Задание №3 ОГЭ по русскому языку
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Алгоритм выполнения
Необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности.
Для этого:
1) вспоминаем значения лингвистического термина;
2) внимательно читаем каждое предложение и определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
3) выбираем ответ.
Иногда в задании от нас требуют определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя.
Для этого:
1) читаем список изобразительно-выразительных средств языка;
2) вспоминаем значения лингвистических терминов;
3) читаем предложение еще раз и думаем над тем, какое средство выразительности использовано в нем;
выбираем ответ.
Метафора – слово в переносном смысле. Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
Эпитет – образное определение предмета или действия. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Д убовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК): Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Гипербола – преувеличение: Я тебе миллион раз говорил.
Литота – преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания: Сейте разумное, доброе, вечное …
Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме: Они сошлись. Волна и камень, с тихи и проза, лёд и пламень.
Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого;
б) прилагательное после существительного;
в) наречие после глагола.
Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… ( Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. На кого не действует новизна?
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности:
О Русь моя! Жена моя!
Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем: ленивый, ленится, лентяй.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения: реветь, дочурка, продажный
Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье !"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"
Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река.
Оксюморон - сочетание несочетаемого: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
Тестовые задания и разбор
1 вариант
Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Метафора - слово в переносном смысле. В данном задании встречается только во втором варианте ответа.
вынули из её души
Ответ: 2
2 вариант
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Фразеологизм, как мы помним – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл. В первых трех предложениях ничего такого нет, зато в последнем мы видим устойчивое сочетание «были как на ладони».
Ответ: 4.
3 вариант
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом. 2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.3. Характер у неё был вулканического происхождения.4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Олицетворение – приписывание человеческих действий, качеств чему-либо неодушевленному, явлению природы. Мы встречаем его во втором предложении; яблоньки и огороды СБЕГАЛИ в низину. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
Ответ: 2.
Ответы
Вариант | |||
Ответ |