Тестовые задания и разбор




Задание №3 ОГЭ по русскому языку

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Алгоритм выполнения

Необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности.

Для этого:

1) вспоминаем значения лингвистического термина;

2) внимательно читаем каждое предложение и определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

3) выбираем ответ.

Иногда в задании от нас требуют определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя.

Для этого:

1) читаем список изобразительно-выразительных средств языка;

2) вспоминаем значения лингвистических терминов;

3) читаем предложение еще раз и думаем над тем, какое средство выразительности использовано в нем;

выбираем ответ.

Метафора – слово в переносном смысле. Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет – образное определение предмета или действия. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Д убовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК): Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительное в творительном падеже: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Гипербола – преувеличение: Я тебе миллион раз говорил.

Литота – преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания: Сейте разумное, доброе, вечное

Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме: Они сошлись. Волна и камень, с тихи и проза, лёд и пламень.

Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого;
б) прилагательное после существительного;
в) наречие после глагола.

Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… ( Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. На кого не действует новизна?

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности:
О Русь моя! Жена моя!

Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем: ленивый, ленится, лентяй.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения: реветь, дочурка, продажный

Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье !"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"

Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река.

Оксюморон - сочетание несочетаемого: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

 

Тестовые задания и разбор

 

1 вариант

Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Метафора - слово в переносном смысле. В данном задании встречается только во втором варианте ответа.

вынули из её души

Ответ: 2

2 вариант

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.

По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.

Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.

Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.

Фразеологизм, как мы помним – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл. В первых трех предложениях ничего такого нет, зато в последнем мы видим устойчивое сочетание «были как на ладони».

Ответ: 4.

 

3 вариант

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом. 2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.3. Характер у неё был вулканического происхождения.4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Олицетворение – приписывание человеческих действий, качеств чему-либо неодушевленному, явлению природы. Мы встречаем его во втором предложении; яблоньки и огороды СБЕГАЛИ в низину. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.

Ответ: 2.

 

Ответы

Вариант      
Ответ      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: