Задание №10 по обществознанию: анализ графиков и схем




При выполнении задания под номером 10 в ЕГЭ по Обществознанию часто возникают затруднения. Данное задание связано с анализом экономического графика, на котором происходят изменения либо спроса, либо предложения на определенном рынке.

Первое, что хотелось бы отметить, это необходимость четкого запоминания букв-символов, которыми обозначаются спрос и предложение. Так, спрос — это всегда D, новое положение, вызванное воздействием на него факторов — D1, в свою очередь предложение обозначается — S, а новое положение, вызванное воздействием на него факторов — S1.

Во-вторых, с целью экономии времени и сил, при анализе экономического графика, следует обратить внимание, в большей степени, на «вектор» смещения либо спроса, либо предложения. В качестве универсального правила, необходимо запомнить, что если спрос, либо предложение перемещаются в правовую сторону, то они на рынке возрастают, а если в левую, то снижаются. Примеры:

А) увеличение предложения

Б) уменьшение предложения

В) увеличение спроса

Г) уменьшение спроса

Таким образом, определившись с тем, что произошло со спросом или предложением, вы четко должны выбрать какие неценовые факторы изменения спроса или предложения смогли вызвать данные сдвиги. Да, именно знание неценовых факторов, которые могут повлиять на изменения спроса или предложения, позволят вам правильно выполнить данное задание.

Неценовые факторы спроса:

1) Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос на товар увеличивается, при уменьшении дохода — уменьшается.

2) Вкусы, мода. При росте потребительских предпочтений спрос на товар увеличивается, при снижении – уменьшается.

3) Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса.

4) Цены товаров-заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями.

К другим неценовым факторам спроса относят:

5) Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

6) Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.

Неценовые факторы предложения:

1) Уровень технологии. С ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение.

2) Цены ресурсов. С увеличением цены на ресурсы предложение уменьшается, с уменьшением цены — увеличивается.

3) Величина налогов. С увеличением налога на производителя предложение уменьшается, с уменьшением налога — увеличивается.

4) Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.

К другим неценовым факторам предложения относят:

5) Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство.

6) Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот.

РРассмотрим пару примеров:

1. На графике отображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

1. Повышение процентов по автокредитам.

2. Рост тарифов на электроэнергию.

3. Снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей.

4. Снижение возраста получения водительских прав.

5. Рост числа производителей автомобилей.

Для выполнения задания нужно знать, какие факторы могут повлиять на спрос, а какие – на предложение. Разберем все варианты по порядку. Повышение процентов по автокредитам актуально для тех, кто приобретает машины, а не производит их – значит, этот вариант точно не подходит, поскольку в задании речь идет о кривой предложения, а не спроса. Рост тарифов на электроэнергию может повлиять на предложение, однако такая ситуация скорее привела бы к его снижению, а на графике видно, что предложение увеличилось – этот вариант также неверен. А вот следующий – снижение цен на комплектующие – уже можно записать в число подходящих, ведь это позволяет производителям увеличить закупки комплектующих и объемы производства самих автомобилей. Снижение возраста получения прав, опять же, относится к спросу, а не предложению. Последний же вариант однозначно подходит: производителей становится больше, следовательно, растет и ассортимент продукции их сегмента.

Ответ: 35.

2) На графике отображена ситуация на рынке бытовой техники: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

1. Увеличение числа производителей.

2. Снижение уровня доходов потребителей.

3. Рост цен на комплектующие изделия.

4. Повышение цен на товары данной категории.

5. Рост уровня доходов граждан.

Как видим, кривая сдвинулась влево – значит, спрос на бытовую технику упал. Увеличение числа производителей вряд ли могло на это повлиять, а вот падение уровня доходов потребителей точно относится к одному из факторов снижения спроса. Рост цен на комплектующие изделия – фактор предложения, а не спроса. Повышение цен на бытовую технику могло повлиять на то, что люди стали меньше ее покупать – значит, этот вариант подходит. А рост уровня доходов граждан, напротив, привел бы к росту спроса, а не к его падению.

Ответ: 24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: