Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития. Школы в истории управления
Вопросы для обсуждения
1.Опишите некоторые различия между организациями древности и современными организациями.
2. Кратко опишите три подхода к управлению.
3. Кратко опишите три школы управленческой мысли, которые получили развитие в первой половине ХХ века.
4. Проведите различия между открытой и закрытой системами.
5. Каковы четыре функции процесса управления.
6.Опишите (по материалам периодической печати) опыт работы организаций, в которых прослеживаются три школы управленческой мысли.
7.Почему США являются родиной современного управления?
8.Приведите примеры организаций, которые управляются сейчас также, как, и в древние времена.
9. Одно из положений доктрины человеческих отношений гласит: «человек представляет собой социальное животное». Как вы понимаете это утверждение?
10. Что такое обучающая организация?
11.Что такое идентифицировать проблему?
12.В чем конкретно на практике выражается наделение властью?
13.Как называется бизнес, при котором товары и услуги продаются через Интернет?
Кейс - стади
1. В книге Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати Цезарей» даётся описание жизнедеятельности Тиберия. Проанализируйте пп.27-34,37 жизнеописания.
Применительно, к какой школе управления можно отнести стиль и деятельность Тиберия по управлению государством? Свой ответ обоснуйте.
2. В процессе выполнения производственного задания один из рабочих штамповочного цеха автомобильного завода заметил дефект в стальных пружинах, который проявлялся довольно-таки часто. Со своими опасениями он обратился к начальнику цеха. Начальник цеха не очень четко представлял себе, что имел ввиду рабочий, когда описывал причину дефекта. Между тем рабочий заявил, что он знает, в чем причина (дело в поставщиках-сталелитейщиках) и что надо поставить их руководство в известность.
|
Принципы, каких школ управления проявились в данном случае?
Чтобы вы предприняли на месте начальника цеха для того, чтобы разрешить возникшую проблему?
3.Вы являетесь председателем открытого акционерного общества, где 80 процентов акций принадлежит коллективу предприятия. В последние 3 года наблюдается спад производства. Вам пришлось принять нелегкое решение об увольнении значительного количества сотрудников предприятия.
Опираясь на положения «школы человеческих отношений», предложите возможные варианты действий руководства в данной ситуации.
4 Известный в мире специалист в области рекламы и маркетинга Джек Траут, характеризуя шведский стиль управления, отмечает, что его отличает четкость. Если швед работает- он работает. Начинает работу вовремя, заканчивает вовремя, в рабочие часы полноценно трудится. Шведы не перерабатывают, но все время, отведенное на работу, они занимаются делом, а не слоняются из угла в угол. Это относится и к высшему менеджменту, и к самому простому работнику. Место любого рабочего всегда прекрасно организовано, там все на месте, каждый винтик и гайка. Такое распределение времени приносит большую отдачу. В шведах нет бесшабашности. Они знают, когда выпить, могут вечером посидеть, но утром вновь будут работать с полной отдачей. Такого понятия как: «понедельник день тяжелый» в Швеции не существует.
|
Какая школа управления прослеживается в описанной выше ситуации? Охарактеризуйте её.
Какие принципы управления можно выделить в данном примере? Дайте им характеристику.
5.Каждый год GE Capital созывает так называемые «мечтательные собрания». Для того, чтобы расширить перспективу, каждое из предприятий компании привлекает различных сотрудников к этим заседаниям по планированию бюджета и разработке стратегии. Участники проводят несколько часов, а то и целый день за обсуждением задач развития бизнеса в ближайшие три года и способов их решения.
Охарактеризуйте школу управления, описанную в данной кейс-стади.
Ниже приведены категории сотрудников, которые могут быть привлечены на такие совещания. Какой из категорий сотрудников вы отдали бы предпочтение и почему?
а) энергичные и перспективные люди;
б) сотрудники, работающие в подразделениях организации, географически удаленных от штаб-квартиры.
6. Тайфун «Наби» накрыл о. Сахалин. О движении стихии оперативные службы и население информировались в реальном времени- по радио и телевидению.
Чтобы снизить предполагаемый ущерб, чрезвычайная комиссия сосредоточила основные усилия на оповещении населения о прохождении тайфуна, подготовке медицинских учреждений к работе в экстремальных условиях, создании запасов медикаментов, продуктов питания и товаров первой необходимости.
Департамент здравоохранения Сахалинской области обеспечил дежурство бригад Скорой и неотложной медицинской помощи. Сахалинское пограничное управление готово все силы и средства бросить для оказания помощи в ликвидации возможных последствий тайфуна. Главное управление МЧС обеспечивает готовность подразделений и оперативных групп к действиям в районе чрезвычайной ситуации.
Комиссии по ЧС постановили финансовым управлениям при необходимости без промедления выделять финансовые средства из резервного фонда администраций на ликвидацию последствий стихии.
В городских больницах Петропавловска-Камчатского сформированы мобильные бригады врачей. В палатах на случай отключения электроэнергии имеются фонарики. По тревоге больные будут эвакуированы в бомбоубежище. В больнице прошли учения, и до всех пациентов был доведен план действий. В больницах создан запас продуктов и питьевой воды.