры”. Однако, ещё в начале пари, Печорин замечает “печать смерти” на лице поручика и говорит ему об этом. После пари Вулич немного раздражённо относится к напоминанию Печорина:”отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть?”… Все расходятся и отправляются спать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: