ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.




Алгоритм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ОУ. Социальным педагогом, воспитателями заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия вновь прибывших детей. На данном этапе работы осуществляется взаимосвязь детского сада с детской поликлиникой, в частности с участковыми врачами и медсестрами. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления и профилактики семейного неблагополучия.

Работая с семьей, важно изучить следующие факторы:

-состав семьи, структуру(полная, неполная, многодетная, в разводе и т.д.),

-жилищно- бытовые условия;

-материальная обеспеченность;

-воспитательный потенциал семьи;

-характер взаимоотношений в семье.

Основной информацией о воспитаннике и его семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

Утомленный, сонный вид;

Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия;

неумеренный аппетит;

отставание в психическом и физическом развитии;

чрезмерная потребность в ласке;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

признаки физического насилия в семье:

- боязливость ребенка;

-проявление тревоги в форме тиков;

-сосание пальца, раскачивание;

- боязнь идти домой;

-жестокое обращение с животными;

-стремление скрыть причину имеющихся травм на теле.

Формы социально-педагогической помощи семье.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж.

Он проводится с диагностической, контрольной, адаптационно-реабилитационной и профилактической целью. Во время патронажа выявляются проблемные ситуации, может быть оказана незамедлительная помощь.

Патронаж дает возможность наблюдения за семьей в ее естественных условиях. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов:

-принцип самоопределения семьи;

-принцип добровольности принятия помощи;

-принцип конфедициальности.

Диагностический патронаж проводится для ознакомления с условиями жизни, изучения возможных факторов риска.

Контрольный патронаж проводится с целью оценки состояния семьи и ребенка, изучения динамики проблем.

Адаптационно-реабилитационный патронаж проводится для оказания конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы прежде всего в отношении асоциальных семей. Постоянное наблюдение в какой-то мере дисциплинирует семью, позволяет своевременно выявить возникающие кризисные ситуации.

Еще одна из форм работы с семьей является консультационная беседа.

Наиболее распространенные приемы консультирования:

-внушение;

-убеждение;

-художественные аналогии;

-мини-тренинги и пр.

Социально-педагогический мониторинг семьи- научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников о процессах и событиях семейной жизни(членами семьи по собственной инициативе), так и полученных в ходе организованного исследования (опрос, анкетирование, психологические методики)

Методы работы социального педагога с родителями.

- систематическое разносторонне педагогическое просвещение родителей;

-привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;

-формирование у родителей потребности в самообразовании.

Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:

-с коллективом родителей,

-индивидуально.

ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1. Принятие плана работы СП ОУ.

2. Выявление неблагополучных семей

3. Изучение причин неблагополучия семьи

4. Ведение картотеки неблагополучных семей

5. Консультации для педагогов

6. Консультации для родителей

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»

8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

9. Заседание СП с приглашением родителей из неблагополучных семей

10. Патронажи в неблагополучные семьи

11. Сотрудничество с социальными партнерами

(органы опеки и попечительства), КДН и ЗП, ОП, специалистами поселковой администрации и др.

12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей

13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи

14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ОУ в целях преемственности и непрерывного социально-педагогического сопровождения.

15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.),

16. Анализ работы с неблагополучными семьями.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: