Этнические общности. Малые социальные группы
Этнические общности.
Видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этнос, которые могут быть представлены различными социальны ми образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним — самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.
Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывался в ходе развития хозяйственных, политических к других связей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а так же связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
|
Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единая общность. Религия же как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов — этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. д.
Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей>’, с «родным языком>’.
Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа.
С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность. Например, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Рос сия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы и белорусы принадлежат к одному русскому этносу.
|
Русский этнос формируется на базе славянского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.
Как отмечалось ранее, важнейшим элементом формирования и функционирования любого этноса является такой элемент духовной культуры, как мировоззренческий, включающий в себя мифологические и религиозные представления. В этих представлениях происходило единение природного и духовного начала, природного и духовно-нравственного мира человека. Мировоззрение русского этноса начало складываться на основе языческих верований славян, которые нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах в догосударственный период его существования. Наиболее значительным в языческих верованиях древних славян был культ бога Рода, олицетворяющего начало жизни, продолжение рода. Род в этих верованиях представлялся в качестве вселенского божества, носящего космический характер. Наряду с Родом древние славяне выделяли три сферы: небесную, земную и подземную. Небесная сфера была представлена Даждь-богом — божеством света, солнца, подателем благ, родоначальником русских людей, а также Перуном — богом грозы и молнии, покровителем волков. Земная сфера включала Мокошь — мать урожая, хозяйку «рога изобилию>, и Ладу — покровительницу весенней, пробуждающей силы. Подземный мир, в котором покоятся предки, представлен богом Велесом. Верования древних славян воплощались в обрядах, праздниках и т. д.
|
Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине I в. С этого времен начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация.
Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину, нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа со стоит из индивидов, которые:
1) являются гражданами одного государства;
2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников;
3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.
П. А. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим язы ком и территорией, она действительно образует нацию.
Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IХ в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.
Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце Х века православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 988 г. князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IХ до ХУIII века. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в том числе и западной культуры.
Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Позднее развитие духовно основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства. -
История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В род ной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное Время» ХУI в. или период революции и гражданской войны начала ХХ в.). Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.
2. Социальные группы - это различные общности индивидов, скрепленные специфическими социальными солидаристскими связями и отличающими их от других групп свойствами и потребностями.
Современное общество демонстрирует великое многообразие социальных групп. Это многообразие прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы. На основании этих признаков члены данной общности выделяют себя среди других, разделяя окружающих на “своих” и “других”. Среди этих признаков можно назвать социальное положение людей, их место и функции в социально-экономической структуре общества, интересы и ценностные ориентации, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования и местожительства критерии, способы участия людей в политике. Таким образом, социальные группы отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов (расовые, половые, возрастные, национальные, этнические, территориальные и т.п.).
Социальные группы различаются и по другим основаниям. Так, есть социальные группы, для которых характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, контактов. Такие взаимодействия, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно они называются малыми группами. Наличие прямого контакта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает идентификацию “Я” индивида с общегрупповым “Мы”.
Под большими группами имеются в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосредственными контактами, и особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие. В этом аспекте, если рассматривать их со стороны солидаристских, а не биологических связей, к большим группам могут быть причислены и нации.
Группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь). В больших группах формализованным может быть только костяк, вся же группа к этому костяку не может быть сведена.
Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т.е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, цели. Идентифицируются эти группы в зависимости от их цели. Кроме того, можно говорить о кратковременных, спорадических и постоянных, малых и больших, с автоматическим или постоянным членством, господствующих и подчиненных группах и т.д.
Признаки социальной группы как типа социальной общности:
1. Система взаимодействий в группе и регуляции отличается многообразием и многослойностью: парные связи между партнерами опосредуются интересами общности, связи внутри общности опосредуются “конкуренцией” с другой общностью, личное не входит в сложное и противоречивое взаимодействие с общим, общностным.
2. В социальной группе возникают специфические моменты духовной регуляции социальных связей.
Среди объединенных в группы людей возникает единство ведущих духовных регуляторов: ценностей, норм, принципов поведения. Особое значение приобретают ценности социальной солидарности. Синтез этих особенностей духовной регуляции связей в социальных группах способствует формированию чувства принадлежности к группе, причислению себя к группе “Мы”. Индивид берет на себя обязательства по отношению к “Мы”, перенимает традиции и нормы отношений, присущие этой группе. Его самооценка строится на основе ценностей этой группы. У членов группы появляется чувство собственного отличия и преимущества перед “другими”. Связи взаимной помощи, координации и солидарности в рамках социальной группы институализируются, приобретают предсказуемый, управляемый характер.
Признаками внутренней организованности являются наличие органов управления, форм контроля и т.д.
Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп
Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.
Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.
Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.
Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.
Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом. Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.
Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт.
Малая группа имеет ряд отличительных признаков:
1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;
2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;
3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;
4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;
5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.
Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.
Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюб-ленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.
Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.
Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.
Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.
Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.
Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.
В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.
При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы.
Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.
Помимо указанных типов социальных групп в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер. Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.
Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа.
Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.
Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.
Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.
В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.
Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожно-транспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение.
Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.
Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.
Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.
Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.
Действия сборища направлены на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.
Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы – восставшая толпа.
Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.
Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.
Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:
1) внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;
2) анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;
3) спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;
4) неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.
В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.
Тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и т. п. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные.
В действующей толпе, особенно в сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.
В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто как может» и соответствующее распределение ролей).